ESG – это больше не хайп, это не надстройка над бизнесом, это и есть способ ведения бизнеса. И давление на компании будет расти со всех сторон.
Стратегию компаний в ESG определяет все более широкий круг стейкхолдеров. Мы видели, как суд в Нидерландах обязал Shell изменить свою стратегию декарбонизации. На конференции СОP26 была поставлена более агрессивная мировая цель по снижению выбросов СО2. Хочешь поставлять на мировой рынок – соответствуй. Главное событие лета – введение трансграничного углеродного регулирования в ЕС с 26 года. Это коснётся всех российских экспортеров. Растут требования и потребителей. При этом пока всего около 100 российских компаний публикуют свою нефинансовую отчетность.
ESG касается не только публичных компаний, у которых есть зарубежные инвесторы. Россия объявила, что к 2060 году достигнет углеродной нейтральности. Значит, такую цель должны будут иметь все наши компании, как публичные, так и частные. Раскрытие ESG-информации становится обязательным, а не добровольным. В этом смысле у публичных компаний, который вышли на путь прозрачности раньше, есть небольшое преимущество.
Система оценки по ESG создавалась как система риск-менеджмента для инвесторов. Сегодня ESG-факторы учитывают уже до 90% управляющих фондами. Скоро кредитное финансирование от международных банков нельзя будет привлечь, если компания не улучшается в сфере ESG. Это требование будет зашито в условиях кредита. Их можно понять – штрафы за экологические и прочие нарушения становятся колоссальными и в некоторых случаях могут привести к банкротству бизнеса. Поэтому понятие «ESG-дефолт» компании стало реальностью.
Мир движется от shareholder к stakeholder capitalism. Молодые сотрудники выбирают компании, которые решают общественно-важные проблемы. Аналогичной логики придерживаются розничные инвесторы. Жители регионов хотя иметь исчерпывающую информацию о промышленных объектах у них под боком.
Зачем еще улучшаться? Гордость – сильный драйвер улучшений в ESG. Он сильнее лени. Есть акционеры, которые хотят иметь лучшие компании. Это их продолжение. Как говорил Гагарин, если уж быть, то первым. Один инвестор мне сказал, что если у компании все хорошо с буквой G, то и буквы Е и С хорошие. Вы не можете строить эффективную компанию с правильной культурой без ESG.
Есть стереотип, что ESG – это только экология. Улучшаться надо по всему спектру ESG, а не только в экологии. Тем более, что для рейтингов вес показателей в G может быть даже выше.
Важно отвечать на запросы всех исследователей, так как запрос в обществе на ESG-информацию высокий, а часть ведущих ESG-анкет закрыты платным доступом. Профессиональным игрокам нужен сухой файл Excel с цифрами, а широкой публике – яркий, простой и доступный контент в соцсетях. Надо идти от запроса пользователя ESG-информации. В этой связи важно работать и с российскими аналитическими домами. Они помогают формировать доверие к бизнесу, особенно к промышленному в регионах присутствия. Внешний, независимый взгляд крайне важен, когда речь идет например об экологической обстановке в конкретном регионе.
Итак, как построить процесс работы с рейтингами? Смотрим стартовые позиции компании против конкурентов. Изучаем причины отставания. Детально изучаем вес каждого фактора в анкете. Дальше – математика. Моделируем потенциал улучшения ESG-рейтинга от реализации новых инициатив. Важно быть проактивными. Не бояться спорить с исследователями, если они некорректно вас оценивают. Человеческий фактор – ошибки часто встречаются в анкетах.
Большую значимость приобретает качество ESG-данных. Желательно иметь внешний аудит метрик. Многие компании, как и наша, занимаются сейчас автоматизацией процесса сбора ESG-данных, чтобы ускорить и выпуск ESG-отчета.
Но работа с рейтингами – вершина айсберга. Отправная точка в целеполагании по ESG – это определение уровня амбиции компании. Без этого компания не сможет научиться оценивать производственные и социальные проекты на равных, сделать так, чтобы экологические и социальные инициативы получали «зеленый свет» даже если их окупаемость не будет быстрой. Еще момент, пришло время коопераций. Например, в вопросах декарбонизации. Это очень сложная задача, пока больше вопросов, чем ответов. Поэтому «Северсталь» выступила с инициативой подписания климатического меморандума с нашими партнерами, клиентами и другими заинтересованными внешними организациями. Цель – создать сообщество для обмена опытом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: