Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
663
Читать: 6 мин.

Социальное лицо бизнеса: доступность сайтов для людей с нарушениями зрения

Лояльность к клиенту — условие успешного бизнеса. Сегодня она включает в себя в том числе и доступность получения услуг людьми с инвалидностью. Развитие IТ-технологий и интернета за последнее десятилетие позволило многим людям с ограничениями здоровья, в том числе и с проблемами зрения, освоить целый ряд профессий, дающих возможность удаленной работы, и начать зарабатывать. А значит, появилась потребность управлять своими доходами и получать различные услуги. С другой стороны, компании, которые задумались об этом и провели необходимую адаптацию, получали лояльного клиента, готового не только долгосрочно пользоваться услугами, но и рекомендовать услуги этой компании людям с такой же инвалидностью.

Тенденция адаптации сайтов и мобильных приложений для людей с инвалидностью не новая, однако при всей явной взаимной выгоде компаний и таких клиентов о решении проблемы доступности пока говорить не приходится. Об этом свидетельствуют результаты обширного исследования по доступности сайтов и мобильных приложений для людей с проблемами зрения, результаты которого были опубликованы в середине июня.

Анализ доступности проводился группой незрячих тестировщиков под руководством веб-разработчика Артема Плаксина, куратора одного из направлений и автора курса обучения «Тестирование сайтов и мобильных приложений на доступность для людей с инвалидностью» инклюзивного проекта Everland. Сотрудники Everland занимались исследованием совместно с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».

Мария Красильникова, директор БФ «Искусство, наука и спорт», надеется, что подобные исследования помогут компаниям осознать необходимость адаптации своих ресурсов для клиентов с проблемами зрения и включения требования доступности для слепых и слабовидящих людей уже на начальном этапе создания онлайн-продукта. Бесспорно, только совместные усилия приведут к созданию инклюзивной среды для людей с нарушением зрения во многих сферах жизни, включая онлайн.

На доступность для незрячих, использующих программы экранного доступа (скринридеры), было протестировано более 200 онлайн-сервисов у 78 компаний из 15 различных областей, в числе которых транспорт, магазины, мобильная связь и интернет, банки, онлайн-обучение, поиск работы и другие. Тестировщики оценивали доступность онлайн-ресурсов компаний по пятибалльной шкале, где 1 балл — низкий уровень доступности, а 5 — высокий. Лучшую адаптацию к озвучивающим программам показали государственные сервисы, аэропорты, компании, работающие в сфере мобильной связи, сервисы поиска работы. В остальных сферах общий уровень доступности оказался средним.

Многие крупные компании уделяют внимание адаптации сайтов и мобильных приложений для незрячих, ставя задачу доступности еще при разработке онлайн-ресурсов. Целый ряд организаций имеют действительно высокую доступность для незрячих. Среди них аэропорт «Шереметьево» (4,83 балла), «Альфа-Банк» (больше 4), «Билайн» (больше 4), такси «Максим» (5).

Аэропорт «Шереметьево» при разработке запущенных в 2018 году сайта и мобильных приложений отдельной задачей поставил адаптацию продукта для всех пользователей, в том числе слабовидящих. Требования по доступности сайта определялись в соответствии со стандартом WCAG уровня АА. «Сайт удовлетворяет потребности следующих групп пассажиров с ограниченными возможностями здоровья: страдающие различными видами дальтонизма, слабовидящие, слепые, пользователи с нарушением слуха, пользователи с нарушением опорно-двигательного аппарата, которое может выражаться в неспособности пользоваться компьютерной мышкой. Поддержание и развитие комфортных условий для пассажиров всех категорий является одним из ключевых приоритетов Международного аэропорта Шереметьево», — рассказали в пресс-службе аэропорта.

Высокая доступность онлайн-ресурсов компании была подтверждена многими престижными наградами. Так, два года назад сайт Шереметьево стал лауреатом премии «Золотой сайт», победив в трех категориях, среди которых «Дизайн для всех (инклюзивность и универсальность)», «Лучший сайт для потребителей (b2c)». Серебряной и бронзовой награды удалось добиться в номинациях «Лучший дизайн» и «Лучший usability». В том же году по итогам премии Tagline awards 2018 сайт признали лучшим среди государственных сайтов и в категории «Лучшая разработка/интеграция». Наградами сайт отметили и  в номинациях «Лучший сайт», «Лучший текст», «Лучшее юзабилити» и «Совершенное исполнение (Craft)». В прошлом году на премии «Рейтинг рунета» сайт Международного аэропорта Шереметьево был отмечен в категориях «Некоммерческие и госорганизации» и «B2C, бизнес для потребителя».

В такси «Максим» пояснили, что не предпринимали специальных действий по адаптации своих ресурсов для слабовидящих, так как сайт хорошо сверстан и корректно работает с соответствующими функциями браузеров.

Для того чтобы приложением могли пользоваться слабовидящие, информация на экране должна корректно читаться синтезатором речи. Функция чтения предоставляется операционными системами, но само приложение должно быть адаптировано, для каждого элемента интерфейса должен быть добавлен параметр «название», а после этого — протестировано.

Компания такси «Максим» достигла идеальной доступности для незрячих, не используя в процессе создания сайта и мобильных приложений незрячих тестировщиков. «Наши тестировщики и разработчики включали режим для слабовидящих в смартфоне и проверяли все сами. Необходимо было убедиться в том, что озвучивается каждый элемент. И если находили не озвученный, исправляли и снова проверяли», — пояснил Павел Стенников, руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим».

Однако такая разработка доступности сайта и мобильных приложений скорее исключение. Чаще всего на стадии разработки продукта или в процессе адаптации готового продукта компании привлекают незрячих тестировщиков.

Аэропорт «Шереметьево» при разработке сайта для тестирования привлек слабовидящих пользователей, давших свои рекомендации по разработке сайта для пассажиров с ОВЗ.

Использует тестировщиков для достижения доступности и «Билайн». В прошлом году компания пригласила своих партнеров из инклюзивной платформы Everland провести аудит сайта и мобильного приложения «Мой Билайн» с точки зрения доступности для людей с различными видами инвалидности. Большей доработки потребовало приложение на Android. Были выявлены основные проблемы приложения, связанные с разметкой специальными метками элементов интерфейса (баннеры, карточки и т.д.) и их озвучиванием в скринридерах.

Второе тестирование приложения для Android, проведенное после доработки ресурса, получило 98% доступности для людей, имеющих инвалидность.

Руководитель по устойчивому развитию ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Евгения Чистова считает, что приобретенный опыт очень ценен: «После прохождения аудита приложения и сайта компания сформулировала правила доступности в формат внутренних стандартов и теперь сможет использовать их для других своих продуктов».

Самый стабильный по доступности «Альфа-Банк» на протяжении нескольких лет является лидером доступности для слабовидящих людей. Компания входит в рабочую группу Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и руководствуется рекомендациями ЦБ и ГОСТами принятыми в отрасли. В «Альфа-Банк» считают, что их digital-каналы не полностью адаптированы для слабовидящих и незрячих людей, скорее, у них меньше ошибок и accessibility-проблем, чем у других.

Для достижения доступности своих онлайн-ресурсов «Альфа-Банк» проводит регулярные accessibility-тестирования с привлечением слабовидящих и незрячих клиентов. «Такие тестирования мы проводим обязательно с привлечением респондентов. В первую очередь, мы вовлекаем наших действующих клиентов, с которыми всегда на связи и пользователей других Банков, которые самостоятельно или при помощи специальных средств используют их продукты», — отметил руководитель UX-направления «Альфа-банка» Игорь Захарченко.

В результате каждого исследования описывают проблемы доступности и дают рекомендации по их устранению. Набор рекомендаций отправляют соответствующим продуктовым командам, они заносят их в свой бэклог и далее реализуют согласно своему приоритету.

Все компании с высокой доступностью единодушны в том, что созданию инклюзивной среды для слабовидящих и незрячих, в том числе и в онлайне, способствуют рейтинги и независимая экспертиза по доступности ресурсов. Они являются хорошим катализатором для того, чтобы поднимать задачи доступности в бэклогах команд и у бизнеса. Команда специалистов Everland намерена продолжить анализ доступности онлайн-ресурсов для слабовидящих и незрячих. Во втором этапе исследования будет проанализирована доступность ресурсов таких сфер, как электронная почта, облачные хранилища,  сервисы опросов, книг, образования, магазины парфюмерии и косметики, интернет СМИ, медицина, сайты ВУЗов, правительственные сайты регионов и некоторые другие.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: