Путь к экологичному обществу лежит через «зеленый вуз»
Студенты выступают амбассадорами новой экологической повестки.
− Что входит в понятие «зеленый вуз» и чем это понятие разнится с термином «ответственный вуз»?
− Эти понятия не противоречат друг другу, а напротив, пересекаются в общем поле социально-образовательной миссии учебных заведений. «Зеленый» вуз − это, прежде всего, вуз, который внедряет принципы «зеленой» экономики и устойчивого развития в свою деятельность. В нем реализуются мероприятия по повышению энергоэффективности, ресурсосбережению, ответственному обращению с отходами и ответственным закупкам, усиливается экологическая повестка в образовательных программах и ведется экопросветительская работа со студентами и сотрудниками.
Можно ли назвать такой вуз ответственным? Безусловно. Подобные направления работы учебного заведения являются подтверждением его ответственности как перед своими студентами и сотрудниками, так и перед той частью общества, с которой активно взаимодействуют первые и вторые. Такой вуз выступает наглядным примером экологичного и ответственного планирования и потребления, поддерживает и стимулирует экологические инициативы, делает их частью формирующегося профессионального мировоззрения студентов. Благотворный результат влияния «зеленого вуза» на общество будет долгие годы проявляться через его выпускников и преподавательский состав. Формируя экологическую культуру, вузы проявляют свою ответственную позицию по отношению к будущим поколениям.
− Какова роль высшего образования в развитии социальной ответственности общества?
− Выпускники вузов – это специалисты, будущие эксперты и управленцы. Им предстоит на практике обеспечивать внедрение, запуск и эффективность многочисленных процессов в компаниях и организациях, в которых они будут работать. Уже сегодня существует острая необходимость полного перехода бизнеса и общества к ответственному потреблению, внедрению принципов устойчивого развития. И с каждым годом это будет всё актуальнее. Это значит, что «зеленое» мировоззрение, база экологичных знаний и навыков, понимание значимости бережного отношения к окружающей среде должна входить в набор как soft, так и hard skills каждого сегодняшнего выпускника вуза. Чем более выраженной была «зеленая» работа вуза в период студенчества руководителей и сотрудников компании, тем выше вероятность, что эта компания выберет путь устойчивого развития и будет максимально экологичной.
− В чем социальная ответственность преподавателя, студента, вуза?
− Сегодняшние студенты – это люди, которые будут формировать реалии российской действительности в ближайшие десятилетия. Открытые к переменам, способные критически мыслить и готовые действовать, уже сегодня студенты выступают амбассадорами новой экологической повестки. Они внедряют в своих вузах раздельный сбор отходов для дальнейшей переработки, организуют экологические клубы и проводят экопросветительскую работу, вовлекают в общественную деятельность сокурсников и учатся выстраивать социально и экологически ответственный бизнес с учетом достижений современной науки.
Профессорско-преподавательский состав, администрации вузов поддерживают студенческие начинания, внедряют «зеленые» практики в текущую деятельность и организуют инфраструктуру. Нужно, чтобы подобная активность была характерна для всех высших учебных заведений России независимо от профиля обучения.
Если за годы обучения в вузе человек усвоит экологичное поведение как норму, это будет проявляться и в его дальнейшей жизни, причем на всех уровнях: от привычки выключать кран, пока он чистит зубы, до стремления оптимизировать любой масштабный рабочий проект с точки зрения критериев экологичности. По сути, формирование экологической культуры в вузах сегодня – это инвестиция в наше общее будущее.
− Как построить конструктивный диалог университета и корпоративного сектора экономики?
− Вузы могут стать ресурсными центрами для деятельности студентов, представителей профессорско-преподавательского состава и администраций вузов, общественных организаций и бизнеса для совместной выработки практических решений в вопросах рационального использования природных ресурсов, разработки оптимальных путей взаимодействия человеческого общества с окружающей средой и многих других принципиально важных задач для обеспечения здоровья и процветания нашего и будущих поколений.
− Каковы формы и способы развития социальной и экологической ответственности и их роль в повышении доверия в вузовской практике?
− Как эффективный инструмент развития экоответственности вуза мы можем рассматривать общероссийскую программу «Зеленые вузы России» Движения ЭКА. Проект ориентирован как на студенческую аудиторию, так и на сотрудников вузов.
Студентов мы приглашаем к участию в экологических квестах, которые состоят из просветительской части и практических действий по внедрению «зеленых» практик в вузах. С 2016 года совместно с партнерами разработаны и реализуются интерактивные квесты: «Разделяй с нами» (2 уровня), «Вода России» (2 уровня), «Лесомания», «Экопросвет».
По итогам участия в первой волне квестов была создана Ассоциация «зеленых» вузов России. Свои вузы в ней представили студенческие команды, внедрившие у себя раздельный сбор отходов. Сейчас Ассоциация объединяет 100 студенческих экоклубов. Экоклуб – это более устойчивая форма экологически ориентированного сообщества в вузе, нежели команда, позволяющая передавать имеющиеся наработки и продолжать начатую ранее работу по вовлечению в экологическую ответственность представителей вуза.
Преподавателей и сотрудников вузов приглашаем в Школу наставников «зеленых» вузов. Наши эксперты и представители учебных заведений рассказывают на вебинарах об инструментах экопросвещения студентов и коллег, делятся опытом внедрения экологических практик, обсуждают значимость наставнической деятельности в реализации студенческих экологических инициатив и другие важные в вопросах формирования экологической культуры в вузах темы.
В 2019 году мы разработали методику формирования рейтинга «зеленых» вузов России. Это уникальная история в нашей стране. Автор методики Дамир Янахов, экоактивист, магистрант ЧелГУ, член Совета Ассоциации «зеленых» вузов России. Мы проанализировали несколько международных рейтингов и увидели, что они базируются на принципах «зеленого» строительства. Для России это сложно выполнимое условие. В своей методике сделали акцент на усиление экологической повестки в образовательных программах, экопросвещение студентов и сотрудников и реализацию конкретных «зеленых» мер. По сути, наш рейтинг – помощник и навигатор по сокращению экологического следа, реализации «зеленых» практик и формированию экокультуры в вузовской среде. результаты рейтинга озвучим в апреле во время проведения IV Слета «зеленых» вузов России.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: