Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальные инвестиции
156
Читать: 7 мин.

Власть, бизнес и общество – через КСО к межсекторному сотрудничеству

Алексей Костин,
исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н.

Вот уже более 20 лет в России развивается корпоративная социальная ответственность (КСО). КСО – это система этических норм и ценностей компании, а также последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компаний, рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятий.

Практическое применение КСО неминуемо и естественно приводит компании к межсекторному сотрудничеству. Развивая процесс социального партнерства власти, бизнеса и гражданского общества, корпоративная ответственность может рассматриваться в качестве важнейшего инструмента межсекторного социального партнерства (МСП), долевого финансирования проектов и поддержки различных гражданских инициатив. Большинство применяемых международных стандартов в этой области нацеливает компании на активное применение теории заинтересованных сторон и проведение диалогов с ними при разработке своих проектов, стратегий и отчетности. Для России это особенно важно в условиях высокой разобщенности интересов власти, бизнеса и гражданского общества. Состояние межсекторного партнерства с использованием возможностей, предоставляемых КСО, в России на разных уровнях государственного управления неравномерно.

Корпоративная социальная ответственность даже по своему названию имеет общественную направленность. Естественно, важно, каким образом другие контрагенты, действующие в обществе, реагируют и взаимодействуют с компаниями для достижения наивысшей эффективности от социально и экологически значимых мероприятий бизнеса. Этими «другими контрагентами» выступают гражданское общество (преимущественно НКО и общественные организации) и государственная власть. Если НКО активно участвуют и поддерживают большинство инициатив бизнеса в области корпоративного гражданства и регулярно выступают их партнерами по разным проектам и программам, направленным на решение и поддержку исключительно полезных для различных регионов и слоев населения инициатив, то государственные органы, в свою очередь, не всегда занимают ясную и последовательную позицию в таком сотрудничестве.

Вопрос государственного регулирования КСО в принципе довольно дискуссионный и непростой. Ведь КСО в той части, которая «сверх закона», не может и не должна регулироваться государством. И это правильно. А почему тогда в развитых странах и странах БРИКС разрабатываются государственные стратегии КСО и устойчивого развития, проводятся общенациональные форумы, на которых выступают первые лица государств с постановкой задач в этой области? В чем же все-таки роль государства? Ответ на этот вопрос можно найти в разных странах мира, например, Франции, Канаде, Швеции, Бразилии, ЮАР. Разные структуры ООН координируют эту работу.

Глобальный договор ООН рекомендует странам, поддерживающим КСО и устойчивое развитие (УР), следующие направления деятельности национальных правительств и органов власти в области продвижения КСО:

Создание благоприятных условий: правительства создают необходимые условия для обсуждения и развития вопросов корпоративной ответственности. В том числе путем поддержки выдающихся примеров в этой области, а также выражения своей приверженности принципам и методическим руководствам в области корпоративного гражданства.

Повышение осведомленности: правительства могут активно привлекать общественное внимание к различным вопросам, аспектам деятельности и выгодам корпоративной ответственности, а также стимулировать общественное обсуждение в этой области.

Продвижение: правительства могут специально как отмечать лучшие практики в этой области (например, путем присуждения наград), так и приглашать бизнес и более широкий круг заинтересованных лиц к участию в добровольных программах по корпоративной ответственности, различных проектах, а также инициативах, таких, как Глобальный договор ООН.

Развитие инструментов: принимая во внимание, что бизнес-сектор иногда нуждается в соответствующей ориентации, правительства могут оказывать помощь в развитии программ корпоративной ответственности, методических руководств и общественного признания специальной деятельности по развитию предпринимательского подхода в этой области, а также корпоративной ответственности в малом и среднем бизнесе.

Финансовая поддержка: в случае наличия соответствующих ресурсов, правительства могут направлять их на поддержку добровольных инициатив для максимизации эффекта.

В России КСО как инструмент межсекторного партнерства используется многими компаниями – лидерами в регионах своего присутствия. При этом на региональном, местном и муниципальном уровнях создано большое количество гибких и эффективных форм взаимодействия: соглашения о сотрудничестве от одного года до пяти, специальные НКО, созданные совместно бизнесом и местными администрациями, различные фонды, в том числе фонды местных сообществ и т.п.

В качестве примера эффективной и последовательной реализации партнерства бизнеса, власти и культурно-экологического сектора стало Яснополянское соглашение 2004 года о сотрудничестве в социально-экономическом развитии Тульской области между представителями власти, бизнеса и культуры – Государственным мемориальным и природным заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», ОАО «Щекиноазот» и администрацией региона с созданием в 2005 году НКО «Тульское региональное общественное движение содействия социальному развитию общества «Яснополянское соглашение». Щекинский химкомбинат знаменит тем, что с 1967 по 1970 г.г. в рамках «косыгинских» реформ, направленных на повышение хозяйственной самостоятельности и материальной заинтересованности предприятий, провел экономический эксперимент по производству продукции с возможностью изменять численность работников по своему усмотрению.

Участники Яснополянского соглашения за 15 лет вывели на качественно новый уровень социальную инфраструктуру региона за счет модернизации и повышения эффективности использования различных социальных, экологических и культурных объектов и программ. На протяжении многих лет движением в классах всех школ Щекинского района проводится «Толстовский урок», направленный на изучение жизни и творчества Л. Н. Толстого. С 2015 года проект распространился на всю Тульскую область. Традиционными и любимыми акциями щекинцев также стали высадка деревьев в Ясной Поляне «Сохраним Ясную Поляну для будущих поколений» (высажено более 10 тысяч деревьев), «Лесная красавица», в рамках которой поделками детей украшают к Рождеству елки в храмах, «Птицы в Щекинском районе» по установке скворечников, творческие конкурсы.

В России часто говорят: «дурной пример заразителен». В данном случае, наоборот, «хороший пример заразителен»! Для многих и многих регионов нашей страны.

В рамках Яснополянского соглашения участники координируют деятельность и развивают социально-культурные объекты региона за счет модернизации и повышения эффективности их использования. Стороны сотрудничают в разработке соответствующих правовых норм, создающих институциональную базу для новых технологий работы в сфере регионального развития.

Приведем комментарий Михаила Буденкова, председателя правления Российского центра экологической политики и культуры, стоявшего у истоков Яснополянского соглашения:

«Это один из первых векторных примеров успешного государственно-частного партнерства в России начала 2000-х годов с использованием гуманитарного ресурса. Соглашение между весьма авторитетными сторонами и личностями Тульской области, должен отметить, стало очень успешным проектом, который работает по настоящее время.

«Щекиноазот», в рамках принятых на себя обязательств, провел многомиллиардную реконструкцию и модернизацию своего производства по минимизации его воздействия на окружающую среду. Предприятие и сейчас очень активно, в том числе финансово поддерживает Яснополянские программы, немаловажную роль среди которых занимают проекты по сохранению культурно-природного наследия, биоразнообразия, ежегодный Яснополянский международный экологический форум, межрегиональная общественно-экологическая газета «Экология и культура», образовательные проекты в области устойчивого развития и др.

В свою очередь диаметрально изменилось отношение коллектива и руководства музея- усадьбы «Ясная Поляна» к соседству химического гиганта с жемчужиной российской культуры. Два таких значимых и уникальных в регионе и в России колосса стали близкими партнерами и сверяют свою деятельность друг с другом в постоянном режиме».

Другой яркий пример МСП – фонд «Сообщество», созданный в 2017 году по инициативе главы Удмуртской республики Александра Бречалова для поддержки и продвижения гражданских инициатив, развития муниципальных образований, а также решения социальных проблем местных жителей. Цель фонда – консолидация усилий бизнеса, власти, общества и СМИ для развития Удмуртии. Фонд формируется за счет вклада меценатов, спонсоров и партнеров.

В задачи «Сообщества» входят адресная помощь людям, находящимся в сложной жизненной ситуации, поддержка социальных проектов НКО, гражданских активистов, развитие территорий республики, реализация собственных проектов и программ. Приоритетные направления поддержки: здравоохранение, защита детства, достойная старость. Одним из первых проектов работы организации стала закупка мобильного медицинского диагностического комплекса для использования в районах республики.

Евгения Ладыжец

Генеральный директор Евгения Ладыжец так комментирует первый опыт деятельности фонда: «Приоритетное направление нашей деятельности – консолидация трехстороннего сотрудничества власти, бизнеса и третьего сектора. Фонд не работает с бюджетными финансами, а существует только на гранты и внебюджетные средства. При этом мы активно сотрудничаем с фондами Тимченко и «Наше будущее», объединяя свои усилия по конкретным проектам. Вообще координация сообществ через общественное проектирование занимает все большее место в нашей деятельности.

В качестве успешных примеров можно отметить целевую программу «Развитие территорий и инфраструктуры муниципальных образований», развивающую социальную инфраструктуру в городах и муниципальных образованиях Удмуртии, а также проект «Молодежный аккумулятор “От слов к делу”», который направлен на картирование проектов с социальным эффектом для общества с целью их оценки и тиражирования. С 2018 года мы совместно с коллегами из числа НКО и отраслевых ресурсных центров также проводим образовательные программы для НКО семи сфер и развиваем разные агрегаторы полезной социальной информации в форме рейтингов, конкурсов в среде третьего сектора. Главное для нас – мотивация межсекторного взаимодействия».

Фонд «Сообщество» активно взаимодействует с российскими коллегами, аккумулируя и распространяя передовой современный опыт развития МСП, например, с московским центром содействия инновациям в обществе СОЛь или Школами социального предпринимательства «Новотерра» в рамках которых проведено более 35 сессий в Новосибирске и 14 партнерских сессий на Байкале.

Следует в целом отметить, что «горизонтальное» взаимодействие, обмен и распространение положительного опыта между НКО стали явной приметой нашего времени.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: