Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Полина Котляренко,
программный директор социального предпринимательского проекта Everland

Мы в Everland большое внимание уделяем доступности сервисов и услуг для клиентов с инвалидностью, поскольку они прямо влияют на проблему экономической и социальной устойчивости нашего сообщества. Почему это важно? Зачем мне работать, если я не могу потратить свои деньги с достоинством? 

Доступность услуг — это целый набор факторов факторов: доступность платформ (сайтов и мобильных приложений), доступность физической инфраструктуры, умение сотрудников помочь клиенту в случае необходимости, доступная реклама и много других инфраструктур, которые важно рассматривать с точки зрения универсального дизайна.

Зачем это все бизнесу? 

Ответ очень простой, точнее их два: бизнес теряет клиентов, если услуги и сервисы недоступны, и государство требует не допускать дискриминации и обслуживать всех клиентов с одинаковым уровнем комфорта и сервиса. 

И речь не только про клиентов с инвалидностью. По данным Росстата в России порядка 80 млн людей можно считать маломобильными и нуждающимися в доступных услугах: 

  • 37 млн пожилых граждан,
  • 11 млн людей с инвалидностью,
  • родители с маленькими детьми,
  • люди с временными ограничениями здоровья, такими как потеря голоса или перелом ноги.

Любой человек может столкнуться с ограничениями мобильности и коммуникации. Поэтому важно, чтобы сервисы и продукты были доступны для всех. И не только для людей с особыми потребностями, но для их родных, друзей, знакомых. Это огромная аудитория, которую компаниям нельзя игнорировать.

В конце 2023 года мы провели исследование DisQuestion, посвящённое доступности продуктового ритейла для людей с инвалидностью. Оказалось, что 63% опрошенных самостоятельно заказывают продукты через сайт или приложение, а больше половины посещают сетевые магазины без посторонней помощи. Лишь 5,6% респондентов ходят в магазин с сопровождением близких. При этом затраты на покупки не отличаются от среднего чека по региону. Чаще всего респонденты выбирают для покупок «Пятёрочку», «Магнит» и «Перекресток». В онлайн-пространстве с большим отрывом лидировали Wildberries и Ozon.

При чем здесь упаковка?

Доступность упаковки — это фактор, прямо влияющий, выберет ли клиент ваш товар. Но пока вопрос универсального дизайна при создании форм-факторов (видов упаковок) разных товаров не самая популярная тема, к сожалению.

Чтобы помочь разобраться в этом вопросе, мы решили провести специальное небольшое исследование, чтобы показать, насколько удобна для людей с инвалидностью упаковка товаров. Как человек с нарушением мелкой моторики откроет герметичную крышку, а незрячий покупатель узнает состав продукта? 

Немного о деталях фокус-группы

Доступность упаковки особенно важна для людей с нарушениями зрения, а также для тех, у кого есть проблемы с моторикой рук или в целом ослаблены руки (это может коснуться большинства людей пожилого возраста). Эксперты нашей исследовательской команды — это представители данных целевых групп, они проверяли различные виды достаточно типичных товаров популярных брендов. Главная цель — определить, какие форм-факторы наиболее удобны, а какие — наименее и почему.

Тема доступности внешней оболочки товара важна, потому что неудобная упаковка влияет на выбор продукта покупателями. Если упаковка недоступна для использования, то такой товар не будет выбран, несмотря на его стоимость и качество.

В исследовании приняли участие четыре эксперта с инвалидностью:

  • Дана Дрожжина, незрячий эксперт, продюсер платформы цифровой грамотности для незрячих детей и подростков, певица и нутрициолог. 
  • Николай Шевцов, незрячий эксперт, тестировщик невизуальной доступности сайтов и приложений, до получения инвалидности работал налоговым инспектором в ФНС России.
  • Андрей Тимофеев, эксперт с ДЦП, менеджер маркетплейса, юрист по образованию.
  • Игорь Торопчин, эксперт с рассеянным склерозом, старший эксперт по планированию рекламы в СМИ с 10-летним опытом работы в международном рекламном холдинге. 

Мы пришли в магазин и купили разные товары. Это не реклама. Выбранная упаковка типична для многих брендов. Потом мы предложили нашим респондентам оценить выбранные форм-факторы* упаковки. В нашу продуктовую корзину попали “Вкусвилл”, “Ahmad чай”, “Самокат”, Splat, Organic Shop. Вот результаты нашего исследования:

  • Жидкое мыло в бутылке с помпой оказалось самым удобным вариантом для незрячего ‘эксперта. Однако участник, у которого ограничены функции левой руки, отметил, что ему трудно открывать помпу одной рукой. Он предпочёл бы более простую конструкцию с поворотным механизмом или защитным клапаном.
  • Чай в индивидуальных пакетиках понравился незрячему эксперту, но чтобы открыть целлофановую упаковку, ему пришлось воспользоваться грубым методом и порвать её руками. Обычно для таких манипуляций он использует пилочку для ногтей, поскольку нож для незрячего опасен. Почти никто из участников не смог  воспользоваться специальной лентой для снятия упаковки — язычок слишком маленький, его трудно найти.
  • Иван-чай  в  zip-упаковке участник с ДЦП открыл легко. Но затем у него возникли сложности — из-за нарушения моторики рук неудобно открывать и закрывать упаковку повторно. Эксперт с рассеянным склерозом, имеющий слабость рук,  отметил, что может открыть такую упаковку только зубами, потому что у него нет опоры, чтобы оторвать верхнюю часть. Однако такой способ не гигиеничен, так как  приходится облизывать грязную упаковку.
  • При тестировании баночки крема-баттера для тела у экспертов также возникли сложности. Внутри упаковки оказалась дополнительная защитная крышка — тонкая и прозрачная, с маленьким «язычком». Её невозможно открыть, не испачкав рук. При этом в описании товара нет информации о наличии такой защиты. Сложности также возникли с открытием второго крема: чтобы добраться до крышки, нужно оторвать часть пластиковой упаковки. Подобные упаковки часто используются для готовых супов. 
  • С маской для лица в виде тюбика с отвинчивающейся крышкой не возникло проблем с открыванием, но незрячий человек без посторонней помощи или специальных программ не может понять, что находится внутри упаковки — это может быть как маска для лица, так и майонез или бальзам. Чтобы узнать содержимое, нужно использовать обоняние или пробовать на вкус. Некоторые зарубежные компании наносили на свою продукцию шрифт Брайля, однако не все незрячие люди знакомы с ним.
  • Все участники эксперимента без труда открыли тюбик зубной пасты, но для незрячего человека было бы неудобно искать колпачок в случае падения крышки на пол. 

Игорь Торопчин: «Для меня важно, когда бренд заботится, чтобы мне было удобно. Если я сталкиваюсь с трудностями, открывая упаковку, то в следующий раз не покупаю данный товар».

Участники подчеркнули, что в одинаковой ценовой категории они выбирают продукты с удобной упаковкой и проверенным качеством. Это не только вопрос комфорта, но и насущная необходимость. Людям с особенностями здоровья важно не усугублять свое состояние.

Дана Дрожжина: «Я привыкла с рождения приспосабливать мир, который меня окружает так, чтобы мне было удобно, и было удобно всем. Для меня главное качество, как реагирует мой организм, моя кожа и волосы на эти продукты».

Какие в целом типичные проблемы бывают у людей с инвалидностью при выборе товаров

  1. Людям с инвалидностью бывает сложно объяснить сотруднику магазина, какая упаковка им нужна. Не все знакомы с разными форм-факторами одного и того же продукта.
  2. Упаковка для людей с особыми потребностями часто не доходит до конечного потребителя. Она, как правило, выпускается только ограниченными партиями в рамках промо-компаний, и в основном это происходит за пределами России. 
  3. Незрячие покупатели обычно сканируют смартфоном этикетки с помощью приложений Be My Eyes или «Умная камера» от Яндекс. Затем скринридеры, программы для распознавания текста, озвучивают состав продукта и прочие его характеристики. Но часто этикетки имеют недостаточный контраст или наложение элементов, что мешает распознаванию. Незрячие покупатели предпочитают онлайн-покупки — заказывают товары небольшими партиями, чтобы иметь возможность комфортно их изучить. 
  4. Онлайн-помощники существенно упростили жизнь людям с нарушениями зрения. Однако упаковка по-прежнему не отвечает требованиям универсального дизайна. Это вынуждает покупателей годами использовать одни и те же товары, избегая экспериментов из-за рисков для здоровья.

Доступность — это не только пандусы и широкие проходы. Без удобной и доступной упаковки люди с инвалидностью продолжают сталкиваться с барьерами..= Это превращает каждую покупку в многоуровневый квест — от выбора товара до его безопасного использования. И решить эту проблему можно только совместными усилиями. 

Какие будут выводы

  1. Упаковка не должна унижать человеческое достоинство. Например, открывать товар только с помощью зубов не только некомфортно, но и опасно. Есть риск проглотить содержимое, которое нельзя принимать внутрь.
  2. Упаковка должна открываться быстро и просто. Нельзя допустить, чтобы содержимое попало на людей и окружающие поверхности. Если прольётся горячий суп, можно обжечься, а если крем — испачкать одежду и другие вещи.
  3. Упаковка должна учитывать потребности людей с разными особенностями здоровья. Это так же важно, как правильная маркировка товара и его описание в карточке на сайте или на этикетке. 
  4. Покупателю важно понимать все особенности упаковки перед покупкой. Это помогает избежать неприятных сюрпризов и гарантирует доступность товара.

Что делать, чтобы упаковка была доступной

  1. Важно обратить внимание на этот фактор – он должен быть не “рекламной изюминкой”, а нормой уважения и заботы о всех клиентах.
  2. Нужно проводить исследования с участием экспертов с инвалидностью и изучать их реальные потребности, не делать ради галочки – мы можем встретить такие примеры с использованием шрифта Брайля, который может быть нанесен неверно на упаковку.
  3. Важно сделать обязательным изучение задач универсального дизайна в учебных заведениях, чтобы специалисты учитывали сразу эти факторы при проектировании форм-факторов.
  4. Компании могут вводить специальные чек-листы, которые учитывают факторы доступности и универсального дизайна при выборе подрядчиков, запуске продуктов, проектировании рекламных кампаний.

_____________________

* Форм-факторы — совокупность физических характеристик упаковки: размеры, объём, расположение функциональных элементов (крышек, ручек) и материалы, из которых она изготовлена.

Фото Everland

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: