Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Марат Файрушин,
директор коммуникативного агентства "ABCCOM"

Как отмечают многие профессионалы (это было замечено и на конференции “ESG*- корпоративная социальная ответственность” в феврале этого года, которую организовала газета «Ведомости» (Санкт-Петербург)), сейчас царит определенный подъём интереса к тематике КСО/ESG. Некоторые даже называют это эйфорией (как заявила в своем выступлении Антонина Левашенко из Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР при РАНХ и ГС).

Но давайте перед тем, как давать свою оценку этой «эйфории» скажу несколько слов об истории возникновения КСО, трансформации в ESG, чтобы исследователям, занимающимся этой проблематикой, не было обидно, что об этом пишут люди, которые многого не знают.

Этим материалом хотел бы открыть небольшой цикл материалов об истории КСО как преемницы ESG и попытаемся кратко осветить разные подходы к оценке КСО.

КСО в своем первоначальном виде как озабоченность компаний социальными и, прежде всего, нравственными проблемами стала появляться в середине 50-х годов. Это был нравственный порыв отдельных компаний, которые по своей инициативе стали в той или иной форме оказывать посильную финансовую помощь в решение отдельных социальных проблем. Но базовые «стандарты» все же заложило государство. Еще Рузвельт в США ввел для корпораций «кодекс честной конкуренции», который стал определенным предвестников различных стандартов социальной ответственности. Корпорации и компании должны были согласовывать с профсоюзами минимальные размеры оплаты труда и максимальную продолжительность рабочего времени. В основе требований к компаниям правительство заложило базовые нормы в трудовые отношения между работодателями и работниками. Это стало платформой для будущих стандартов КСО.

Для справки заметим, что в 1960 году более 30 стран основали ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития) целью которой стало «достижение экономического роста и высокого уровня занятости, а также высокого уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности».

Однако нормативные концепции КСО появились и оформились лишь в середине 70-х годов 20 века. Первые социальные отчёты стали появляться в США по требованию правительства: в основе лежали данные о соблюдении норм трудовых отношений.

Сейчас существуют в мире различные модели КСО. Не буду детально на них останавливаться, только назову некоторые из них и их базовые черты. Исследователи выделяют следующие модели:

  • американская;
  • европейская;
  • скандинавская модель;
  • латиноамериканская.

Есть и другие. Каждая из моделей КСО впитала в себя государственную социально-экономическую политику той страны, в которой функционируют. Все они отличаются друг от друга, в зависимости от роли государства и его проникновении в деятельность корпораций и в систему трудовых отношений в конкретной стране.

В России проблематика КСО: накопление знаний в деловой мире и в обществе стали формироваться в конце 90-х годов. Тема КСО была поднята в Послании президента РФ к Федеральному собранию в 2004 году.

Владимир Путин, обращаясь к Федеральному Собранию, отметил, что задачами социально ответственного бизнеса являются:

  • безусловная и полная уплата налогов;
  • участие крупного бизнеса в реализации жизненно важных проектов (концентрация на самых насущных для граждан страны проблемах).

В этом же году РСПП подготовил Социальную хартию российского бизнеса http://rspp.ru/simplepage/474. Сейчас к хартии присоединились примерно 280 компаний. Даже поверхностный контент-анализ самой хартии позволяет сказать, что многие программные пункты включают в себя такие слова как «стремимся». Не обязаны соблюдать, но нужно стремиться. Хотя пункт на стр.7 Социальной хартии гласит, что компании должны делать все для «экономически обоснованного вознаграждения за результаты труда». Возникает вопрос: «А судьи кто? Кто будет экспертом в определении «экономически обоснованного вознаграждения»?

По мнению Светланы Герасимовой, руководителя проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» преподавателя MBA, примерно 50-60% российских компаний не уделяют проблематике и программах КСО никакого внимания.

В начале 21 века, «эйфория», затронула проблематику ESG. Международные и российские компании стали чаще употреблять это слово из трех букв. Международные консалтинговые компании и организаторы конференций «взялись» за эти три буквы и многие экономические или бизнес-конференции не могут не включить их в свою деловую повестку. Трансформация проблематики КСО в ESG – главный тренд последних 2- 3 лет.

Один из ведущих экспертов проблематики КСО, директора Центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс Высшей школы менеджмента СПбГУ Юрий Благов на вышеупомянутой конференции констатировал: 1) идет трансформация знаний и практик о ESG от количества в качество, 2) ESG становится очевидным рыночным индикатором. Трудно не согласиться с этими факторами.

Но теперь возьмем «ложку дегтя» и попробуем воткнуть в это «море меда».

В прошлом году исполнилось 50 лет с момента публикации статьи Милтона Фридмана «Социальная ответственность бизнеса – наращивать прибыль», в которой он поддерживает идею всей абсурдности КСО и считает руководителей компании безответственными, если они тратят деньги на благотворительность и не нацелены на основную цель – приносить прибыль.

В нашумевшем эссе американский экономист и публицист, лауреат Нобелевской премии утверждал, что идея КСО противоречит законам свободного рынка, а главная социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли и отсутствии мошенничества.

Критику идей и базовых принципов в том или ином виде поддерживали многие ученые экономисты: Fernando, Mullerat, Aras, Crowhler, Horrigan, Heath.

Авторы такого критического подхода считают, что корпорации используют механизмы КСО в своих сугубо коммерческих целях: одни для поднятия имиджа и авторитета, другие для успешных лоббистких решений в своей GR политике. Другие авторы подходят еще серьезнее и считают, что корпорации стараются вмешиваться в государственные программы в своих интересах.

Многие исследователи считают, что сейчас многие программы и платформы КСО не работают, хотя и признают активную деятельность корпораций в отдельных социальных программах.

Хороший материал для сторонников позитивного отношения к КСО вышел в газете «Коммерсант» на примере данных инвестиций в КСО от международных корпораций (газета от 17.12. 2020) в статье «Корпорации в системе добра».

В следующих материалах постараюсь рассказать о теориях «сбалансированного «подхода к феномену КСО, а также о тех, кто искренно уверен в необходимости развития всей палитры КСО/ESG, которая по их мнению, меняет мир в лучшую сторону.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: