Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Интервью
Корпоративное управление
Развитие персонала/волонтёрство
Репутация/доверие
Социальная ответственность

Счастливые люди – залог успешности бизнеса: как взаимосвязаны КСО и счастье

Татьяна Бачинская, Юлия Шимолина и Алина Карамян, победители конкурса на лучшую публикацию по КСО и социальному партнерству (Москва)

Тема счастья в последнее время стала популярной. Доказательства тому – многочисленные  мероприятия, дискуссии, публикации, на которых участники размышляют о значении этой притягательной темы для каждого из нас и для общества в целом.

По-особому тема зазвучала в корпоративном контексте. Какую организацию можно назвать счастливой? Каковы её критерии, показатели, результаты? Какая почва нужна для «выращивания этого капризного цветка»?

15 лет назад коуч и фасилитатор Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего» представил миру философию бирюзовых организаций, имеющих глобальное видение. Качественно новая корпоративная культура не может появиться без трансформации лидера. Можно ли  развить это новое эволюционное мышление, в России как создать управление по ценностям? Как счастье соотносится с концепцией корпоративной социальной ответственности?

С этими вопросами «Бизнес и общество» обратился к нескольким представителям разных по величине организаций.

Светлана Ивченко, директор Департамента социальной политики ПАО «ГМК «Норильский никель»:

– Для меня День счастья это – профессиональный праздник! Ведь, если ёмко сказать, чем я занимаюсь – это благополучие людей. Всю жизнь меня «драйвят» люди и смыслы. Смысл – это огромная составляющая моего собственного ощущения благополучия и счастья. Я буквально начинаю чахнуть, когда оказываюсь в окружении, в котором думают только о деньгах, и забывают о миссии и ценностях.

Моя суперсила – доставать смыслы из атмосферы коллектива и материализовать их в стройную идеологию, концепты и проекты. Возвращать их обратно в воодушевляющих словах и поддерживающих действиях. Бывает сложно, долго, неблагодарно, но я не могу не делать этого. Это моя базовая ценность. Я получаю огромное удовлетворение, когда вижу, как смыслы зажигают глаза людей. Ценной наградой для меня были слова одного рабочего. По окончании тренинга по ценностям он сказал: «Спасибо, что вернули мне веру в мою компанию».

Амбассадоры благотворительности, кто они? Это люди: сотрудники компании – корпоративные волонтеры и активные жители в регионах присутствия компании. Компания делает ставку на активных и талантливых северян, способных предложить новые подходы для улучшения социального климата.

«Норникель» – горно-металлургическая компания, основная часть предприятий которого расположена в моногородах за Полярным кругом. Непростые климатические условия, географическая изолированность, усиливающаяся конкуренция за трудовые ресурсы в отрасли – всё это требует от компании, чтобы проводимая социальная политика отличалась высокой эффективностью и была сфокусирована, прежде всего, на человеке.

Создавая комфортную городскую среду, Норникель предоставляет широкие возможности для самореализации как сотрудников компании и членов их семей, так и местного сообщества в целом. Компания развивает социальные компетенции представителей местного сообщества, демонстрирует и заземляет новые социальные технологии, поддерживает и стимулирует общественные инициативы, создает условия для развития партнерства.  Корпоративное волонтерство стало инструментом вовлеченности сотрудников, площадкой для развития новых возможностей и раскрытия потенциала, а также привязкой людей к месту своего проживания.

Трансформация пространства вокруг себя, созидательные усилия, дружеские и партнерские связи, ощущение своей близости с городом – все это формирует позитивный жизненный опыт у жителей регионов. Местные НКО становятся драйверами общественной активности и социальных изменений в городах, а корпоративные волонтеры – амбассадорами бренда!

Альбина Мехова, заведующая кафедрой социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета и менеджер по КСО компании «Северсталь»:

– Счастье в контексте КСО – это, во-первых, когда благотворительные и в целом социальные заботы направлены именно туда, где они больше всего нужны, а во-вторых, когда они начинают работать сами, самостоятельно, и становится очевидным, что мир меняется в лучшую сторону. Осенью мне удалось побывать в Риме на большом международном форуме, где обсуждали проблемы устойчивого развития. КСО основывается на этой концепции. Там как раз говорилось как счастливо меняется социальный мир в разных странах, если бизнес на него смотрит правильно. А именно, заботится о своих сотрудниках и членах их семей, думает не только о своем развитии, но и развитии регионов присутствия, компенсирует издержки, ущерб, который, в любом случае предприятия, особенно промышленные, наносят окружающей среде (нарушается первозданное гармоничное состояние природы региона или города).

В вопросах КСО очень важна обратная связь. На «Северстали» она – необходимая составляющая всех процессов. Как социолог я не могу не сказать, сколь важны в этом отношении и социологические исследования. В нашей компании проводится ежегодное исследование вовлеченности «Пульс Северстали» – опрос сотрудников. Кроме того в городах присутствия главных производственных активов компании ежегодно проводятся исследования социальных настроений жителей. Опросы выявляют социальные проблемы, что помогает более адресно выстроить социальную политику, а также – общественное мнение о самой компании.

Вот несколько примеров. Большинство городов, в которых работают предприятия «Северстали» – моногорода¸ возникавшие вокруг заводов. Зависимость города и региона от положения дел в металлургической отрасли   с одной стороны – большая нагрузка на бизнес, с другой  – риски для развития города и материального благополучия горожан, особенно в периоды финансово-экономических кризисов.

Череповец – город, в котором компания родилась, тоже был типичным моногородом. В 2009 году с финансовой поддержкой «Северстали» был проведен форсайт «Череповец – 2020», нацеленный на формирование стратегии диверсификации экономики, создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Это был большой исследовательский и практический проект формирования общего видения будущего Череповца, в котором были задействованы и региональные власти, и муниципалитет, и городское сообщество. Но без участия в форсайте «Северстали» проект не смог бы состояться. Результатом стало создание комплексного плана мероприятий, а затем и обновленной стратегии развития города. При поддержке компании было создано «Агентство городского развития», которое занимается организацией помощи малому и среднему бизнесу, предпринимателям и в части образовательных услуг, и в части грантовой поддержки, и создания бизнес-кооперации и т.п.

За 10 лет было сделано очень много. В малом и среднем бизнесе работает в 3 раза больше жителей, чем работает на наших предприятиях. Их налоговые отчисления более чем на четверть наполняют бюджет города. Как результат – в 2018 году Череповец получил статус «Территории опережающего социально-экономического развития», уверенно движется по пути диверсификации экономики и создания широких возможностей для малого и среднего бизнеса, социального предпринимательства, для граждан.

Еще пример. Бизнес всегда задается вопросом, где государству и обществу более всего нужна его помощь. В 2007 году в Череповце «Северсталь» инициировала исследование наиболее острых социальных проблем. Социологи определили такой проблемой социальное сиротство.

Наш город исторически складывался непросто. На большие ударные стройки съезжался самый разный люд со всех концов огромной тогда страны. Рассчитывать на крепкую семью, правильное семейное воспитание в таких условиях не приходилось. В конце 80-х – начале 90-х родилось поколение сегодняшних молодых родителей. Социальное сиротство во многом – эхо смены социально-экономического уклада страны: с социалистического на рыночный.

«Северсталь» в 2007 году начала реализацию программы «Дорога к дому» – комплекса проектов по решению проблемы социального сиротства, создала одноименный благотворительный фонд, который и стал управлять социальными инвестициями компании по этому направлению. В БФ «Дорога к дому» не только работают с конкретными ситуациями, с детьми, родителями, но и формируют банк успешных инновационных социальных технологий и практик, которые  тиражируются, включаются в обучение специалистов, применяются в других городах и регионах, т.е. работают как самостоятельные механизмы.

Важно, чтобы бизнес не только помогал социальной сфере здесь и сейчас, но видел перспективу, работал системно. Судить об эффективности социальных инвестиций чрезвычайно сложно. Решение социальной проблемы – это всегда синергия совместных усилий, социального партнерства бизнеса, государства и общества, межведомственного взаимодействия.

За 10 лет ситуация в регионе и городе в отношении социального сиротства заметно изменилась. Стало значительно меньше отказов от детей, меньше социальных сирот в целом, а также детей, воспитывающихся в детских домах, снизился уровень правонарушений у подростков. Все больше семей выражают готовность взять сироту к себе. Это очень важно, но и очень трудно. Не случайно один из самых востребованных проектов  фонда – Школа приемных родителей.

КСО – это не только разговор о том, «где помочь?», «чем?», а также «что такое социальные технологии?», «как их измерить?», «как измерить эффективность КСО для бизнеса и общества?».

Сергей Бехтерев, бизнес-консультант, сооснователь сообщества «Бизнес со смыслом» и генеральный директор консалтинговой компании «Правила игры»:

– Бирюзовые называют новый, формирующийся сейчас тип организаций, основанный на принципе контролируемого самоуправления. Это значит, что каждый сотрудник такой компании может участвовать во всех происходящих в ней процессах, оставаясь командным игроком, который стремится сделать все, чтобы достичь общей цели. Другими словами, это успешные компании, в которых вместо менеджеров – самоуправление и коучинг, а вместо KPI – цели и ценности.

В счастливой организации сотрудники могут реализовать свой творческий потенциал. Люди не могут быть счастливы в компании, где их подавляют и заставляют. При этом, каждая бирюзовая компания ‒ счастливая, но не каждая счастливая компания – бирюзовая. Для такой организации характерны: самомотивация сотрудников, объединяющие цели, целостность. Иногда сотрудники могут себя назвать счастливыми, но при этом они не являются бирюзовыми компаниями. Допустим, инвестиционная компания, в которой все трейдеры являются долларовыми мультимиллионерами. Они со своей картины мира будут называть себя счастливыми людьми, но придёт к ним какой-нибудь психолог и они поймут то, что далеки до состояния счастья.

Для того, чтобы компанию можно было назвать счастливой, необходимо проявление светлых сторон её менеджмента и нейтрализация темной стороны, проявляющейся в подавлении, ощущении несправедливости.

КСО с точки зрения классического менеджмента – это целый комплекс материальных, социальных благ, которые засчитываются поверх зарплаты (больницы, школы для детей, отпуска, которые оплачивают работодатели). Подобные корпорации берут обеспечение работника на себя.

Если говорить про экологическое воздействие, то здесь интересный тренд. Компания «Буше» поставила цель сделать полностью безотходное кафе. Они производят раз в 5 меньше отходов, чем другие. У них часто работает  молодежь, зачастую нестандартная (с пирсингом, в татуировках). Компания уважает личность. Пример несоциальной ориентации, но всё-таки социального разворота.А «Вкусвилл» собирает 80% всех переработанных батареек в Москве ‒ это впечатляющий пример социальной ответственности перед обществом.

Наталья Авсеенко, основательница и руководительница школы фридайвинга «PlavitaWay»:

– Для меня счастье стало универсальным состоянием. В моей жизни много чего происходило, и со временем пришло понимание, что счастье эволюционировало. В какой-то момент жизни я проходила через жуткий кризис. И когда вышла из него, то внутри меня устойчиво поселилось счастье, которое ни с чем не перепутаешь. Ты становишься проводником потока и транслируешь открытое сердце. Тогда чувствуешь себя живой – это удивительное ощущение жизни и энергии.

Принятие ответственности за то, что ты делаешь – это и есть социальная ответственность, а её связь с понятием «счастья» очевидна. Деятельность компании должна положительным образом сказываться на обществе. В какой-то момент я приняла на себя ответственность за направление, в котором я двигаюсь.

Корпоративная социальная ответственность помогает людям стать счастливыми. Благодаря поддержке и помощи различных компаний, общество понимает, что о нём заботятся. В таком случае, это начинает работать и в обратную сторону. Сотрудники хотят работать в таких организациях и вкладывают больше сил в их развитие.

Михаил Тюрин, основатель АРТ групп, Елизавета Морозова, генеральный директор АРТ групп

‒ По мнению японского бизнесмена, Коносуке Мацусита основавшего компанию, одним из брендов которой является Panasonic, бизнес ‒ это то, что одни люди делают для счастья других, это одно из человеческих стремлений. Глава предприятия, его сотрудники, поставщики, потребители вовлечены в общую погоню за счастьем человечества. Управляя бизнесом, надо глубоко понимать людей, их внутреннюю природу.

АРТ групп, уже много лет не просто занимается архитектурой, но и помогает клиентам приблизиться к счастью в нашем понимании. Например, когда мы работали над арт-инсталляцией «Чёрный куб» на архитектурной биеннале АРХ Москва, которая была призвана привлечь внимание к проблеме слепоглухих в России, в процессе общения с людьми, лишенными этих важных для жизни чувств, пришли к выводу, что при взаимодействии с миром в контексте социальной ответственности, происходит мощный обмен ресурсами, выражающимися не только в зоне духовного взаимодействия, но и в развитии бизнеса.

При строительно-монтажных работах одного московского объекта, мы решили повторно использовать старые потрескавшиеся деревянные окна, подлежащие замене. Сначала сделали небольшой экопавильон, на фестивале «Зеленый проект» в ЦДХ, на фасадах которого разместились в качестве барельефных украшений сухие ветки, потом Expobaby покрасили разными красками. Мы установили его во дворе Марфо-Мариинской обители. А стеклянные витражи расписывали маленькие дети, в том числе с инвалидностью. В результате окна, которые могли бы сразу попасть на свалку, принесли много радости и счастья людям. Аккуратное отношение к использованию ресурсов, экологичное мышление  могут изменить ход событий.

Счастливая компания, счастливый город – это, прежде всего, улыбающиеся люди, которые могут взаимодействовать друг с другом, невзирая на социальные статусы, виды деятельности, которые при структурной командной работе смогут осуществить такие важные составляющие комфортный городской среды, как скоростной транспорт, озеленение, общественные пространства, улучшение экологии.

Неизбежно бизнес сталкивается с массой проблем и неприятностей, ключом к разрешению которых может стать позитивное мышление команды, «рассмотрение медали» с обеих сторон, управление ресурсами, способное соединить бизнес с обществом, тем самым подтверждая математическое правило, что минус на минус дает плюс.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: