Название – не моё изобретение. Я сразу оценил этот заголовок, когда увидел статью (лет тридцать назад) в одной газете американских не то глобалистов, не то антиглобалистов. Сказано броско и лаконично – я перевёл бы, пожалуй, так: «У человека много прав, но нередко он неправ».
Правы и не правы бывают и рыночные персонажи. Отсюда почти два десятка лет назад в рамках ООН начались дискуссии насчёт того, как сделать бизнес-игроков подотчётными обществу, одновременно давая им «лицензию на деятельность». В результате были выработаны (прежде всего благодаря пионерской роли спецпредставителя генсекретаря ООН Джона Рагги) рубежные «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека». Год назад мы отметили десятилетие их одобрения Советом ООН по правам человека, то есть, начала их совершенно официального существования.
Разбирающиеся в этой проблематике люди отмечают фундаментальную цель Руководящих принципов для «устранения дисбаланса между государством, людьми и рынками”. В самом деле, РП стали (редкий случай, когда это единодушно признаётся) новаторским стандартом ответственного ведения бизнеса – благодаря целостному видению происходящих процессов.
Сегодня Руководящие принципы перетекают с международного уровня на национальный. Это подводит меня к первому пункту, который я хотел бы подчеркнуть. Налицо логичный тренд регионализации норм, разработанных с глобальным «замахом». Недаром, существующая при ООН женевская рабочая группа по данной проблематике, считает, что “глобальный подход сам по себе не приведет к широкому и всестороннему внедрению РП”. Добавлю, что пора углублять понимание обязанностей различных “кластеров” в разрезе обязанностей рынков перед обществом.
Под “кластерами” я подразумеваю корпоративных игроков (коллективно) в трёх группах: индустриальных государствах, странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающемся мире. Нынешний транзит Руководящих принципов с международного на национальный уровень должен в полной мере учитывать, что “один размер не подходит всем”. То есть любой набор стандартов должен быть адаптирован к условиям в данной стране или группе стран.
И если должная осмотрительность (Due Diligence) в области прав человека широко признана сегодня новаторским вкладом Руководящих принципов, то, как она проникает в бизнес-экосистемы в разных странах, неодинаково.
Поэтому закрепление «мягкого права» (РП) в правовых инструментах и требованиях надо пока рассматривать как практику немногих, наиболее амбициозных участников движения вперёд. Возьмём ли мы Директиву Европейского Союза по корпоративной отчетности в области устойчивого развития или недавние законодательные акты, принятые во Франции, Германии, Нидерландах, Норвегии и ещё нескольких странах – эти инструменты являются по-своему логичными шагами к уже обязательному стандарту, Mandatory Due Diligence.
Но взгляды, преобладающие на глобальном “Севере”, далеко не всегда отражают приоритеты и перспективы развивающихся рынков. Вот почему, я полагаю, здесь применимо понятие “общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей“ – как и в международной политике в области климата.
Мой второй пункт относится к тому, как продвигается современный взгляд на бизнес и права человека (Б/ПЧ), прежде всего через призму Руководящих принципов, в России. Главное (но что пока не все уяснили): эта тема не пиар-упражнение из разряда «за всё хорошее и против всего плохого». Конечно, в центре внимания вопросы социальной справедливости в треугольнике частный сектор-«человек с улицы»-государство. Но главное всё же то, что Руководящие принципы – органичная часть широкой повестки дня в сфере устойчивого развития.
Понятно, что целый ряд элементов повестки не могут не меняться в контексте сильной турбулентности, испытываемой Россией с начала 2022 г. Однако тематика бизнеса и прав человека, на мой взгляд, обладает немалой упругостью. Связано это прежде всего с тем, что речь идет далеко не только о правочеловеческих основах; суть – в теории и практике управления рисками, в принципе должной осмотрительности.
Сегодня уже не на словах, а на деле идёт внедрение Руководящих принципов ООН в стратегии и практику российских компаний. Более чем своевременно в 2021 г. был запущен проект «Создание общества экспертов в сфере бизнеса и прав человека». Инициатива, которой мы обязаны Национальной сети Глобального договора ООН и Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека, состоит из нескольких взаимодополняющих элементов. Это довольно масштабное корпоративное исследование; разработка шагов по повышению отечественной юридической экспертизы; проведение анализа лучших практик, доступных на международном уровне; составление базы данных об имеющихся прецедентах; разработка методических рекомендаций для «укоренения» у нас РП; и, наконец, пропагандистская (в хорошем смысле!) кампания.
Будем реалистами. В России разработки, связанные с проблематикой Б/ПЧ, по-прежнему в значительной степени являются прерогативой крупных корпораций. Они уже не новички на этом поле – но их опыт и достижения нуждаются в осмыслении и систематизации. Что же касается других компаний, включая МСП, то им по-прежнему не хватает проникновения в тему, да и четкой мотивации – зачем участвовать в этакой «кампании»?
Именно по этой причине основной элемент упомянутого проекта – базовое изучение проблем внедрения Руководящих принципов, вовлёкшее около 150 компаний из десятков регионов России. Среди главных уже имеющихся результатов – корпоративное исследование, направленное на развитие повестки прав человека в контексте предпринимательской деятельности, а также соображения по реализации ооновских Руководящих принципов с учётом местных реалий, равно как и зарубежного опыта.
Хочется надеяться, что второй этап проекта, начинающийся сейчас, приведёт нас к выработке рамок национальной политики и – в конечном счете – нормативных актов, определяющих деловое поведение в России в разрезе прав человека.
Фото freepik
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: