
Встречайте новое словосочетание для вашего ESG-словарика – это carbon cowboys, или «углеродные ковбои».
Эти словечки уже несколько месяцев как завирусились в тематической прессе на южноамериканском континенте.
А на днях на этих «ковбоев» долго жаловался высокопоставленный бразильский чиновник Рафаэль Дюбо, который занимается планами экологической трансформации в правительстве этой южноамериканской страны.
*«Углеродные ковбои» — это такие бразильские чичиковы. Вместо «мёртвых душ» они интересуются углеродными офсетами – однако с гоголевским персонажем их сближает умение делать деньги из воздуха.
Но обо всём по порядку.
Банки, инвестиционные фонды и большие бизнесы готовы платить огромные деньги за углеродные офсеты – тем более, когда ты каким-то боком спасаешь леса Амазонии, прозываемые «лёгкими планеты».
И появилось немало тех, кто готов помочь финансистам красиво расстаться с этими деньгами!
Множество больших и маленьких частных «углеродных компаний» (carbon companies) сейчас рыскают по джунглям Амазонии, чтобы предложить живущим там индейцам выгодную сделку – получать деньги за то, что они и так делают.
Суть схемы в так называемом «предотвращённом обезлесении» (avoided deforestation).
То бишь изначально делается предположение, что при нормальном порядке вещей уже завтра во все амазонские джунгли зайдут нефтегазовые гиганты, добытчики минералов или лесозаготовщики (а то и все вместе).
И пришельцы тут же вырубят под самый корешок все джунгли, оставив только пеньки, — что, несомненно, ударит по климатическому здоровью планеты.
Но если заплатить толику малую местным племенам, то те самим фактом своего проживания защитят амазонские леса от поругания.
Проблема тут, правда в том, что платежи за «предотвращённое обезлесение» очень часто, как выясняется, являются платой за участие в фикции.
Большинство таких земель никто и не собирался эксплуатировать, то есть индейцы получают какие-то деньги просто ни за что. А «карбоновые компании» оформляют договора с индейцами в красивые офсеты и продают втридорога корпорациям из Первого мира.
Вот так в одном из расследований описываются переговоры компании Carbonext с индейцами из общины Кайапо в одном из южных бразильских штатов:
«В декабре 2022 года тридцать лидеров индейских общин, представляющие семь ассоциаций, провели три дня в Сан-Паулу по приглашению компании Carbonext, которая разрабатывает проекты углеродных кредитов и торгует кредитами, полученными в результате охраны лесов. В ходе встреч руководители компании предложили соглашение о партнерстве, которое предоставило бы фирме эксклюзивные права в течение как минимум тридцати лет на управление углеводородом, улавливаемым лесами, на территории площадью в 3,28 миллиона гектаров, что размером с Бельгию и в 21 раз больше площади города Сан-Паулу».
(Излишне говорить, что доселе никто не вынашивал планов лишить деревьев всю эту огромную территорию).
Дело было на мази, контракты заключались один за другим.
Но тут вмешался прокурор штата Рафаэль Мартинс де Сильва, который начал досудебное расследование. В надзорном органе пришли к выводу, что, хоть формально законы не были нарушены, но что-то тут нечисто.
Прокурорам не понравилось, что в бумагах компании даётся право «осуществлять надзор над территориями» и «определять задачи», выполнять которые предстояло бы местным общинам. Правоохранители заподозрили, что коммерсанты собираются подменить собой государственные органы.
Но свой прокурор имеется и в корпорации Carbonext. Начальник службы комплаенса Алмир Санчес пришёл в мир карбоновых кредитов прямиком из бразильской федеральной прокуратуры – и сейчас он категорически не согласен со своими бывшими коллегами в мундирах, называя их придирки «патернализмом», не позволяющим индейцам и коммерсантам слиться в дружеском экстазе.
Как бы то ни было, попав на радары бразильских властей, компания Carbonext сочла за благо добровольно расторгнуть заключенные с индейцами соглашения. Бизнесмены согласились подождать, пока государство вместе с коренным населением разработает планы перспективного развития для этих территорий.
Однако фирма Carbonext – это большой игрок рынка, она играла по-крупному и привлекла внимание.
В то же время десятки небольших «карбоновых компаний», у некоторых из которых нет даже веб-сайта, снуют по притокам Амазонки, подписывая соглашения с небольшими общинами – и выгодой перепродавая «модные» амазонские офсеты на мировом рынке.
Часто аборигенов просто «кидают» после того, как соглашение подписано – зная, что полуграмотные обитатели лесов не смогут защитить свои права в суде.
Что ещё хуже, порой места, на которые заключаются «зелёные сделки», находятся под контролем криминальных старателей или преступных кланов. Так что даже небольшие деньги, на которые согласились племена, до них не доходят, оседая в бумажниках местных братков.
Происходящее приобрело уже такие масштабы, что в прессе порой называется «зелёным захватом земель» (green land-grabbing).
В пропитанной левыми идеями Южной Америке в эпитетах стесняться не принято. Потому одни всё это называют «новым словом в разграблении Амазонии», а другие клеймят карбоновые офсеты как «очередной способ капиталистической эксплуатации».
Работающие по экологическим делам юристы из фирмы Hernandez Lerner & Miranda Advocacia провели анализ территорий, с которых продаются карбоновые кредиты. К своему удивлению, они обнаружили, что в двух из одиннадцати проектов по «предотвращению обезлесения» спасаемые леса расположены на … территории заповедников.
То есть «карбоновые компании» готовы были за ваши деньги гарантировать вам, что никакая нефтегазовая компания не сунется в леса в заповеднике.
Это как если кто-то живущий в Москве у лесопарка «Серебряный бор» брал бы деньги за то, что он не вырубит завтра этот самый лесопарк.
Это лишь один из перекосов, которые критики отмечают в системе торговли карбоновыми офсетами.
Другой характерный случай – это то, что больше платят за те участки леса, которые находятся под угрозой уничтожения. Как иронично комментирует один из экспертов: «Если мой проект карбоновых офсетов рассчитан на 30 лет, то мне выгоднее, чтобы на соседних участках усердно рубили лес.
В общем, в Бразилии сейчас хотят защитить индейцев от нашествия «карбоновых ковбоев», а также обсуждают, не надо ли отправить серьёзно скомпрометированную методологию «предотвращённого обезлесения» на свалку истории.
Ну, а профессионалов ESG-отрасли в мире беспокоит, как отразятся становящиеся всё более громкими конфликты вокруг карбоновых офсетов на будущем этого направления экологического финансирования.
Ещё больше информации про устойчивое развитие можно читать в моём телеграмм-канале «Заметки ESG-начальника».
@заметки ESG-начальника
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: