Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
История. архивы и факты
Партнёрство
Социальные инвестиции
2606
Читать: 23 мин.

Музей как модель социальных инвестиций

В начале ХХ века меценатство и поддержка учреждений культуры обрели такую  популярность в России, что даже прослыли в купеческой среде чем-то вроде особой доблести. Коммерсанты не скупились на поддержку театров, библиотек, музеев. И сегодня имена Павла Третьякова, Ивана Щукина, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова, Николая Рябушинского мы вспоминаем в основном именно в связи с оставленным ими культурным следом. Сегодня только специалисты помнят, какие сделки они совершали, какими фабриками владели, сколько стоили акции их предприятий. Зато о Третьяковской галерее, МХАТе, Абрамцевском кружке художников и «Русских сезонах» Дягилева не слышал разве что ленивый.

 Мрамор для Пушкинского

 В дореволюционной России во времена зарождения традиций меценатства одним из важнейших примеров помощи сфере культуры можно назвать не только финансовую поддержку музеев, но и формирование коллекций произведений искусства – в том числе и новейших течений, еще не оцененных консервативной критикой и публикой. В среде фабрикантов и магнатов существовало что-то вроде негласного соревнования: кто быстрее отыщет шедевр и пополнит свою коллекцию, кто больше заплатит за яркий артефакт.

Предприниматели активно включались в партнерство с государством. Например, несмотря на то что на постройку Музея изящных искусств им. Александра III (сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина) было выделено 200 тысяч рублей из государственной казны, товарищем (заместителем) председателя комитета по его устройству состоял крупный промышленник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Именно на его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы музея, цветных мраморов для парадной лестницы, заказаны два скульптурных фриза для фасада музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 миллионов рублей (две трети всей стоимости музея). И хотя секретарем комитета и фактическим организатором строительства являлся профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев, но узнаваемый облик любимого Пушкинского – это заслуга его «товарища» Нечаева-Мальцова.

Сегодня значение и роль музея значительно меняется, он становится точкой притяжения и центром общественной жизни, способным просвещать, менять среду и объединять сообщества. «Музей способен вносить значительный вклад в развитие экономики территорий за счет повышения привлекательности региона, в том числе туристического потенциала, поддержания и развития инфраструктуры города, сферы обслуживания. А для бизнеса важно, чтобы его социальные инвестиции были максимально эффективны», – так, например, считают сотрудники фонда «Доброта Севера». И с этим трудно не согласиться.  Если даже маленький музей может многое сделать для привлекательности своего города или села (о чем речь впереди), то что говорить о крупной и известной институции, такой как тот же ГМИИ им. А.С. Пушкина, продолжающий сегодня традиции Цветаева и Нечаева-Мальцова!

А у нас на работе вернисаж!

 Стены в офисе Группы компаний «ЛАНИТ» словно раздвинулись, и вот уже на них расцвели подсолнухи Ван Гога, заскакали красные кони Петрова-Водкина, засверкала жемчужная сережка на модели Вермеера, зарумянились арбузы на столе у кустодиевской купчихи…

Василиса Малышева, одна из победителей конкурса. Фото предоставлено социальным проектом “Колесо обозрение”

«Столько разных чувств в работах детей! И радость, и грусть, и покой, и движение! Хмурой осенью пройти и посмотреть творчество ребят – как заглянуть через окошки в разные миры, полюбоваться красотой, почерпнуть вдохновение…» Это только один из отзывов на выставку участников конкурса «Я художник – я так вижу», развернувшейся  прямо в офисе ЛАНИТ. 96 картин украсили столовую и рекреационные зоны, превратившиеся в выставочное пространство. Многие сотрудники заметили, что интерьер стал светлее и уютнее, а работоспособность у сотрудников выросла – юные художники словно заразили их творческим вдохновением.

«В 2017 году мы совместно стартовали с инклюзивным отделом Пушкинского, инициировав программу “Пушкинский – воспитанникам детдомов и интернатов”, – рассказывает Наталья Черкасова, руководитель социальных проектов группы компаний “ЛАНИТ”. –  Команда отдела придумала  проект “Доступный музей”, а мы стали его соорганизаторами и спонсорами. Мы уже давно финансируем и обеспечиваем доступ и трансфер детей с очень разными особенностями здоровья в музей, принимаем группы,  оплачиваем обед в кафе, чтобы те, кому далеко ехать, не оставались голодными в день посещения. Опытные искусствоведы, экскурсоводы, наши корпоративные волонтеры, которые вызвались участвовать в этой программе, прошли специальную подготовку – тренинги по работе с особыми детьми. Сложилась постоянная команда, умеющая работать так, чтобы всем детям было интересно и комфортно в Пушкинском.

Во время проекта Евгения Киселева, руководитель инклюзивного направления в ГМИИ им. А.С. Пушкина, познакомила Наталью Черкасову с  проектом «Колесо обозрения», занимающимся социокультурной реабилитацией детей с инвалидностью  и молодых людей с ментальными особенностями, и его создателем и руководителем – полной ее тезкой, тоже Натальей Черкасовой. «Я поняла, что это судьба», –  улыбается руководитель социальных проектов ЛАНИТ. С этого момента компания стала поддерживать инклюзивный творческий конкурс «Я художник – я так вижу». Очень  понравилась идея и сам проект  –   маленькая группа людей делает конкурс с масштабным охватом, вовлекает ряд крупных музеев, таких как Эрмитаж,  Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный исторический музей, Государственный литературный музей, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО (Москва), ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», Областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (Омск), Областной музей изобразительных искусств (Кемерово), Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (Ростов) и другие.

В 2023 году конкурс, который проходил уже в восьмой раз, проводился при партнерстве 34 российских музеев. И уже четвертый год он реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. С 2019 года на сайте можно прочитать истории победителей, это важно для поддержки семей, где есть «особенные» дети, ведь такие рассказы и примеры их вдохновляют и воодушевляют. Это ценно и для общества – мы видим отношение к возможностям и творческой самореализации разных людей. А главное, в проекте участвуют не только ребята с инвалидностью, но и их братья и сестры. Члены жюри ничего не знают о ребятах, кроме их возрастной категории, –  важен не диагноз, не состояние здоровья, а сам ребенок, его личность. Проект помогает поднять самооценку, веру в себя, раскрепостить творческую фантазию.

Когда заканчивается конкурс, начинается следующий этап  –  выставка лучших работ в музее Москвы, а затем ее продолжение в центральном офисе ЛАНИТ.  Несколько картин компания выкупает у «Колеса обозрения», чтобы наградить ими волонтеров, участвующих в социальных проектах.  После выставки часть работ передается  в благотворительный фонд «Старость в радость», чтобы они украшали стены домов-интернатов для престарелых и радовали глаз ветеранов. А после следующего конкурса будет объявлена новая выставка в офисе ЛАНИТ – и снова начнется круговорот творчества, наполненного детской энергией. Более двух тысяч сотрудников уже привыкли к выставкам, и Наталья Черкасова старается, чтобы между ними не возникало большой паузы. Ведь для коллег важно, что компания поддерживает добрые, теплые проекты.

Кроме поддержки конкурса ЛАНИТ откликается на запросы Пушкинского музея как IT-компания  –  ее экспертиза помогает обеспечивать и поддерживать эффективную работу оборудования. Во время пандемии сотрудникам музея пришлось перейти на удаленную работу, но техники для этого не было. В течение двух недель ЛАНИТ согласовал закупку всего необходимого для обеспечения защищенного удаленного доступа, а инженеры компании приехали и все сразу же настроили. Позднее они реализовали проект поставки оборудования  для модернизации Wi-Fi сети в двух главных зданиях музея. Старое и вполне еще исправное оборудование сотрудники музея демонтировали и отправили в другое здание музея, где ситуация с Wi-Fi была совсем печальной. Это был непростой проект, ведь у музея историческое здание, охраняемый объект, и просверлить каждую дырочку, чтобы закрепить роутер, крайне сложно. Однако модернизация проведена, и Wi-Fi уже работает.

Рисуем шедевр согласно инструкциям

 «На выборе проекта для поддержки сказываются предпочтения основателя группы компаний “ЛАНИТ” Георгия Владимировича Генса, –  продолжает Наталья Черкасова.  –   Он очень давно дружил с Пушкинским музеем и с его бывшим директором Мариной Лошак. Генс был коллекционером, и из его частной коллекции организовывались несколько выставок в жанре livre d’artiste – “книга художника”, где текст и иллюстрация представляли собой оригинальную печатную графику и становились полноправными составляющими цельного произведения. Георгий Генс и Борис Фридман, также выступавший в качестве куратора, предоставляли книги из своих собраний на выставку.

На мастер-классах во время конкурса. Фото предоставлено социальным проектом “Колесо обозрения”

Сегодня мы не спонсируем организацию выставок, но повышаем технологический уровень и делаем музей более доступным для детей с инвалидностью. А партнерство осуществляется так: коллеги из Пушкинского звонят и говорят: у нас нет того-то, нам надо то-то. Кроме ГМИИ им. Пушкина выполняем небольшие проекты для Музея декоративно-прикладного искусства. Для их инклюзивной программы мы также предоставили компьютер и видеооборудование для занятий».

В 2023 году ЛАНИТ помогает «Колесу обозрения» в реализации проекта по созданию мастер-класса пошаговых инструкций, адаптированных для людей с ментальной инвалидностью. Компания перечислила на него чуть больше 100 тысяч рублей. Это проект в проекте, который с 2020 года реализуется совместно с различными музеями. Музейщики  ежегодно проводят тренинги, привлекают экспертов, которые помогают разрабатывать и адаптировать материалы, снимают пошаговые видео- и фотоинструкции,  монтируют их, а компания финансирует производство. Так создается видеоролик с инфографикой, анимацией, субтитрами и переводом на русский жестовый язык. В совокупности стоимость ролика складывается из оплаты работы музея, а потом еще ЛАНИТ оплачивает работу переводчика на русский жестовый язык. Инструкции сформулированы максимально простыми средствами и языком, и на сайте музея и в соцсетях они всегда доступны абсолютно бесплатно.

«В этом году у нас будет 14 мастер-классов и около 20 пошаговых инструкций,  –  говорит директор “Колеса обозрения” Екатерина Шуваева.  –  Каждый год ребята рисуют картины по заданию, каждый год мы даем тему – в этом году, к примеру, это “Семья в искусстве”. Задача – не просто что-то нарисовать, а создать на заданную тему интерпретацию произведений искусства, которые находятся в любом музее мира. Первоисточник должен быть узнаваемым. Музеи подготовку делают сами в зависимости от содержания. Например, Русский музей создает сценарий мастер-класса – как интерпретировать картину Репина “Бурлаки на Волге”. И нам передает сырой материал для монтажа.

На мастер-классах во время конкурса. Фото предоставлено социальным проектом “Колесо обозрения”

Мы со своей стороны, с учетом требований, которые предъявляются к таким материалам, накладываем инфографику и субтитры, отдаем в перевод, делаем окончательный монтаж – и ролик готов. Это часть конкурса,  помогающая ребенку благодаря пошаговому инструктажу понять, что такое интерпретация, как она делается». Вклад компаний в производство таких материалов помогает музеям транслировать результаты своей деятельности в мир и давать  шанс людям с инвалидностью из любой точки страны пользоваться материалами, готовить работы для конкурса и просто организовать свой  досуг. Ролики пользуются популярностью и у педагогов, которые работают с детьми с инвалидностью.

Истинная ценность реликвий

 Государственный исторический музей один из самых посещаемых в стране – более 1 млн 300 тысяч посетителей в год. Его фонды  насчитывают почти 5 млн предметов.  На сайте ГИМ можно увидеть длинный список компаний, которые ему помогают, – примерно 30 постоянных партнеров и спонсоров. Виды помощи музею очень разные: проведение выставок, организация лекций, реставрация картин и памятников, ремонт здания, съемка фильмов. Поддержку можно оказать разными способами – например, сделать единовременное пожертвование. Приветствуется корпоративное спонсорство, волонтерство, здесь рады новым членам программы лояльности Клуба друзей Исторического музея. Благодаря огромной предварительной работе и четкому менеджменту в стенах здания на Красной площади, дом 1, происходят значительные события – масштабные выставочные проекты.

Выставка в ГИМ “Сны Сибири”. Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея

«Проекты исторической направленности достаточно сложны,  –  делится Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ. –  Они сложны как в подготовке, так и в восприятии аудиторией. И наши меценаты – как правило, люди, которые понимают истинную ценность реликвий и их роль в истории страны. Совсем недавно благодаря стараниям нашего организационного комитета и его председателя получили генерального спонсора – банк ПСБ. Мы сразу включились в совместную работу».

ПСБ выступает партнером ГИМ с 2019 года. В партнерстве с этим банком также ранее прошли такие выставочные проекты Государственного исторического музея, как «Придворный костюм середины ХIХ века из собрания Государственного Эрмитажа» и «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Тозио Мартиненго в Брешии». За время работы этих выставок их посетили более 160 тысяч человек.

Значительную помощь  ГИМ оказывают и другие компании. Например, при поддержке компании «Северсталь» была открыта видеостудия и организовано интернет-вещание  – для записи лекций, встреч с интересными гостями: как сотрудниками ГИМ, хранителями и кураторами выставок, так и с приглашенными специалистами. Компания «Лукойл» финансировала реставрацию произведений художника Фёдора Рокотова.

«Если возможно, пусть это называется новой смычкой между культурой, банками и промышленными компаниями, – говорит Елена Мелихова, старший вице-президент – директор департамента маркетинга банка ПСБ.  – Безусловно, в российской истории был огромный перерыв после Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, и хотя говорилось, что искусство принадлежит народу, но как-то однобоко. Заполняем ли мы этот пробел? Хочется верить, что да. И дело не только в том, что без поддержки бизнес-сообществ не было бы возможности создавать прекрасные экспозиционные пространства, наполненные всеми современными техническими средствами. Не было бы и творческой уверенности этих учреждений культуры. Да, мы поддерживаем ведущие музеи страны: это Государственный исторический музей, Музеи Московского Кремля, Государственная Третьяковская галерея. Входим в попечительские советы, оказываем поддержку их конкретным выставочным проектам. Мы крупная финансовая организация, у нас нет искусствоведческих отделов, поэтому мы всецело полагаемся на специалистов-профессионалов в области культуры и искусства».

Почему именно ГИМ? Здесь все очевидно, добавляет Елена Мелихова:  не только потому, что его адрес – Красная площадь, дом 1. Это музей истории России прошлой, настоящей и будущей, которая строится сейчас всеми россиянами. Есть две формы взаимодействия банка с музейными учреждениями: членство в попечительском совете (ежегодные взносы) и конкретные проекты. В каких категориях измерять ценность того или иного проекта? «Пожалуй, такой эталонной шкалы нет,  –  признает Елена Мелихова. – К примеру, вот выставка легендарного фотографа Евгения Халдея в ГИМ, открывшаяся к Дню Победы. Красное знамя над Рейхстагом помнят многие, но как факт, а не как эмоциональное переживание. А ведь это продолжение нашей народной памяти, воспитание молодежи, дань подвигу советского народа. Такое событие можно оценить только в превосходной степени!»

С выставки “Евгений Халдей. Эпоха в кадрах”. Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея

«Мы финансисты, и при этом один из системообразующих банков для ОПК и Министерства обороны России, – продолжает Елена Мелихова. – Представляете, какой контекст ответственности присутствует в каждом общественном нашем проекте? У банка очень много социальных проектов: это помощь военнослужащим, новым территориям ЛНР и ДНР, волонтерам и добровольцам, а еще есть и Крым, и Дальний Восток… И не потому, что это сложные или горячие точки, а потому, что это наша страна.  Поэтому мы смотрим в будущее, мы работаем, чтобы Родина цвела и крепла во всех аспектах: пароходах, поездах, танках, детских садах, школах, здравоохранении, спорте и в культуре. Над этим трудится весь коллектив ПСБ».

Русский Север как источник вдохновения

 Российский бизнес поддерживает не только крупные столичные музейные проекты, такие как ГИМ и Пушкинский музей. В числе важных задач для многих компаний  – устойчивость развития местных территорий и сообществ, забота о собственных работниках и повышение качества их жизни. В моногородах культурные проекты способны удержать трудоспособное население. Чего стоит вдохновляющий пример маленькой Выксы, прославившейся благодаря фестивалю уличной культуры «Выкса-фестиваль», уже 10 лет проводимому фондом «ОМК-Участие» и  ОМК. Именно поэтому компании выбирают поддержку культуры и искусства в качестве приоритетного направления своей благотворительной деятельности. Перед ними также стоит задача популяризации культурного наследия – как на мировом уровне, так и на федеральном – как вклад в культурный потенциал страны.

«Фонд “Доброта Севера” был учрежден всего год назад мною и Игорем Костолевским, народным артистом России,  –  рассказывает генеральный директор благотворительного фонда “Доброта Севера” Елена Тополева-Солдунова. –  Инициативу поддержала компания “Северсталь”, ключевой донор фонда. Кроме финансовой поддержки компания помогает фонду своей экспертизой и знаниями в области маркетинга, коммуникаций и IT-технологий. Компания и фонд разделяют общий фокус внимания и источник вдохновения – Русский Север. “Северсталь” как наш якорный донор верит в экспертизу профессиональной команды фонда, его совета и попечительского совета, члены которых – признанные профессионалы своего дела. Сегодня фонд и “Северсталь” в партнерстве успешно реализуют проекты в рамках своей благотворительной программы в культуре и образовании, комфортной и здоровой городской среде, адресных социальных проектах.

Музей Кижи. Фото предоставлено пресс-службой БФ “Доброта Севера”

Мы сотрудничаем с фондом поддержки слепоглухих “Со-единение”, программой “Музеи Русского Севера”, поддерживаем театральный фестиваль “Золотая маска”, целый ряд музеев и других культурных институций. Компания “Северсталь” уже более 20 лет постоянно поддерживает как региональные, так и крупнейшие федеральные учреждения культуры. И конечно, стоит у истоков музейных проектов. Наш фонд открыт для поддержки региональных музеев через программу “Музеи Русского Севера”, которая ориентирована на сохранение и актуализацию историко-культурного наследия, содействие профессиональному росту музейных специалистов, развитие цифровых проектов и инноваций через поддержку новых направлений и форм музейной работы. Программа осуществляется в 12 северных регионах РФ. В ее рамках ежегодно проходят грантовые конкурсы на реализацию социокультурных проектов и стажировки для музейных сотрудников. Для популяризации программы проводится широкая работа с музейным сообществом, регулярные открытые вебинары экспертов из разных областей музейного дела, неформальные онлайн-встречи, публикации полезных материалов, направленных на знакомство с опытом коллег и повышение насмотренности и экспертности».

Как же строится партнерство компании «Северсталь» и «Доброты Севера»? Благотворительная программа и перечень организаций, получающих поддержку, ежегодно формируются фондом и утверждаются его советом. При выборе проектов фонд руководствуется своей миссией и основывается на традиционных для якорного донора направлениях благотворительной поддержки. Он применяет и конкурсный механизм, реализуя в партнерстве с компанией  благотворительную программу «Музеи Русского Севера» в девяти регионах Северо-Западного федерального округа, Пермском крае, Кировской и Костромской областях. Программа направлена на популяризацию и развитие музейной сферы, повышение профессионального уровня сотрудников музеев, содействие устойчивому развитию регионов Русского Севера через поддержку новых направлений и форм музейной работы.

Ежегодно участниками программы «Музеи Русского Севера» становятся около 70 музеев и более 150 специалистов музейной сферы. Ее победителями в разные годы становились  проекты архитектурно-этнографического музея «Семенково», Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, Белозерского областного краеведческого музея, Национального музея Республики Карелии, музея-заповедника «Кижи» и многих других музеев Русского Севера.

Музей Семенково. Фото предоставлено пресс-службой БФ “Доброта Севера”

В 2023 году программа состоит из следующих ключевых компонентов, которые реализуются на конкурсной основе: стажировочной программы для сотрудников музеев; конкурса на участие в интенсиве программы и Школе музейного развития; конкурса на обучение музейных сотрудников совместно с платформой «Нетология»; конкурса грантов на реализацию социокультурных проектов, развитие сообщества благополучателей программы. Для каждого из блоков разрабатывается специальная программная документация, которая описывает требования к участникам, критерии и процедуры выбора победителей.

Вот совсем свежий пример партнерства. 9 мая на череповецком железнодорожном вокзале при поддержке компании «Северсталь» и БФ «Доброта Севера» Череповецкое музейное объединение провело историческую реконструкцию «Венский вальс на перроне звучал». Сцену встречи эшелона Победы воссоздали члены военно-исторического клуба «Плацдарм» и студенты ЧГУ. Зрителями программы стали 1200 череповчан. Перед их глазами предстали события победного 1945 года, когда на Родину с фронта возвращались герои-освободители. Реконструкторы и музейные сотрудники восстановили их по заметкам в архивных номерах местных газет. Из статей почерпнули детали: как город готовился встречать победителей, что происходило на вокзале, как украшали паровозы… Ведь в те  счастливые дни в Череповце родными и близкими друг другу стали даже незнакомые люди, приходившие на вокзал каждый день: ведь о времени прибытия эшелонов Победы не сообщали… Один из поездов ждали днем, а прибыл он только ночью, но никто не ушел с перрона, несмотря ни на долгое ожидание, ни на поздний час. И теперь, 78 лет спустя, на вокзале было также многолюдно. Сколько было радостных эмоций и даже слез, как тогда, в мае 45-го! На праздничном митинге со словами благодарности героям-красноармейцам и труженикам тыла со сцены звучали стихи и песни.

После торжественной программы все желающие могли бесплатно посетить экспозицию «Санитарный эшелон». Музей, повествующий о подвиге военных медиков, железнодорожников и тружеников тыла, был открыт в 2020 году также при участии компании «Северсталь». Экспозиция, состоящая из паровоза серии ЛВ и двух вагонов, посвящена истории легендарного военно-санитарного поезда № 312, который с первых дней войны без остановок и перерывов спасал раненных солдат. Состав был сформирован в Вологде, отправился в свой первый рейс 26 июня 1941 года, за военные годы на ВСП-312 было перевезено почти 25 тысяч раненых.

Работа фонда не ограничивается проектами в партнерстве с якорным донором. Часто становятся победителями федеральных и региональных грантовых конкурсов собственные его проекты в области культуры, такие как «Наследие Русского севера – детям», реализованные при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, – интерактивные обучающие занятия для школьников 5–6 классов из условно неблагополучных микрорайонов города. Дети познакомились с культурно-историческим наследием своей малой родины, получили новые знания об истории и культуре Вологодского края. Или проект «Музеи и сообщество: практики эффективного взаимодействия» при поддержке гранта губернатора Челябинской области.  Представители областных музеев прошли обучение социокультурному проектированию, познакомились с актуальными формами взаимодействия с местными сообществами. Обучение в онлайн-формате провели ведущие федеральные эксперты, обладающие большим опытом развития региональных музеев. Наиболее активные, мотивированные участники образовательного модуля прошли очную стажировку в одном из основных центров компетенции для региональных музеев малых городов и сел – Тотемском музейном объединении Вологодской области.

При поддержке фонда архитектурно-этнографический музей «Семенково» Вологодской области реализует проект «Музейная интерференция». Он призван привлечь внимание к уникальному объекту, расположенному в музее, – Георгиевской церкви (1700 г.), история происхождения которой тесно связана с Тотемским уездом Вологодской губернии (ныне Тарногский район Вологодской области).  Храм в лучах дневного света – действительно завораживающее зрелище! Это явление русской стилевой архитектуры отмечали известный художник Иван Билибин и художник-реставратор, теоретик искусства Игорь Грабарь.

В темное время суток благодаря эффектной акцентной подсветке планируется выгодно подчеркнуть выразительный силуэт объекта, отличающийся ступенчатой структурой объемов и устремленным вверх восьмигранным шатром с завершением в виде главки с крестом. Театрализованные зарисовки, реконструкции сцен крестьянской повседневности и праздничной обрядности по-новому высветят музейный объект, создадут эффект сложения физического и духовного света, подобный явлению интерференции. В будущем планируется реконструкция иконостаса и полноценное включение памятника в музейный оборот, в рассказ о жизни северных крестьян, связанный с православной верой.

«Программа фонда остается актуальной благодаря гибкому подходу и выбору тех форматов поддержки, которые в данный момент отвечают внешним вызовам, современным трендам и реальной потребности музейного сообщества Русского Севера, – отмечает Елена Тополева-Солдунова.  –  Компаниям, которые хотят оказывать помощь музеям и решают, какой музейный проект выбрать, чтобы не тратить средства впустую, я бы посоветовала сопоставить цели и ценности компании с направлениями деятельности и проектами музея, стать полноценным его партнером в реализации совместных программ, привлекая и объединяя ресурсы представителей разных секторов».

Потенциал музея оценит  экспертиза

Но все-таки, почему компании чаще всего поддерживают именно музеи, а реже  –  театры или дома культуры? Ведь бизнес традиционно связывается в восприятии многих людей с будущим, с инновациями, с прогрессом, а музей – с хранением свидетельств прошлого. Чем это важно для бизнеса? Нет ли здесь парадокса?

«Именно поддержка культуры и искусства – это надежная модель социальных инвестиций и благотворительности для бизнеса, доказавшая свою эффективность как в России, так и за рубежом,  – ответил на этот вопрос Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию компании “Северсталь”.  – Поддержка музеев позволяет сохранять и развивать историческое и культурное наследие регионов, за которое в том числе ответственна компания, и эффективно взаимодействовать с местным сообществом. Если говорить о практических целях для компании, то развитие культурных институтов, в том числе музеев, на территориях присутствия всегда приводит к повышению уровня осознанности и образованности жителей, формирует чувство патриотизма. Все это напрямую коррелирует с качеством наших потенциальных кадров. Это игра вдолгую, но предприимчивые компании, которые стремятся обеспечить свою конкурентоспособность на десятилетия вперед, должны учитывать эти факторы».

По мнению Захара Азарова, любой социальный проект обязан нести социальное воздействие и давать ожидаемый эффект. Музейные проекты «Северстали» всегда отличаются этими качествами. Каждая инициатива проходит критическую оценку и всегда обсуждается с различными заинтересованными сторонами. Эффективность в том, что работа идет не только в рациональных интересах компании, но и в согласии с партнерами: органами власти, представителями местных сообществ, НКО и СМИ. За многие годы в компании наработана экспертиза, позволяющая оценивать потенциал проекта поддержки, применимая как в грантовых программах для малых музеев, так и в масштабных выставочных проектах федеральных музеев. В среднем на поддержку выставочных, образовательных, издательских, исследовательских и других проектов, реализуемых в музеях на разных территориях, «Северсталь» ежегодно выделяет около 60 млн рублей, а в целом на поддержку сферы культуры – почти 200 млн рублей.

В фокусе внимания «Северстали» прежде всего поддержка местных музеев, находящихся на территориях ответственности компании. Именно они приглашаются к участию в конкурсах программы «Музеи Русского Севера» на соискание грантов. Предложенные проекты получают экспертную поддержку и наставничество для дальнейшей реализации. В рамках программы за 15 лет было подано 558 проектов, из них 111 получили финансовую и организационную поддержку со стороны «Северстали». Кроме того, «Северсталь» старается передавать лучшие практики федеральных музеев малым музеям, находящимся на территории присутствия компании, тем самым помогая им вырабатывать собственный профессиональный подход. Прогрессивная работа с интересными проектами создает условия для культурного развития населения, сотрудников и их семей, ветеранов компании.

«Мы оказываем меценатскую помощь федеральным, региональным, а также муниципальным учреждениям культуры, содействуем проведению как знаковых всероссийских культурных мероприятий, так и программ в регионах нашей ответственности, – продолжает Захар Азаров. – Это поддержка Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского, Исторического, Еврейского музеев, Череповецкого музейного объединения (12 музеев), а также помощь в рамках программы “Музеи Русского Севера” более 80 средним и малым северным музеям».

Вместе с тем «Северсталь» активно поддерживает театральные, музыкальные фестивали и другие культурные проекты, большая их часть также реализуется через центр экспертизы –  благотворительный фонд «Доброта Севера». Важно рассказать о поддержке еще одного стратегически важного музея – центра профориентационной работы «Северстали». Это Музей металлургической промышленности в Череповце. Он работает с 2015 года, входит в ключевые объекты туристско-рекреационного кластера города. Сегодня это один из лидеров среди туристических маршрутов на Северо-Западе. За годы работы его  посетили около 100 тысяч туристов. Всего на создание музея компания выделила около 300 млн рублей. С 2019 года на площадке Череповецкого металлургического комбината («Северсталь») открыт новый туристический маршрут, объединивший сразу несколько объектов показа. Помимо музея экскурсанты своими глазами видят работу стана горячей прокатки стали через остекленную смотровую галерею. Одна из важнейших задач музея – популяризация рабочих специальностей среди подрастающего поколения. Азаров советует своим коллегам, желающим также сотрудничать с местными хранителями культуры: создавайте устойчивые, долгосрочные и взаимовыгодные отношения между музейными учреждениями и бизнесом, находящимися на одной территории, экспертным и критическим образом выявляйте потенциал музеев и предложенных к поддержке проектов. А также нужно повышать уровень профессионального музейного менеджмента, в том числе и способности привлечения новых попечителей.

Фото с выставки “Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города” предоставлено пресс-службой Исторического музея

Начальник управления общественных связей ГИМ Мария  Лемигова как-то поделилась   таким наблюдением: партнеры приходят на выставки – и у них даже лица меняются. Сфера бизнеса – это жесткий мир. И надо найти достойные и убедительные слова для предпринимателей, чтобы вовлечь их в меценатство, развернуть их зачерствевшие, огрубевшие, возможно, сердца к прекрасному.

«Мы им говорим: вы сейчас вписываете свою строку в летопись великого музея. Нас не будет, а все, что вы сделали, сохранится для потомков. Ведь и сотрудники ГИМ во время войны бережно хранили старые инвентарные книги, составленные нашими основателями, – графом Алексеем Уваровым и историком Иваном Забелиным, которые были одержимы глобальной идеей создания музея национальной истории России, и им это удалось. Мы понимаем, что когда за нами стоят такие люди, мы не можем ударить в грязь лицом», – отмечает Марина Лемигова.

Благодаря партнерству бизнеса и культуры даже артефакты из археологических раскопок можно превратить в захватывающий аттракцион, как на недавней выставке «Сны Сибири» в ГИМ. Современные музеи все меньше похожи на комнатки, наполненные печальной тишиной, где под стеклом с надписями «Руками не трогать», словно насекомое в янтаре, застыло время.  Сегодня любой из них способен стать центром притяжения, культурным и социальным фундаментом, а также эмоциональным магнитом, формирующим вокруг себя сообщество людей.

Фото с выставки “Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города” предоставлено пресс-службой Исторического музея

Верхнее фото – С выставки “Евгений Халдей. Эпоха в кадрах”. Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея. 

Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: