
Грантовый конкурс – один из самых эффективных форматов благотворительности. Он позволяет комплексно развивать территорию и вовлекать местные сообщества. Не зря именно этот инструмент все чаще используется государственными, некоммерческими и бизнес-структурами.
Однако к любому вопросу подходить нужно с умом. Ниже список из 5 вредных советов – следуя им, вы непременно добьетесь того, что ваш грантовый конкурс принесет минимум пользы, а участники еще долго будут вспоминать его с содроганием.
Совет первый: сделайте конкурсную документацию максимально непонятной и при этом объемной. Пусть те, кто претендует на грант, заполнят побольше разных форм и предоставят побольше документов – на всякий случай, вдруг экспертам пригодится. Ну а если из-за огромной заявки слегка подвисает ваш сайт – ничего страшного!
На самом деле: запутанная и сложная документация зачастую не позволяет НКО сразу понять, как лучше описать проект и насколько он вообще подходит под конкретный конкурс. По данным исследования КАФ, почти треть НКО сталкивались с тем, что форма заявки очень сложная и приходится тратить много времени на ее заполнение, а иногда и дублировать информацию о проекте в разных формах. 24% отмечали сложности с загрузкой формы на онлайн-портал конкурса. Технические сбои и излишняя информация отнимают время у потенциальных участников и вызывают только раздражение. Лучшим решением будет выбрать оптимальный перечень требований к участникам и спрашивать у них только то, что действительно необходимо для выбора победителей.
Совет второй: не нужно тратиться на обучение НКО во время конкурса. Они и так все знают, ведь не первый год работают!
На самом деле: грантовый конкурс станет гораздо эффективнее, если дополнить его современной обучающей программой. Причем обучать НКО имеет смысл на разных этапах программы.
- Во время сбора заявок – для увеличения количества и качества заявок, чтобы сориентировать участников в условиях конкурса и задачах программы в целом,
а также повысить знания в социальном проектировании.
- На этапе реализации проектов – для повышения качества реализации проектов и придания им устойчивости и долгосрочности.
- После завершения проектов – для поддержания связей и сообщества, обмена опытом, развития лидеров и амбассадоров программы.
Совет третий: привлекайте одних и тех же экспертов, да и вообще любого, кто откликнется. И совсем не обязательно им платить. Каждый человек в состоянии понять, какой проект заслуживает внимания, а какой – нет.
На самом деле: компетенция эксперта, причем в соответствующей сфере, крайне важна. Он должен хорошо разбираться в специфике региона, сегмента благополучателей, понимать их конкретные нужды и возможные ограничения. К тому же важно правильно и подробно описать критерии оценки заявки – иначе даже самому опытному эксперту будет трудно правильно оценить проект. Например, в критерии требуется оценить квалификацию и опыт членов команды, а в заявке просят указать только фамилию и должность ключевых участников проекта.
Совет четвертый: не стесняйтесь урезать бюджет у победителей. Уж вы-то точно знаете, где можно сэкономить!
На самом деле: стоит помнить, что сохранить заявленные показатели и объем деятельности при сокращенном финансировании чаще всего затруднительно, а иногда и вовсе нереально. Особенно это касается административных расходов – расходов на человеческий ресурс, на зарплаты людям, которые ежедневно работают, чтобы социальные изменения стали возможными. Отнеситесь к вопросу бюджета максимально внимательно – возможно, имеет смысл обсудить с НКО-победителем, где можно сократить расходы, а где это приведет к ухудшению качества реализации проекта.
Совет пятый: аналитики много не бывает! Запрашивайте как можно больше документов и данных – пусть лежат, они есть не просят.
На самом деле: аналитика – это, безусловно, очень важная часть любого проекта. Но очень часто бывает так, что большинство запрашиваемых данных по факту не используется. В исследовании КАФ 34% НКО отметили, что им приходилось собирать информацию по результатам и индикаторам, которые были утверждены донором, но эта информация не была нужна самой НКО. При этом они потратили немало ресурсов на ее сбор. А иногда донор требует полностью проанализировать социальные изменения – такой анализ порой требует не меньших ресурсов, чем реализация самого проекта. Поэтому прежде чем запрашивать аналитику – оцените, какие данные вам точно будут нужны, и обговорите с НКО, насколько сложно их посчитать и возможно ли это сделать в рамках текущего проекта.
Вместо послесловия
Как-то раз наш коллега Алексей Газарян предложил фразу «грантовый травматизм» в ответ на наше выступление на международной конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Это довольно остроумная и емкая формулировка, которая обобщает негативный опыт участия в грантовых конкурсах, случающийся, если следовать вредным советам, опубликованным выше. Этот опыт может выстраивать барьеры для потенциальных участников, поэтому важно с ним работать.
За последние 3 года мы провели 21 грантовый конкурс, выступая операторами как у крупных фондов, так и у бизнес-структур. К нам обращаются и те, у кого недостаточно своей экспертизы, чтобы грамотно, комфортно и эффективно организовать конкурс, и те, кому просто нужны свободные профессиональные руки (скорее, головы). Благодаря регулярному сбору обратной связи участников мы знаем, как исправить ошибки и выстроить конкурсный процесс более эффективно. Подобная оценка клиентского опыта позволила нам стать более системными и гибкими, не теряя своей доступности даже для небольших НКО и людей, которые впервые реализуют проект. Для нас это особенно важно, потому что мы работаем и поддерживаем проекты в том числе и из небольших территорий и от инициативных групп, у которых совсем нет опыта, а иногда и уверенности в своих силах.
Фото Freepik.com
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: