Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
Коммуникации и продвижение
2326
Читать: 5 мин.

Зачем крупные компании поддерживают социальных предпринимателей

Евгения Кораблёва

28 июня отмечается Всемирный день социального бизнеса. Сейчас многие крупные компании поддерживает социально значимые проекты. Это относится как к западным, таким как Danone и Unilever, так и к российским ‒ ОМК, ЛУКОЙЛ, Северсталь, Норникель.

Компании стремятся повлиять на среду (например, снизить социальную напряженность в регионе как фактор риска для любого бизнеса) или  улучшить восприятие бренда. Репутация крупной компании в глазах самых разных стейкхолдеров сейчас немыслима без КСО-составляющей. Многие проводят замеры мнений сотрудников, чтобы понять, как влияет на “бренд работодателя” факт социальных инвестиций. Как правило, сотрудники принадлежностью к такой компании гордятся.

В структуре бюджетов на КСО поддержка социального предпринимательства или долгосрочных социальных проектов потеснила традиционные благотворительные программы. В свете целей  устойчивого развития ООН сейчас актуально помогать тем, кто помогает. Если крупная компания намерена содействовать решению какой-то социальной задачи, логично поддерживать профессионалов и энтузиастов, которые решают эту проблему каждый день с неослабевающей мотивацией. А  социальные предприниматели именно таковы.

Понятие «социальное предпринимательство» появилось в 1960-х, а в 1980-х годах вошло в широкое употребление. Истоки явления гораздо старше. Прообразом социального предпринимателя можно считать основателя кооперативного движения Роберта Оуэна (первая половина XIX века); Флоренс Найтингейл, основательницу первого училища для медсестёр в Великобритании, разработавшую прогрессивные стандарты работы в этой профессии (1860-е годы). В России наиболее ранним примером считается Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским в 1874 году. Здесь каждый нуждающийся, от одиноких матерей до бездомных, мог найти себе работу и получить приют.

Наиболее успешным социальным предпринимателем в мире считается Мохаммед Юнус из Бангладеш, основатель флагмана микрокредитования Grameen Bank, получивший в 2006 году Нобелевскую премию за вклад в борьбу с бедностью и экономическое и социальное развитие. В этом году “банку для бедных” исполняется 40 лет. За это время банк выдал 8.93 миллионов кредитов микробизнесменам, 97% из которых женщины. При этом почти каждый год банк показывает прибыль.

Среди инструментов поддержки социального предпринимательства, который использует крупный бизнес — акселерационные программы для быстрого развития,  грантовые конкурсы, льготное финансирование, иногда — прямое влияние вроде включения социального предприятия в список своих поставщиков. Иногда компании помогают не напрямую, а в сотрудничестве с инфраструктурными ресурсами, например, краудфандинговыми платформами, такими как Planeta и Boomstarter.

В России много социальных компаний стабильно действуют на коммерческой основе: “Наивно? Очень” предлагает вещи с дизайном на основе рисунков, сделанных с людьми с особенностями развития — и их покупают за красоту, а не из милосердия. “Авоська дарит надежду” продает модную альтернативу пластиковым пакетам, при этом давая работу полностью слепым людям. Социально ориентированный производитель высокотехнологичных протезов “Моторика” постоянно растет. Никто из социальных предпринимателей не рассчитывает только на гранты. Но они тоже важны, и поэтому нередко инициатор создания организации регистрирует и коммерческое юрлицо, и некоммерческое. В качестве общественной организации привлекают средства на прямую помощь своей “целевой группе”, в качестве бизнеса – зарабатывают.

В рейтинге лучших стран для деятельности социальных предпринимателей, составленный Фондом агентства «Томсон Рейтер» в кооперации с Deutsche Bank, UnLtd и the Global Social Entrepreneurship Network в 2016 году, Россия занимала 31 место, находясь между Египтом и Пакистаном. Основными критериями рейтинга были поддержка правительства, привлечение квалифицированного персонала, понимание общества, возможность заработка на жизнь, доступ к инвестициям. Сегодня в России появляется все больше государственных программ, фондов и доноров, готовых поддерживать социальных предпринимателей. Смысл такой поддержки в том, что создается жизнеспособная инфраструктура, благодаря которой в конечном итоге реальную помощь получат не единицы, а огромное количество людей, и помощь эта будет не единовременной, а системной. Некоторые программы и организации, такие как фонд “Наше будущее“, программы Центров инноваций социальной сферы, АСИ, поддерживают социальных предпринимателей в целом. Уже есть примеры и более специализированного подхода – поддержки социальных предпринимателей, работающих с отдельными категориями нуждающихся. Например, проект Росбанка и Impact Hub Moscow “НАЧНИ ИНАЧЕ“ для предпринимателей, трудоустраивающих людей с инвалидностью или как-то по-другому улучшающих условия их жизни. Льготное кредитование, налоговые каникулы, обучение финансовой грамотности, маркетингу, работе с персоналом, фандрайзингу – все эти меры со стороны государства и частных инициатив помогают сделать социальный бизнес устойчивым.

Всероссийскую конкурсную программу “НАЧНИ ИНАЧЕ” инициировал Росбанк в сотрудничестве с Impact Hub Moscow для социальных предпринимателей и НКО, которые трудоустраивают людей с инвалидностью или создает для них товары и услуги (например, занимаются их социализацией или дополнительным образованием). Сейчас идет прием заявок, а осенью для авторов лучших проектов начнется ключевой этап – интенсивная двухмесячная программа развития с очными встречами с экспертами в Москве и дистанционными индивидуальными консультациями. Учебные блоки учитывают специфику социального предпринимательства на границе бизнеса и филантропии: эксперты будут обучать маркетингу и позиционированию, экономическим и финансовым аспектам бизнес- проекта, навыкам презентации и сторителлинга. При этом сотрудники банка будут принимать участие в обучении финансовым инструментам. После программы развития доработанные проекты будут соревноваться за главный приз. Из трех победителей двое получат гранты на развитие устойчивых моделей своих организаций, а один отправится на  интенсив по обмену опытом во Франции. Программа ориентирована на тех, кто уже имеет действующий проект и некоторый опыт работы с инвалидами, но пока находится в начале пути или столкнулся с кризисом развития.

“Вырастая из частных, альтруистических инициатив, социальные предприятия и их создатели нуждаются в поддержке – в финансировании, обучении, обмене опытом. Крупные компании, в том числе банки, заинтересованы поддерживать эти начинания, помогать формировать устойчивые бизнес-модели, так как большое количество подобных проектов оздоравливает экономику и формирует более привлекательный инвестиционный климат, – говорит директор департамента коммуникаций и рекламы Росбанка Елена Кожадей. – Международная группа Societe Generale, частью которой является Росбанк, поддерживает предпринимателей и уделяет большое внимание социальным программам. Для Росбанка же участие в развитии социального предпринимательства означает одновременное содействие в решении двух важных задач: создание устойчивых малых предприятий и поддержка социально незащищенных граждан.  Мы системно подошли к созданию программы «НАЧНИ ИНАЧЕ», включив в неё наиболее эффективные практики – от  наставничества и образовательной программы до грантового конкурса”.

Получается, что программа направлена на поддержку сразу двух групп – социальных предпринимателей и людей с инвалидностью.  “Это актуально и в контексте обсуждаемого сейчас законопроекта о социальном предпринимательстве — в этом документе люди с ОВЗ являются одной из целевых групп”, – комментирует независимый эксперт в области социального предпринимательства Ольга Рябова.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: