Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Экология
1300
Читать: 5 мин.

Путь к экологичному обществу лежит через «зеленый вуз»

Ирина Тихонова,
руководитель программы «Зеленые вузы России» Движения ЭКА

Студенты выступают амбассадорами новой экологической повестки.

Что входит в понятие «зеленый вуз» и чем это понятие разнится с термином «ответственный вуз»?

Эти понятия не противоречат друг другу, а напротив, пересекаются в общем поле социально-образовательной миссии учебных заведений. «Зеленый» вуз это, прежде всего, вуз, который внедряет принципы «зеленой» экономики и устойчивого развития в свою деятельность. В нем реализуются мероприятия по повышению энергоэффективности, ресурсосбережению, ответственному обращению с отходами и ответственным закупкам, усиливается экологическая повестка в образовательных программах и ведется экопросветительская работа со студентами и сотрудниками.

Можно ли назвать такой вуз ответственным? Безусловно. Подобные направления работы учебного заведения являются подтверждением его ответственности как перед своими студентами и сотрудниками, так и перед той частью общества, с которой активно взаимодействуют первые и вторые. Такой вуз выступает наглядным примером экологичного и ответственного планирования и потребления, поддерживает и стимулирует экологические инициативы, делает их частью формирующегося профессионального мировоззрения студентов. Благотворный результат влияния «зеленого вуза» на общество будет долгие годы проявляться через его выпускников и преподавательский состав. Формируя экологическую культуру, вузы проявляют свою ответственную позицию по отношению к будущим поколениям.

Какова роль высшего образования в развитии социальной ответственности общества?

Выпускники вузов – это специалисты, будущие эксперты и управленцы. Им предстоит на практике обеспечивать внедрение, запуск и эффективность многочисленных процессов в компаниях и организациях, в которых они будут работать. Уже сегодня существует острая необходимость полного перехода бизнеса и общества к ответственному потреблению, внедрению принципов устойчивого развития. И с каждым годом это будет всё актуальнее. Это значит, что «зеленое» мировоззрение, база экологичных знаний и навыков, понимание значимости бережного отношения к окружающей среде должна входить в набор как soft, так и hard skills каждого сегодняшнего выпускника вуза. Чем более выраженной была «зеленая» работа вуза в период студенчества руководителей и сотрудников компании, тем выше вероятность, что эта компания выберет путь устойчивого развития и будет максимально экологичной.

  В чем социальная ответственность преподавателя, студента, вуза?

Сегодняшние студенты – это люди, которые будут формировать реалии российской действительности в ближайшие десятилетия. Открытые к переменам, способные критически мыслить и готовые действовать, уже сегодня студенты выступают амбассадорами новой экологической повестки. Они внедряют в своих вузах раздельный сбор отходов для дальнейшей переработки, организуют экологические клубы и проводят экопросветительскую работу, вовлекают в общественную деятельность сокурсников и учатся выстраивать социально и экологически ответственный бизнес с учетом достижений современной науки.

Профессорско-преподавательский состав, администрации вузов поддерживают студенческие начинания, внедряют «зеленые» практики в текущую деятельность и организуют инфраструктуру. Нужно, чтобы подобная активность была характерна для всех высших учебных заведений России независимо от профиля обучения.

Если за годы обучения в вузе человек усвоит экологичное поведение как норму, это будет проявляться и в его дальнейшей жизни, причем на всех уровнях: от привычки выключать кран, пока он чистит зубы, до стремления оптимизировать любой масштабный рабочий проект с точки зрения критериев экологичности. По сути, формирование экологической культуры в вузах сегодня – это инвестиция в наше общее будущее.

Как построить конструктивный диалог университета и корпоративного сектора экономики?

Вузы могут стать ресурсными центрами для деятельности студентов, представителей профессорско-преподавательского состава и администраций вузов, общественных организаций и бизнеса для совместной выработки практических решений в вопросах рационального использования природных ресурсов, разработки оптимальных путей взаимодействия человеческого общества с окружающей средой и многих других принципиально важных задач для обеспечения здоровья и процветания нашего и будущих поколений.

Каковы формы и способы развития социальной и экологической ответственности и их роль в повышении доверия в вузовской практике?

Как эффективный инструмент развития экоответственности вуза мы можем рассматривать общероссийскую программу «Зеленые вузы России» Движения ЭКА. Проект ориентирован как на студенческую аудиторию, так и на сотрудников вузов.

Студентов мы приглашаем к участию в экологических квестах, которые состоят из просветительской части и практических действий по внедрению «зеленых» практик в вузах. С 2016 года совместно с партнерами разработаны и реализуются интерактивные квесты: «Разделяй с нами» (2 уровня), «Вода России» (2 уровня), «Лесомания», «Экопросвет».

По итогам участия в первой волне квестов была создана Ассоциация «зеленых» вузов России. Свои вузы в ней представили студенческие команды, внедрившие у себя раздельный сбор отходов. Сейчас Ассоциация объединяет 100 студенческих экоклубов. Экоклуб – это более устойчивая форма экологически ориентированного сообщества в вузе, нежели команда, позволяющая передавать имеющиеся наработки и продолжать начатую ранее работу по вовлечению в экологическую ответственность представителей вуза.

Преподавателей и сотрудников вузов приглашаем в Школу наставников «зеленых» вузов. Наши эксперты и представители учебных заведений рассказывают на вебинарах об инструментах экопросвещения студентов и коллег, делятся опытом внедрения экологических практик, обсуждают значимость наставнической деятельности в реализации студенческих экологических инициатив и другие важные в вопросах формирования экологической культуры в вузах темы.

В 2019 году мы разработали методику формирования рейтинга «зеленых» вузов России. Это уникальная история в нашей стране. Автор методики Дамир Янахов, экоактивист, магистрант ЧелГУ, член Совета Ассоциации «зеленых» вузов России. Мы проанализировали несколько международных рейтингов и увидели, что они базируются на принципах «зеленого» строительства. Для России это сложно выполнимое условие. В своей методике сделали акцент на усиление экологической повестки в образовательных программах, экопросвещение студентов и сотрудников и реализацию конкретных «зеленых» мер. По сути, наш рейтинг – помощник и навигатор по сокращению экологического следа, реализации «зеленых» практик и формированию экокультуры в вузовской среде. результаты рейтинга озвучим в апреле во время проведения IV Слета «зеленых» вузов России. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: