Социальная ответственность должна стать идеологией и практикой отечественного бизнеса – УСПП
Принципы социальной ответственности сегодня исповедуют не только известные мировые компании, но и немало отечественных корпораций. Однако в Украине это движение еще не стало массовым. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, ряд общ?ественных организаций вместе с УСПП инициировал разработку Стратегии социальной ответственности бизнеса в Украине, которую недавно поддержал Президент Украины.
Об этом в эксклюзивном комментарии для Укринформа рассказала вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Людмила Жук.
“Группа общественных организаций, в частности Украинская сеть Глобального договора ООН в Украине, Центр “Развитие КСО” (КСО – корпоративная социальная ответственность. – Ред.), УСПП и другие подготовили документ под названием Концепция стратегии социально ответственного бизнеса в Украине. Именно они и занимаются ее лоббированием”, – сказала Людмила Жук.
По ее словам, в конце июня вышел указ Президента, где сформулирована государственная задача подготовить Стратегию содействия развитию социально ответственного бизнеса в Украине: “Мы воспринимаем это как очень важную победу для деловой громады государства”.
Ныне при Координационном совете по вопросам развития гражданского общества создается рабочая группа, в том числе при участии громады, которая должна принять участие в проработке проекта Стратегии: “Существующая концепция стратегии – это очень содержательный, обстоятельный документ, который прошел широкое обсуждение среди делового сообщества, получил одобрительные оценки мировых экспертов и может быть не только основой стратегии, но и ее телом”.
При этом, заметила она, медлить с его принятием нельзя. “Убеждена, что эту работу следует завершить до ноябрьского саммита, где будет решаться судьба ассоциации между Украиной и ЕС”, – добавила вице-президент УСПП.
Она рассказала, что согласно мировым тенденциям, успешно и эффективно развивается не тот бизнес, который “зациклен” на собственной прибыли, а тот, который заботится о качестве продукции, трудовых отношениях, экологии, правах человека, охране здоровья, связях с территориальной громадой.
“Ныне 16 стран ЕС имеют национальную стратегию социальной ответственности бизнеса. Ни одна из компаний мира не может говорить о своем эффективном развитии и перспективах для завоевания новых рынков, если она не занимается серьезно КСО. Наступило время сделать это и в Украине”, – констатировала Жук.
В документе, по ее словам, четко изложено, что такое социальная ответственность бизнеса, как она должна развиваться, от чего зависит и каким образом предпринимателям следует строить свою стратегию: “Очень большое значение имеет момент защиты бизнеса. Потому что повсюду мы видим, когда органы власти заставляют бизнес вкладывать деньги в различные фонды, например, по вывозу мусора или ремонту дорог, и это якобы называется социальной ответственностью бизнеса”.
Для УСПП, заметила Жук, является главным принцип добровольности, принцип сознательного серьезного участия бизнеса. И ни в коем случае не должно быть принуждения. Она сообщила, что сегодня 55 компаний, работающих в Украине, уже подписали Глобальный договор ООН, который служит платформой для содействия и продвижения социальной ответственности бизнеса. “Это самая большая цифра в СНГ”, – сказала Жук, добавив, что речь идет как о крупном бизнесе в сфере металлургии, энергетики или машиностроения, так и о малых и средних предприятиях.
В УСПП убеждены, что такие понятия как соблюдение законов Украины и социальная ответственность бизнеса не являются тождественными. “Это разные вещи. Мы говорим о том, что предприятие исполняет законы, но оно хочет взять на себя что-то еще, абсолютно добровольно, по собственной совести. У нас много депрессивных территорий, городообразующих предприятий, где даже небольшое сокращение работников сказывается на жизни города моментально. И именно здесь нужна сознательность бизнеса, его моральная обязанность отвечать не только за зарплату, условия труда, соблюдение КЗоТ, но и еще за что-то другое, что он должен определить в стратегиях своего развития”.
Признаком социальной ответственности того или другого предприятия является регулярное обнародование нефинансовых отчетов за год. “Некоторые считают, что эти отчеты можно и не делать. Но если компания идет на мировые рынки и работает по стандартам ЕС, то ее обязательно спросят, проводится ли такая работа, насколько она плановая и системная. Поскольку у нас часто думают: отдал деньги на церковь – это и есть социальная ответственность бизнеса, теперь на всю свою жизнь имею индульгенцию. Это не так! Социальная ответственность должна быть вписана в бизнес-стратегию, развиваться шаг за шагом так, как развивается бизнес”, – сказала вице-президент УСПП.
На вопрос корреспондента агентства, почему правительство и Президент заинтересованы в разработке “Стратегии социальной ответственности бизнеса в Украине”, которая по существу касается частного капитала, Жук ответила, что власть также получит от нее свою выгоду: “Это большая помощь власти во всех социальных вопросах, только помощь – сознательная, продуманная и системная. Собственно, именно таким должно быть настоящее государственно-частное партнерство как национальная концепция”.
Кроме того, она подчеркнула другой, не менее важный аспект. Внедрение принципов социальной ответственности бизнеса, как и соблюдение требований Стратегии, не требуют ни дополнительного государственного финансирования, ни чрезвычайных организационных усилий. “Бизнес хочет, чтобы власть его правильно понимала, чтобы думала в унисон с ним, и чтобы не было так, что бизнес планирует себе стратегию на будущее, где существует возрождение депрессивного городка или помощь клиникам, а местная власть трактует это совсем иначе. Определение самого понятия социальной ответственности бизнеса и правильное понимание его составляющих всеми участниками процесса – очень важная вещь. И без государственного документа здесь нам никак не обойтись”, – резюмировала Жук.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: