Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Наталия Канальцева, руководитель грантового отдела БФ "Добрый город Петербург"

Грантовый конкурс – один из самых эффективных форматов благотворительности. Он позволяет комплексно развивать территорию и вовлекать местные сообщества. Не зря именно этот инструмент все чаще используется государственными, некоммерческими и бизнес-структурами.

Однако к любому вопросу подходить нужно с умом. Ниже список из 5 вредных советов – следуя им, вы непременно добьетесь того, что ваш грантовый конкурс принесет минимум пользы, а участники еще долго будут вспоминать его с содроганием.

Совет первый: сделайте конкурсную документацию максимально непонятной и при этом объемной. Пусть те, кто претендует на грант, заполнят побольше разных форм и предоставят побольше документов – на всякий случай, вдруг экспертам пригодится. Ну а если из-за огромной заявки слегка подвисает ваш сайт – ничего страшного!

На самом деле: запутанная и сложная документация зачастую не позволяет НКО сразу понять, как лучше описать проект и насколько он вообще подходит под конкретный конкурс. По данным исследования КАФ, почти треть НКО сталкивались с тем, что форма заявки очень сложная и приходится тратить много времени на ее заполнение, а иногда и дублировать информацию о проекте в разных формах. 24% отмечали сложности с загрузкой формы на онлайн-портал конкурса. Технические сбои и излишняя информация отнимают время у потенциальных участников и вызывают только раздражение. Лучшим решением будет выбрать оптимальный перечень требований к участникам и спрашивать у них только то, что действительно необходимо для выбора победителей.

Совет второй: не нужно тратиться на обучение НКО во время конкурса. Они и так все знают, ведь не первый год работают!

На самом деле: грантовый конкурс станет гораздо эффективнее, если дополнить его современной обучающей программой. Причем обучать НКО имеет смысл на разных этапах программы.

  • Во время сбора заявок – для увеличения количества и качества заявок, чтобы сориентировать участников в условиях конкурса и задачах программы в целом,

а также повысить знания в социальном проектировании.

  • На этапе реализации проектов – для повышения качества реализации проектов и придания им устойчивости и долгосрочности.
  • После завершения проектов – для поддержания связей и сообщества, обмена опытом, развития лидеров и амбассадоров программы.

Совет третий: привлекайте одних и тех же экспертов, да и вообще любого, кто откликнется. И совсем не обязательно им платить. Каждый человек в состоянии понять, какой проект заслуживает внимания, а какой – нет.

На самом деле: компетенция эксперта, причем в соответствующей сфере, крайне важна. Он должен хорошо разбираться в специфике региона, сегмента благополучателей, понимать их конкретные нужды и возможные ограничения. К тому же важно правильно и подробно описать критерии оценки заявки – иначе даже самому опытному эксперту будет трудно правильно оценить проект. Например, в критерии требуется оценить квалификацию и опыт членов команды, а в заявке просят указать только фамилию и должность ключевых участников проекта.

Совет четвертый: не стесняйтесь урезать бюджет у победителей. Уж вы-то точно знаете, где можно сэкономить!

На самом деле: стоит помнить, что сохранить заявленные показатели и объем деятельности при сокращенном финансировании чаще всего затруднительно, а иногда и вовсе нереально. Особенно это касается административных расходов – расходов на человеческий ресурс, на зарплаты людям, которые ежедневно работают, чтобы социальные изменения стали возможными. Отнеситесь к вопросу бюджета максимально внимательно – возможно, имеет смысл обсудить с НКО-победителем, где можно сократить расходы, а где это приведет к ухудшению качества реализации проекта.

Совет пятый: аналитики много не бывает! Запрашивайте как можно больше документов и данных – пусть лежат, они есть не просят.

На самом деле: аналитика – это, безусловно, очень важная часть любого проекта. Но очень часто бывает так, что большинство запрашиваемых данных по факту не используется. В исследовании КАФ 34% НКО отметили, что им приходилось собирать информацию по результатам и индикаторам, которые были утверждены донором, но эта информация не была нужна самой НКО. При этом они потратили немало ресурсов на ее сбор. А иногда донор требует полностью проанализировать социальные изменения – такой анализ порой требует не меньших ресурсов, чем реализация самого проекта. Поэтому прежде чем запрашивать аналитику – оцените, какие данные вам точно будут нужны, и обговорите с НКО, насколько сложно их посчитать и возможно ли это сделать в рамках текущего проекта.

Вместо послесловия

Как-то раз наш коллега Алексей Газарян предложил фразу «грантовый травматизм» в ответ на наше выступление на международной конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Это довольно остроумная и емкая формулировка, которая обобщает негативный опыт участия в грантовых конкурсах, случающийся, если следовать вредным советам, опубликованным выше. Этот опыт может выстраивать барьеры для потенциальных участников, поэтому важно с ним работать.

За последние 3 года мы провели 21 грантовый конкурс, выступая операторами как у крупных фондов, так и у бизнес-структур.  К нам обращаются и те, у кого недостаточно своей экспертизы, чтобы грамотно, комфортно и эффективно организовать конкурс, и те, кому просто нужны свободные профессиональные руки (скорее, головы). Благодаря регулярному сбору обратной связи участников мы знаем, как исправить ошибки и выстроить конкурсный процесс более эффективно. Подобная оценка клиентского опыта позволила нам стать более системными и гибкими, не теряя своей доступности даже для небольших НКО и людей, которые впервые реализуют проект. Для нас это особенно важно, потому что мы работаем и поддерживаем проекты в том числе и из небольших территорий и от инициативных групп, у которых совсем нет опыта, а иногда и уверенности в своих силах.

Фото Freepik.com

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: