Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальные инвестиции
1420
Читать: 7 мин.

Долгосрочные инвестиции: почему бизнесу выгодно вкладывать в образование НКО

Симона Андрисенко, журналистка

Сегодня бизнес меняет свой подход к социальным инвестициям. Компании уходят от простого участия в благотворительных проектах и даже идут дальше корпоративного волонтерства и КСО. Бизнес стремится делать социальный вклад, эффективность которого зависит от профессионализма партнёров из некоммерческого сектора.  Компании хотят не просто помогать таким организациям, а видеть в них равноправных партнёров, вместе с которыми можно эффективно решать социальные проблемы. И именно дополнительное образование позволяет сотрудникам НКО расти и развиваться как профессионалам, а значит, и становится для бизнеса равными партнёрами.

Почему профильное обучение сотрудников НКО — инвестиция для надежного партнерства 

«Главная задача фондов — решать социальные проблемы. Нередко на это уходят все ресурсы организации, а построение системной работы, отслеживание результатов, развитие сотрудников уходит на второй план», — рассказывает Павел Прокофьев, менеджер отдела образования фонда «Нужна помощь». При этом у сотрудников НКО, как у штатных, так и у волонтёров, есть потребность делать свою работу структурно, идти к понятной цели, отслеживать результат. Зачастую без сторонней помощи сделать это затруднительно.

Прокофьев объясняет, что системное образование, которое предлагают такие организации, как, например школа «Опытным путем» фонда «Нужна помощь», адаптировано под ресурсы и возможности фондов, обеспечивают понятный и прозрачный процесс улучшения и видимый результат. Те вопросы, которые обычно остаются без внимания, решаются системно при поддержке экспертов, в безопасной среде и с четким результатом. Это позволяет фондам ставить новые цели и достигать их, эффективнее расходовать ресурсы и расти профессионально как командой, так и индивидуально.

О необходимости для сотрудников НКО получать дополнительное образование, проходить профильные курсы говорит Дмитрий Саава, бизнесмен, член Совета фонда «Нужна помощь», интеллектуальный волонтер фонда «Друзья». По его мнению, многие российские НКО управляются стихийно, ведь зачастую люди идут работать в эту сферу «по зову сердца», а не по профессиональным навыкам. Поэтому существует запрос на повышение уровня профессионализма команды. Это касается как менеджерских компетенций, так и навыков фандрайзинга, GR и т. д. «Есть конкретные управленческие навыки, которых не хватает руководителям российских НКО, особенно небольших. — говорит Дмитрий. — Образование позволяет не “изобретать велосипед” в работе с ежедневными проблемами, а воспользоваться опытом других людей и применить его на пользу своей организации».

Какие выгоды видит бизнес в инвестициях в обучение НКО

Кейс компании JTI и центра «Мастер ОК»

Центр «Мастер ОК» занимается социально-трудовой адаптацией людей с инвалидностью. Необходимость освоить новые методы работы и получить дополнительные знания особенно четко встала перед командой во время пандемии. «Пандемия серьезно повлияла на все НКО негативным образом. К сожалению, и мы не остались в стороне — мы «просели» по финансированию», — рассказывает начальник отдела развития центра Оксана Путина.

Фонд начал искать дополнительные источники финансирования, чтобы даже в этот непростой период продолжать реализовывать программы по сопровождаемому трудоустройству людей с инвалидностью. Но здесь у сотрудников возникла сложность: команде не хватало знаний об инструментах работы именно с этими новыми источниками. «Мы тщательно изучили рынок образовательных программ для НКО и выбрали школу “Опытным путем”. Фонд “Нужна помощь” — лидер по работе с частными донорами, и их образовательная программа была уникальна и не имела аналогов в России»,  — рассказывает Оксана.

Организация рассматривала разные варианты для оплаты обучения сотрудников. Оксана Путина рассказывает, что центр всегда был силен именно в работе с корпоративными донорами, поэтому был выбран этот путь. «Интерес бизнеса мы видим в том, чтобы дать НКО не “рыбу”, а “удочку”. Такой подход обеспечивает большую устойчивость, а бизнесу, безусловно, интереснее помогать устойчивым организациям, а не “НКО — однодневкам”», — считает Оксана.

В итоге центр «Мастер ОК» прошел обучения при поддержке компании JTI. Как рассказала менеджер по устойчивому развитию JTI Доната Королецкая, «Мастер ОК» уже на протяжении нескольких лет является партнером компании в области трудоустройства людей с инвалидностью. JTI также поддерживает центр в рамках ежегодного благотворительного забега.

«Нам важно, чтобы некоммерческие организации оставались надежными партнерами для бизнеса в реализации программ в области социальных инвестиций», — объясняет Доната. Компания JTI  заинтересована не только в том, чтобы вкладывать средства в конкретные социальные проекты, но и поддерживать долгосрочное развитие организаций, в том числе через инвестиции в обучение.

Королецкая считает, что, пройдя программу «Опытным путем» фонда «Нужна помощь» (программа стартует в марте и принять участие в ней могут организации из России и постсоветских стран, состоящие из трёх и более человек, которые главным результатом своей деятельности видят социальный эффект), коллеги из центра получают новые знания и компетенции: как взаимодействовать с донорами, диверсифицировать источники финансирования, выстроить коммуникации с партнерами, медиа и общественностью. «Важно, что обучение было практико-ориентированным и сопровождалось индивидуальными консультациями. Полученные благодаря обучению навыки и компетенции сотрудников центра способствуют еще более эффективному сотрудничеству в рамках наших совместных проектов», — подытоживает Королецкая.

На программе «Опытным путем», которая длится 9 месяцев, используется проектный подход. Фонды проходят все этапы от подготовки до запуска собственной фандрайзинговой кампании. По окончанию обучения студенты выходят с набором идей для акций и понимаем алгоритма запуска кампаний, что позволяет им в дальнейшем собирать средства на свои проекты и быть более устойчивыми.

«Наша главная задача, чтобы курсы поддерживали и развивали тех, кто пришел учиться, а не фрустрировали, не создавали непосильную нагрузку, то есть выступали как акселератор развития того или иного направления работы, — рассказывает Павел Прокофьев. — Коммуникация, работа с социальными сетями, настройка частного фандрайзинга, оперативное и стратегическое планирование — во всех этих направлениях мы берем за основу реальные кейсы, делимся опытом проб и ошибок. Мы даем понять, что нет готового решения, но есть проверенные инструменты».

С какими фондами бизнес захочет сотрудничать

Координатор фонда «В ответе за будущее» Екатерина Говорова считает, что, вкладываясь в обучение сотрудников НКО в области фандрайзинга, компании способствуют развитию некоммерческого сектора, делают его более устойчивым. «НКО, успешно собирающие деньги, являются и более надежными партнёрами для бизнеса, помогают компаниям эффективно реализовывать свои программы», — объясняет Екатерина.

Сам фонд «В ответе за будущее» является корпоративным фондом Amway, что снимает вопрос поиска партнёров. И компания, и НКО заинтересованы в развитии фандрайзинга, поскольку это позволит фонду увеличить сборы пожертвований, а, соответственно, и развить направления своей деятельности, а бизнесу повысить свою социальную значимость.

Однако НКО и сами могут проявить заинтересованность и прийти к крупным компаниям с предложением, чтобы объяснить им важность и значимость обучения сотрудников.

Так, например, менеджер по фандрайзингу фонда «Друзья» Мариам Маргарян говорит, что фонды сами инициирует коллаборации в вопросах финансовой поддержки обучения сотрудников НКО в Московской школе профессиональной филантропии. «Мы предлагаем нашим партнёрам не поддержку конкретного фонда, а импакт-инвестирование в решение социальной несправедливости, стоящей на повестке конкретного бизнеса, через профессионализацию сотрудников НКО», — поясняет Мариам. В таком случае бизнес получает лояльных и профессиональных партнеров в лице НКО, с которыми можно продолжить работу над решением выбранной проблемы.

Маргарян считает, что нет универсальных решений в поисках таких партнерств. Однако искать их стоит в первую очередь среди тех, с кем совпадает миссия и поле для совместной работы.

Какая мотивация у бизнеса для инвестирования в обучение НКО

Менеджер по работе с корпоративными партнерами фонда «Нужна помощь» Ольга Охотникова объясняет, что у компаний может быть несколько причин вложиться в обучение НКО:

  • Реализация программы корпоративной социальной ответственности (КСО) и необходимости следовать принципам ESG (environmental, social and corporate, governance). НКО как раз и являются тем самым элементом Social, а значит совместные проекты будут выгодны компании.

  • Развитие HR-бренда: участие сотрудников компании в развитии НКО поможет решить множество задач менеджеров по персоналу. Фонд может предложить совместный проект по корпоративному волонтерству, попросить о менторской поддержке сотрудников компании.

  • PR и увеличение лояльности клиентов: благотворительность положительно сказывается на имидже компаний и часто используется для внешней коммуникации. Компаниям с такой мотивацией может быть интересен кобрендинг, прямое спонсорство или фандрайзинговая акция с информационным партнерством.

Таким образом, НКО может выбрать партнёров либо по принципу их стратегии КСО и участия в благотворительности в целом, либо по географическому фактору или предыдущим связям, ведь если фонд постоянно работает с компанией, имеет смысл в первую очередь обратиться к ней за поддержкой обучения.

Охотникова приводит несколько примеров «идеальных мэтчей» НКО и компаний:

  • Пациентская организация и фармацевтическая компания;
  • Региональный фонд и крупный бизнес с несколькими регионами присутствия (например, промышленность, добывающая компания);
  • НКО, поддерживающая определенные незащищенные группы, и бренд с целевой аудиторией, для которой эти проблемы могут быть актуальны.

При этом, как отмечает Охотникова, пока что в школу «Опытным путем» не так часто приходят фонды, которым оплачивают обучение крупные компании. «НКО зачастую не выделяют средств на обучение в собственном бюджете и не знают о возможности попросить корпоративного партнёра о помощи, так как считается, что деньги должны идти на оказание помощи. — отмечает эксперт. — Важно донести до НКО и компаний, что профессиональное развитие так же важно, как и работа с благополучателями».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: