Зачем и как нужно говорить о КСО и корпоративной благотворительности?
В течение нескольких последних лет в некоммерческой среде все чаще возникают дискуссии и споры, что и как нужно говорить о КСО и корпоративной благотворительности. Эти острые обсуждения профильные НКО, как правило, ведут с представителями СМИ и бизнеса. И это неслучайно, т.к. в последние годы все меньше материалов на эту тему появляется в газетах, не говоря уже про телевидение. Вы давно по ТВ смотрели передачу об успешном российском бизнесе и его социальной ответственности, благотворительности и его роли в развитии того или иного города или региона? Ответ очевиден.
Тут есть три вопроса: зачем, что и как?
Сначала «зачем».
Наша страна уже примерно семь лет находится в ситуации роста ВВП в 1-1,5% в год. При этом прирост этот идет за счет в основном экспортных отраслей, в остальных отраслях рост остановился, а цены явно растут в условиях ускорившейся в 2021 году инфляции. Реальные доходы населения, пусть немного, но регулярно падают на 0,3-0,5% в год, кумулятивно за эти годы уже как минимум на 11%. Индексация пенсий и зарплат на 4-5% в год по инфляции фактически прекратилась, хотя обещания на этот счет мы еще слышим. Фактически экономика страны находится в стадии стагнации. Пока что поставленные Президентом задачи об экономическом рывке и превращении России в пятую экономику мира (для этого нужны темпы роста более 5% в год) не выполняются. И вряд ли будут выполнены, особенно с учетом повышения налогов, дополнительных сборов и акцизов в последние годы.
Так что макроэкономическая картина выглядит неоптимистично. А социальных и экологических проблем все прибавляется. Ситуация с лесными пожарами и наводнениями уже катастрофична. Расходы в 2018-2020 гг. на социальное обеспечение, образование и здравоохранение «замерзли» на уровне 4% от ВВП на образование (98 место в рейтинге Мирового банка рядом с Парагваем, Таджикистаном, Бутаном и Буркина Фасо) и 7% от ВВП на здравоохранение (91 место в рейтинге ВОЗ рядом с Суданом, Нигером и Гватемалой). По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Россия с показателем 1,1% отстает от ведущих стран мира и находится на 34-м месте. По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя Россия занимает 47-е место – $93 тыс. в год. Пенсии в России около 13000 рублей (200 долл. США), что стоит на уровне таких стран как Турция, Румыния, Иран и Азербайджан. На фоне развитых стран мира, в которых размер пенсий колеблется от 1000 (Греция, Испания) и 1160 (США), до 1800 (Норвегия) и 2000 (Швеция), налицо отставание на порядок. И это в условиях профицитного бюджета… Т.е. деньги официально есть, но почему-то не на социальную сферу и не на пенсионеров. Де-факто только на борьбу с пандемией. И в этой сложной и противоречивой ситуации любые дополнительные вложения и инвестиции в социальную сферу очень важны и востребованы. И они есть, и немалые! От российского бизнеса, в основном крупного.
В этой непростой и неблагоприятной социальной обстановке любые дополнительные вложения на социальную поддержку населения неоценимы. Правда о них сегодня знают только сотрудники самих компаний, осуществляющих социальные инвестиции и благотворительные проекты, и еще процента два населения, получающих информацию через соцсети. Ну, и небольшое количество чиновников на местах, внимательно наблюдающих за этой деятельностью на своих территориях. В условиях, когда ведущие газеты и каналы ТВ страны скромно умалчивают об этой важной работе бизнеса, лидеры некоммерческого сектора, НКО и общественные организации, пытаются помочь бизнесу и СМИ «навести мосты» между собой, чтобы информация о социальных инвестициях и благотворительности бизнеса в науку, образование, медицину, культуру попадала в масс-медиа для общественной информации и оценки.
Вот именно здесь ответ на вопрос «зачем». Ответ: чтобы мотивировать и не участвующий в этой важной деятельности другой российский бизнес присоединяться к этой благородной и такой нужной сейчас миссии. При этом надо понимать, что у бизнеса имеются не только альтруистические мотивы, но и вполне себе рациональные: положительные репортажи и упоминания в прессе и на ТВ повышают общественный престиж и имидж компании, что помогает ей успешнее развивать свой бизнес.
Да, за прямую рекламу и репортажи о себе компании должны платить СМИ, но это вряд ли справедливо, если статья или телевизионный репортаж посвящены острой социальной проблеме и при этом упоминается положительно или отрицательно та или иная компания. Если компания упоминается в качестве участника в решении той или иной сложной и недостаточно финансируемой государством проблемы, то это никак не реклама, а просто констатация ее социальной ответственности и неравнодушия руководителей такого бизнеса. В Череповце, например, финансирование БФ «Дорога к дому», помогающего на протяжении уже более десяти лет усыновлять сирот, осуществляет ПАО «Северсталь». Разве констатация этого факта является рекламой этой компании? Если так считать, то за любое попадающее в СМИ публичное выступление госчиновника надо брать деньги «за рекламу» с той госструктуры, которую он представляет.
На вопрос «зачем» есть и еще один ответ: для исправления негативного имиджа и объективного отражения роли бизнеса в России. От «они все воруют» до «они тоже сознательные и патриотичные члены нашего общества».
Сейчас вновь активизируется в СМИ и особенно в соцсетях обсуждение вопроса, как должна быть организована корпоративная благотворительность. Вопрос, нужны ли здесь посредники в форме благотворительных фондов, действительно часто дискуссионный. И еще про корпоративную благотворительность. Компании не всегда используют БФ для осуществления своих социальных и экологических программ. Чаще всего они напрямую заключают договора о финансовой поддержке с детскими домами, больницами, домами престарелых, спортивными школами и т.д. И очень часто привлекают профильные НКО в качестве операторов своих благотворительных проектов. Это мировая практика. Во многих развитых странах даже министерства привлекают НКО для оказания услуг на деньги госбюджета для таких сложных слоев населения, как ковид и онкобольные, инвалиды, носители СПИДа, престарелые и т.д.
Главное в корпоративной благотворительности – это прозрачность для общественности. Причем именно по принятию решений о том, кому и как выделяются деньги, по каким принципам и правилам, а также по отчетности, сколько и кому ежегодно оказано поддержка. Только в таком случае исчезнут подозрения общественности, что компания помогает только «своим». Прозрачность и отчетность в этой сфере обязательное условие еще и потому, что предоставляются деньги всех акционеров из чистой прибыли, которые могли бы пойти и на другие цели, на повышение зарплат сотрудников, например. Т.е. получается, что это своеобразная «коллективная» благотворительность.
В реальности объем корпоративной благотворительности крупных и ведущих российских компаний сейчас на уровне или даже выше, чем в развитых странах. О проблемах корпоративной и личной благотворительности в статье «О чем говорят цифры». За последние десять лет, когда была напечатана эта статья, ситуация здесь мало изменилась: http://philanthropy.ru/analysis/2011/04/26/5554/
Теперь вопрос «что».
Это самый простой вопрос из трех поднятых в этой статье. Любой благотворительный проект решает какую-то проблему. Именно об этом в первую очередь должны писать СМИ и соцсети, а также вестись телевизионные репортажи. При этом если освещение этих проектов подробное, а не просто упоминание, то по закону компании должны оплачивать такую работу «на правах рекламы». И это вполне справедливо и исключает коррупцию журналистов. При этом журналисты должны объяснять читателям, что КСО и корпоративная благотворительность это не одно и то же. Второе является частью первого, значительно более широкого понятия. КСО включает большой перечень действий, проектов и мероприятий компаний в экономической, экологической и социальной областях внутри и вовне своих компаний.
И, наконец, третий вопрос «как».
Очевидно, что через газеты и журналы, через социальные сети и через телевидение. И тут, конечно, явно не хватает государственного стимулирования и привлечения внимания СМИ к этой теме. Что довольно странно и удивительно. Ведь компании через проекты КСО и свою благотворительность помогают властям и народу решать острые социальные и экологические проблемы, на которые у государства «не хватает денег». Тут неминуемо, конечно, возникает вопрос, а куда же тогда планируется потратить профицитные бюджетные доходы и триллионные средства ФНБ? И те доходы, что по бюджетному правилу сверх 40 долларов за бочку нефти? Кто же этот «скупой рыцарь» – министр финансов или …?
В последние годы приходит понимание, что в продвижении КСО, благотворительности, волонтерства и межсекторного сотрудничества все важнее становятся совместные площадки, такие как Ресурсный информационно – просветительский центр по КСО и социальному партнерству «Бизнес и общество». Обеспечение онлайн доступа к библиотеке лучших практик КСО и межсекторного сотрудничества и продвижение собственного опыта и имиджа через данный ресурс для широкого круга заинтересованных сторон, в том числе и через собственную онлайн загрузку продвигаемой компаниями и НКО информации, переносит эту работу на новый уровень коммуникаций. Главное, что этот ресурс обеспечивает фактическое объединение всех сторон общества – бизнеса, власти, НКО и СМИ – для продвижения и повышения осведомленности общества о КСО и благотворительности.
Через этот онлайн центр неограниченное количество компаний и НКО получают уникальную и очень важную для применения информацию. А также доступ к уже используемому практическому опыту, который может быть далее распространен во многих регионах и городах России.
Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: