Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальные инвестиции
670
Читать: 7 мин.

Российская КСО – новый этап: неявная «мобилизация»

Бизнес и общество
Алексей Костин,
исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н., переводчик

Алексей Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр», к.э.н.

Примерно полтора года тому назад я в одной из своих публикаций описал возможные альтернативные стратегии развития КСО в Российской Федерации. Попробуем оценить, какая из них воплощается сейчас в реальность.

Напомню, что я писал ранее в 2013 году, поскольку актуальность выбора вектора социально-экономического развития страны, от которого зависит развитие КСО, до сих пор сохраняется. Подчеркну, что это было написано до украинского кризиса и до введения международных санкций Запада в отношении России.

«По какому пути пойдет государственная политика в данной области во многом будет зависить от принципиального выбора общей модели экономического развития в условиях неумолимо приближающейся рецессии и, возможно, структурного экономического кризиса. Ресурсная модель экономики России себя полностью исчерпала: темпы роста производства падают, несмотря на рост мировых цен на нефть и газ и оживление экономик Северной Америки и Европы. Приведем наши экспертные сценарные прогнозы возможных путей развития КСО в России при выборе того или иного варианта экономической политики.

Инерция. При инерционном варианте развития КСО в России произойдут незначительные изменения в сторону постепенного небольшого роста охвата этой прогрессивной системой количества крупных российских компаний. Это будут в основном компании, имеющие объективно большую зависимость от местных и региональных властей (местного властного и общественного социума), а также те из них, которые будут выходить на зарубежные фондовые рынки, где открыто и доказательно демонстрировать свою «социальную и экологическую ответственность» уже фактически становится обязательным с точки зрения делового сообщества в целом. Эти компании также будут внедрять современные системы КСО и социальной отчетности, но в рамках лишь «достаточных» для решения своих задач в регионах и на фондовых биржах, не более.

Рантье. При активной государственной политике по «раздаче» финансовых и иных ресурсов социально незащищенным или выбранным по определенному принципу слоям населения, российские компании также неминуемо будут вовлечены в этот процесс, что явится дополнительным бременем для их финансовой устойчивости и развития. Как и во многих случаях в настоящее время, «раздача денег» будет проходить несистемно, в соответствии с приоритетами и пожеланиями властей разного уровня. Качественному развитию КСО компаний при этом это фактически не будет способствовать, скорее наоборот. Поскольку восприниматься такая «благотворительность» будет однозначно в качестве еще одного вида дополнительного налога «на социалку». Отношение же компаний к действительно системному развитию КСО при этом будет «по остаточному принципу»: ведь оценят лишь объем их «помощи», а не комплексную социальную ответственность во всех трех взаимосвязанных областях: экономической, экологической и социальной.

Мобилизация. Мобилизационный вариант развития КСО мало чем будет отличаться от варианта рантье. Тот же руководящий курс, но уже «сильного» имперского государства, только приоритеты наверняка с социального развития страны будут смещены на инфраструктурные, военные и общегосударственные. В этом случае давление на российский бизнес, возможно, будет даже и выше по объему «добровольно» отчисляемых средств и выдержать такую нагрузку, скорее всего, смогут далеко не все компании. В зависимости от нормы прибыли в различных отраслях появятся компании «более патриотичные» и «менее патриотичные», хотя на поверку у «более патриотичных» появится большой соблазн нелегитимного ухода от налогов в надежде, что благодарное государство закроет на это глаза. В результате вклад бизнеса в мобилизационные проекты, возможно, и будет расти, но налоговые сборы при этом, скорее всего, будут снижаться.

Модернизация. При этой стратегии с активной стимулирующей ролью государства развитие КСО российского бизнеса пойдет и «вглубь», и «вширь». При этом будет укрепляться как обязательная, законодательно предусмотренная часть КСО, так и расти ее добровольная часть, та, которая «сверх закона». Как и во всех развитых, а также во многих передовых развивающихся странах, российский бизнес быстро осознает выгодность равноправного партнерства с властью и гражданским обществом в социальной и экологической областях. Ведь это приведет лишь к повышению его корпоративной устойчивости и росту капитализации российских компаний, как внутри страны, так и на мировых рынках. Начнется настоящее соревнование бизнеса между собой и даже с зарубежными конкурентами за имидж и рейтинги «социальной ответственности». Российскому обществу в целом это принесет повышение качества и доступности товаров и услуг, реальную экологическую безопасность, все более растущие социальные инвестиции и благотворительные проекты со стороны корпораций.»

Оценивая прошедшие полтора года, можно уже сейчас сделать вывод, что социально-экономическая политика, а за ней и КСО, пошли по варианту «Мобилизация» в рамках унаследованного от предшествующих лет не институционализированного государственного подхода.

Что это означает для становления и развития процесса КСО?

1.  Все больше компаний в своей практике КСО и корпоративной благотворительности откликаются на политическую мобилизацию, активно проводимую государством через практически все его органы, и ориентируются на «патриотический» запрос государства: все больше социальных проектов направлено на военно – патриотическое воспитание молодежи, на патриотические отражение истории, на поддержку патриотических начинаний и проектов православной церкви, на спортивные мероприятия, на культурные проекты патриотического характера и т.д.

2. Все большее количество компаний взаимодействует с благотворительными фондами и через них корпоративная благотворительность продолжает развиваться. Серьезный подъем наблюдается в «народной благотворительности» через развитие корпоративного и общественного волонтерства.

3. Социальные «повышенные обязательства» бизнеса все больше рассматриваются государством, особенно на местном и региональном уровнях, как «должное» – “а Must”.

4. При этом, заставлять, координировать или стимулировать бизнес заниматься КСО как приоритетной политикой компаний, как и раньше, государство не стремится – отсутствие «правил игры» в данной сфере позволяет всем игрокам сохранять так высоко ценимую ими «гибкость».

5.  Грань между «правильным» и «неправильным» с точки зрения государства (власти, Правительства) КСО не сформулирована и остается нечеткой. Бизнес «улавливает» государственный запрос в данной области сам или неофициально о нем информируется.

6.  В неявном виде, особенно на местном и региональном уровнях, «замещение» бизнесом расходов государства на социальную сферу «приветствуется», но нельзя сказать, что «поддерживается» в форме официальной политики. За исключением так называемых соглашений о социально – экономическом сотрудничестве между отдельными крупными компаниями и региональными/городскими властями.

7. В сфере отражения КСО в СМИ наблюдается определенное смещение акцентов – с часто в прошлом заказного характера освещаемых «лучших практик» конкретных компаний в сторону обсуждения острых социально – экологических проблем страны и участия российского бизнеса в их разрешении или смягчении.

8. Транспарентность и прозрачность российского бизнеса остается на низком уровне, особенно в государственном секторе, включая унитарные предприятия. Даже прямые указания Правительства 22 государственным компаниям по введению публичной отчетности в экологической области выполнили только половина из них, без каких-либо административных последствий для «уклонистов».

9. Нефинансовая отчетность по международным стандартам продолжает оставаться экзотикой и привилегией примерно 60-ти крупных российских компаний, мотивированных на это конкуренцией на мировых рынках, перспективной возможностью привлекать международные финансы и инвестиции, а также присутствием компаний в обширных регионах собственной страны, безразлично относиться к развитию которых они не могут себе позволить (в рамках так называемой «лицензии на производственную деятельность»).

10.  Только четыре организации бизнеса – РСПП, Деловая Россия, ОПОРА – Созидание и АМР – продолжают сохранять свой интерес к поддержке развития КСО в стране, но их мероприятия все больше носят не финансовый, а институционально – экспертный характер.

11. При явном снижении количества конференций и круглых столов в области КСО в России с международным участием (проводимых ранее ВЭБом, РСПП, ПРООН, и т.д.) сохраняется стабильный уровень обсуждения «лучших практик» КСО внутри России, инициируемых в основном активными НКО и группой ведущих российских и международных компаний, работающих в России.

12. Государственная политическая поддержка КСО остается на низком уровне, а предложенная некоммерческим и бизнес сообществом Минэкономразвитию Концепция развития нефинансовой отчетности «застряла» в межведомственных согласованиях и вряд ли превратится в рамочный государственный документ развития КСО.

Таким образом, оценивая сегодняшний этап развития КСО, можно сделать вывод о его преимущественно «мобилизационном» характере в рамках общегосударственной политики при сохраняющемся низком уровне транспарентности и публичной отчетности российского бизнеса и разнонаправленного развития КСО и корпоративной благотворительности. КСО все еще не стало составной частью – ДНК – российского бизнеса, а государству явно не до этой проблемы: «кризис на дворе». До осознания же того факта, что скоордированная государственная поддержка и стимулирование КСО могут существенно помочь стране в выходе из разразившегося кризиса, похоже, все еще далеко. Стадия стихийной «мобилизации» пока что сохраняется.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: