Пока общественность спорит, можно ли «импортозаместить» термин инклюзия, само понятие постепенно входит в нашу жизнь. Кажется, бизнес тоже начинает осознавать, что D&I – это не благотворительность, а эффективная стратегия, которую берут на вооружение компании, понимающие, что включенность других не выключает тебя на длинном отрезке.
Исследования последних лет показывают, что инклюзивный подход обеспечивает бизнесу не только имиджевую пользу, но и устойчивые рыночные преимущества и положительно влияет на финансовые показатели.
Для бизнеса инклюзия делится на внешнюю, когда люди с инвалидностью воспринимаются как значимая клиентская база – для них адаптируются или создаются доступные товары, услуги и сервисы, и внутреннюю — путем построения инклюзивных команд.
Часто, когда мы с крупными компаниями обсуждаем проблему доступности услуг, мы слышим в ответ: «Какая емкость у этого рынка? Наверняка не более сотой доли процента».
Действительно, сколько человек нуждаются в инклюзии?
По данным ВОЗ от декабря 2022 года 1,3 млрд человек, или 16% всего населения мира, живут с инвалидностью. Их число постоянно увеличивается с ростом неинфекционных заболеваний и увеличением продолжительности жизни людей. А если оценивать еще и количество связанных с ними людей (членов семьи и друзей), то получим еще как минимум 2,3 млрд человек. То есть 45% населения Земли так или иначе связаны с этим рынком.
Если экстраполировать это соотношение на Россию, то 10,14 млн учтенных в феврале 2023 года в Федеральном реестре инвалидов в сумме со связанными с ними людьми дадут цифру в районе 30-32 млн человек. А еще приплюсуйте к этой цифре около 40 млн временно или постоянно маломобильных граждан. Это люди с травмами, беременные женщины, пожилые люди, родители с детскими колясками и т.д. Получится практически 50% населения России.
Это колоссальная цифра! Бизнес не может позволить себе ее игнорировать.
Не может и не имеет права!
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН, которая запрещает все формы дискриминации.
Федеральный закон №181-ФЗ также не допускает дискриминацию по признаку инвалидности.
А КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении товаров и услуг в том числе людям с инвалидностью в виде штрафа для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Невидимый клиентский сегмент
Люди с инвалидностью – тоже клиенты! Согласно исследованию, которое мы провели в 2017-18 гг., 72% людей с инвалидностью могут пользоваться услугами самостоятельно или с минимальной помощью. 71% совершает поездки на отдых, к родственниками, на реабилитацию как минимум 1 раз в год, 65% посещают кафе и рестораны раз в несколько месяцев со средним чеком до 3 000 рублей. Вопрос увеличения покупательской способности этой категории клиентов может решить инклюзивное трудоустройство. Например, средний заработок в проекте Everland составляет от 18 000 до 40 000 руб. в месяц.
Но особые потребности есть не только у людей с инвалидностью. И бизнесу, который принимает решение об адаптации своих услуг, стоит помнить об этом. Специальные пользовательские сценарии необходимы многим: пожилым людям, беременным женщинам, людям с травмой и т.д. Каждый из нас может хотя бы на несколько минут стать маломобильным. И окажется, что пандус у входа в подъезд нужен не только человеку на инвалидной коляске, но и маме с ребенком, соседу с чемоданом, пожилому человеку с сумкой-тележкой. Напомним, это категория составляет 40 млн человек!
Зачем создавать инклюзивные команды
Трудоустройство людей с инвалидностью регулирует федеральный закон № 1032-1, который устанавливает обязательные для работодателей квоты на создание рабочих мест. В настоящее время в Государственной думе идет рассмотрение новой редакции этого закона, которая может ужесточить регулирование. Однако компании, которые идут по пути создания инклюзивных команд, руководствуются не только требованием закона.
Во-первых, бизнес, увеличивая разнообразие своей рабочей силы, получает идеи для инноваций и улучшает качество бизнес-решений. Согласно отчетам McKinsey, опубликованным в 2015 и 2018 годах, компании с инклюзивной политикой работают на 35 и 33% лучше коллег соответственно. Это исследование, опиралось на данные более чем 1000 компаний из 12 стран. Измерялась не только рентабельность, но и более долгосрочные показатели. В отчете 2020 года отмечалось, что взаимосвязь между разнообразием в командах и вероятностью финансового превосходства со временем укрепилась.
Во-вторых, компании с инклюзивными командами зарабатывают больше. Исследование Boston Consulting Group 2018 года показало, что компании с более разнообразными управленческими командами получают на 19% больше доходов от инноваций. Этот вывод важен для технологических компаний, стартапов и отраслей, где инновации являются ключом к росту.
Еще одно преимущество инклюзивных команд — внутренняя экспертиза универсального дизайна, которая рождается именно внутри компании. Наличие в команде разных сотрудников помогает делать сервисы доступными для всех и положительно влияет на увеличение доли клиентов, а также их лояльности.
Ну и наконец, «зумеры», которым стараются угодить сегодня все без исключения производители и работодатели, высоко ценят принципы D&I. Исследование Pew Research показывает, что 80% опрошенных представителей этого поколения, считают D&I политику необходимой для компаний, при этом они готовы поддерживать бренды с развитыми инклюзивными практиками, покупая их товары и услуги. Другое исследование показывает, что 69% «зумеров» хотели бы продолжать работу в компаниях, реализующих стратегию D&I. Среди миллениалов таких оказалось только 27%.
Для последних есть свой аргумент, который также должны учитывать компании. Мы в Everland регулярно проводим D&I-исследования и обсуждаем с сотрудниками разных компаний тему инклюзии. И мы замечаем, что у сотрудников среднего и старшего возраста есть запрос на гарантии защищенности со стороны работодателя: если компания находит место для сотрудников с инвалидностью, я в кризисной ситуации тоже не окажусь за бортом.
Таким образом мы видим, что инклюзия важна всем – если программа реализована устойчиво и с умом, она даст компании много полезного. И речь здесь не про “доброе добро”. Речь про устойчивость.
Фото – Freepik.com
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: