Россия: КСО на перепутье
До сих пор представление основной массы населения России о значении и роли корпоративной социальной ответственности (КСО) остается на крайне низком уровне. По глубоко укоренившейся исторической традиции россияне ждут помощи и «подарков» от государства и персонально от Президента и губернаторов. А что они получают от бизнеса, даже бесплатно, обычные люди, за редким исключением, не в курсе. Здесь есть и доля вины самих компаний, которые слабо и неэффективно сообщают населению о своих проектах и инициативах в области социальной сферы и экологии. Зачастую, российский гражданин даже не знает о том, что такое КСО. Это неслучайно, т.к. подконтрольные государству основные телеканалы и печатные СМИ теме объективного освещения вклада бизнеса в общественно значимые программы не уделяют должного внимания, концентрируясь на роли государственных компаний и отдельных, пусть очень важных, чиновников. Такова российская традиция – государство и его лидер «вас бережет», а компании решают собственные задачи по производству товаров и извлечению прибылей.
КСО – это система этических норм и ценностей компании, а также последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия.
Для компаний продвижение и повышение осведомленности о своей КСО, особенно среди ключевых партнеров и стейкхолдеров, крайне важно для улучшения имиджа и деловой репутации в стране, регионе присутствия и на международных рынках, для повышения конкурентоспособности в стране и за рубежом.
Последние полтора десятилетия обсуждение общественно-политической системы страны и ее траектории развития практически прекратилось. Какой капитализм мы строим, непонятно даже просвещённой части общества. Время от времени начинается поиск «национальной идеи», которая напрямую связана с этим вопросом, но эти дискуссии также быстро затихают, как и начинаются. Это примечательно, поскольку до 1991 года обсуждение вопроса, что мы строим, было всегда очень активным. До этого переломного года в СССР национальной идеей было «строительство коммунизма», в Западной Европе – «общества всеобщего благоденствия» и т.д. Идея патриотизма сегодня главная и очень значимая в российском государстве, но она никак не отвечает на вопрос, какое общество мы строим.
Как результат многих исследований в мире, среди ученых и экспертов фактически сложилось общее мнение, что социализм и капитализм/империализм в «чистом виде» уже фактически отошли в прошлое, оставшись в развитых странах лишь частично. Еще в первой половине XX века англичанин Джон Кейнс и американец Джон Гэлбрейт предсказали, что будущий капитализм станет государственно регулируемым, свободный рынок останется только в отдельных секторах экономики, а доля государственного бизнеса существенно возрастет. К элементам общественной плановой экономики они относили и развитие крупнейших корпораций, занимающих монопольное и олигопольное положение. Названия будущего общества «новое индустриальное» или «постиндустриальное» (Д.Белл) до конца прошлого столетия прочно вошли в общественно – научный обиход. Важно то, что фактически сбылось предсказание Джона Гэлбрейта о «конвергенции» (слиянии) двух систем: капитализма и социализма.
В современном постиндустриальном обществе России сосуществуют четыре главных и достаточно разобщенных сектора: государственный, коллективный (публичные акционерные общества и кооперативы), частный (мелкий и средний бизнес) и некоммерческий, испытывающие отношения конкуренции и борьбы за материальные и финансовые ресурсы. Проекты КСО, исходящие и от крупных акционерных компаний (Газпром, Норникель, Северсталь, Сахалин Энерджи, НОВАТЭК и многие другие, всего около 50), и от малого/среднего бизнеса с участием некоммерческих организаций, позволяют ключевым секторам постиндустриализма добровольно объединять свои усилия с государственными органами и НКО в целях решения острых социальных проблем и сглаживания противоречий. Становится ясно, что КСО нужно не только бизнесу, но и обществу в целом. При этом компании взаимодействуют со своими институционализированными стейкхолдерами в четырех ветвях власти в постиндустриальном обществе: законодательной, исполнительной, судебной и информационной (СМИ и соцсети).
Государство (правительство) в России при этом занимает нейтральную позицию, не мешая и не стимулируя эту деятельность компаний и НКО. Хотя в большинстве стран Европы, Канаде, Японии, Бразилии и других принимаются государственные программы стимулирования КСО, что активно освещается в СМИ. Поэтому и осведомленность населения этих стран о роли и возможностях КСО значительно выше, чем в РФ.
Большинство мероприятий КСО осуществляется в форме социальных, культурных, экологических, образовательных, медицинских проектов (кейсов). Кейс лучшей практики КСО для компании – это инструмент общественно – политического влияния на общество и своих стейкхолдеров, в том числе и конкурентов (это конкурентное преимущество). Как правило, кейс лучшей практики состоит из шести взаимосвязанных разделов:
- цели проекта
- бенефициары проекта
- партнеры по его реализации
- содержание мероприятий и сетевой график
- бюджет проекта
- ожидаемые результаты и эффективность.
Кейсы лучших корпоративных практик многообразные и они не всегда только социальные и экологические. Зачастую они также направлены на решение серьезных научно-технических и даже экономических задач. И могут играть очень важную роль, особенно при должной координации и объединении добровольных усилий компаний.
Примером могут служить проекты КСО, направленные на реализацию третьей индустриальной революции. В своей известной концепции американец русского происхождения Дж. Рифкин описывает пять основ (pillars) начинающейся Третьей промышленной революции, синергетический эффект от одновременного внедрения составляющих которой приведет к кардинальному экономическому, социальному и экологическому обновлению всего мира. Это (1) переход к альтернативной энергетике, (2) трансформация строительных сооружений на всех континентах в микро электростанции для сбора альтернативной энергии на местах, (3) использование водорода и других технологий хранения в каждом строении и во всей инфраструктуре для промежуточной производимой энергии, (4) использование технологии Интернета для трансформации энергетического потока в энергетический Интернет (когда миллионы сооружений производят небольшие объемы альтернативной энергии локально, на местах, и могут продавать свои излишки зеленой энергии через общий поток и делиться таким образом со своими соседями по континентам) и (5) перевод транспортного флота на электрическую тягу и автомобили, которые смогут покупать и продавать зеленую энергию через высокотехнологичный интерактивный энергопоток.
Таким образом, Дж. Рифкин предсказывает создание “энергетического интернета” с использованием и обменом распределенных источников альтернативной бесплатной энергии, а далее последующий промышленный переворот ‒ “Третью промышленную революцию”. Можно было бы отнестись к этому как к очередным академическим фантазиям этого специалиста, но он уже привлечен в качестве официального советника Евросоюзом и президентами 15-и ведущих стран мира, включая Германию, где в шести землях запустила уже при его консультационной поддержке пилотный проект по созданию «энергетического Интернета». Во Франции в 2014 году была принята программа Третьей индустриальной революции для севера страны, которая объединила около 150 добровольных проектов КСО в области альтернативной энергетики и инфраструктуры общим объемом в 1,5 млрд евро. Так что при должной координации и вдохновении кейсы КСО могут быть направлены на решение актуальных прогрессивных задач любого общества.
Конечно, все компании и НКО продвигают свои лучшие практики КСО, в первую очередь, индивидуально через свои сайты, СМИ, соцсети, конференции и т.д. Но все важнее становятся совместные площадки, состоящие из участников и пользователей из разных секторов общества, такие, например, как Ресурсный информационно-просветительский центр по КСО и социальному партнерству «Бизнес и общество».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: