Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
Устойчивое развитие
1025
Читать: 4 мин.

В России начало развиваться социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство как один из видов бизнеса достаточно давно и вполне успешно развивается в западных странах. Несмотря на то, что предпринимательство всегда  нацелено на извлечение  прибыли, основной  задачей социальной его формы является поиск решения социальных проблем в обществе, которых с каждым годом становится все больше. В последние годы социальный формат бизнеса начал активно развиваться и в России, конечно, не без помощи и поддержки частных инвестиций.

Экскурс в историю

Само по себе понятие «социальное предпринимательство» появилось в середине 60-х гг. прошлого столетия в зарубежной литературе, где речь шла о социальных изменениях. Такой вид предпринимательства подразумевает ведение деятельности для извлечения прибыли, но основная его направленность – поиск решений острых социальных проблем и задач, к которым, например, относятся защита бедных слоев населения или забота об окружающей среде.

Популяризации социального предпринимательства сильно поспособствовал Билл Дрейтон, американский консалтер. В 1980 году он основал фонд, который стал пионером в деле поддержки социальных предпринимателей. К 2016 году количество участников фонда, получавших от него стипендии, превысило 3000 человек, представляющих 89 стран. Среди последователей Дрейтона можно отметить Эда Коуэна, основателя фонда Echoing Green, а также Майкла Янга, который создал в Лондоне «Школу социальных предпринимателей».

В современном формате социальное предпринимательство зародилось в 80-е годы прошлого века и вступило в период активного развития уже в 90-е. Ключевые факторы, влияющие на развитие этого формата бизнеса, – рост и активное развитие частных и государственных некоммерческих организаций, совершенствование  транспортной инфраструктуры, развитие телекома и других технологий. Само представление социального предпринимательства трансформируется в условиях урбанизации, глобализации и повсеместной диджитализации.

Социальное предпринимательство уникально по своему формату: бизнесмен ищет решение острой социальной проблемы и, в то же время, ведет реальный бизнес с присущими ему финансовыми показателями.Благодаря социальной направленности бизнеса  он получает признание важности его работы, причем не только со стороны органов власти, но и со стороны широкой общественности. По сути, социальное предпринимательство – это бремя и конкурентное преимущество одновременно. Обычно бизнесмены оценивают успешность бизнеса ориентируясь исключительно на финансовые показатели (, в то время как ключевые факторы успешности социального предпринимателя – это, в первую очередь, социальная отдача, эффективность решения социальной задачи. Прибыль, безусловно, тоже важна, но она не является самоцелью, это лишь инструмент  для дальнейшего продвижения для достижения социальных или культурных целей и результатов.

Российский опыт

Развитие социального предпринимательства в нашей стране происходит с небольшим отставанием от Запада, однако нам ужеудалось достичь хороших результатов за короткий промежуток времени. В  2000-ые годы в стране стали появляться мощные системные и инфраструктурные отраслевые игроки, задачей которых стало и стимулирование социального предпринимательства, а также стали появляться сами социальные предприниматели как новый класс бизнесменов, которые разрабатывали и продвигали теоретическую базу. Их идеи и предложения по основам и направлениям развития социального предпринимательства рассматривались и принимались на законодательном и исполнительном уровнях. Важную роль в развитии этого направления  сыграл Фонд «Наше будущее», основанный в 2007 году. Помимо оказания финансовой поддержки предпринимателям, его задачами являются предоставление им информационной поддержки и консультаций по правовым вопросам. Головной офис Фонда располагается в Москве. Среди основных инфраструктурных проектов фонда: всероссийский конкурс «Социальный предприниматель», Лаборатория социального предпринимательства, программа «Больше, чем покупка!», которая дает возможность  продукции социальных предпринимателей попасть в торговые сети, премия «Импульс добра», программа сертификации социальных предпринимателей, конкурс прямых инвестиций. Премия «Импульс добра» вручается каждый год за особые достижения и вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России.

В 2018 году к тренду развития предпринимательства социальной направленности присоединился Росбанк. Банк является одним из самых крупных международных банков, работающих на территории России. При поддержке  Impact Hub Moscow была разработана специальная программа для социальных предпринимателей и НКО «НАЧНИ ИНАЧЕ». Основной целью проекта является помощь в создании финансово устойчивых бизнес-моделей для организаций, помогающих людям с инвалидностью.

В этом проекте могут участвовать предприниматели и различные некоммерческие организации, которые уже запустили свой проект и имеют опыт работы с людьми с инвалидностью, но пока находящиеся на старте своего пути или столкнувшиеся с определенными сложностями. Уже в первый год проведения программы удалось собрать 154 заявки из 69 городов России. К ключевым критериям оценки успешности претендентов относится: социальная значимость и эффективность решения проблемы, потенциал проекта к финансовой устойчивости и окупаемости, потенциал команды.

На текущий момент уже выбрано 12 финалистов с наиболее интересными кейсами. Сейчас они проходят обучение – как вести эффективный, устойчивый и прибыльный бизнес. Это интенсивная практическая программа развития с очной встречей с экспертами в Москве и различными онлайн-консультациями, в том числе с сотрудниками Росбанка. Три разных учебных блока– маркетинг и позиционирование, экономика и финансы проекта, навыки презентации и сторителлинг – учитывают специфику и особенности социального предпринимательства на стыке бизнеса и филантропии. На завершающем этапе конкурса будет проходить борьба за главный приз – победители будут объявлены в ноябре. Главным призом станет интенсивный курс обучения по обмену опытом во Франции, а за второе и третье место призеры получат гранты в 200 и 150 тысяч рублей соответственно.  Полученные средства можно будет направить на развитие разработанной в ходе программы бизнес-модели.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: