Роль формирования проектов государственно-частного партнерства при выполнении государственного оборонного заказа
В настоящее время особую актуальность приобретает практика формирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в условиях выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Отметим, что имеется богатый зарубежный опыт успешной реализации ГЧП-проектов в отрасли национальной обороны. Например, в Германии это строительство военной базы Fürst Wrede, капитальные затраты на который составили 56,7 млн евро. Во Франции реализуется целый ряд проектов, среди которых обучение пилотов вертолетов на базе Helidax и строительство спортивного центра для целей национальной обороны (ROC NOIR; стоимость – 12,5 млн евро). В Нидерландах Министерство обороны стало заказчиком строительства современного военного комплекса на месте старых казарм. Данный проект реализуется в сроки: 2009-2035 гг. и по предварительным оценкам гарантирует 15% сокращение расходов Министерства обороны в сравнении с другими вариантами его реализации. Стоимость проекта оценивается в 290 млн евро.[1]
Однако следует отметить, что наибольшее количество проектов ГЧП приходится на инфраструктурные проекты. Рассмотрим более подробно рынок проектов ГЧП в отраслевом разрезе.
Рисунок 1 – Отраслевая структура рынка ГЧП по объему частных инвестиций и количеству реализуемых проектов в 2018 году[2]
Данные рисунка 1 отражают лидирующую отрасль по объему частных инвестиций в рамках реализации проектов ГЧП – транспортную отрасль (1292,6 млрд рублей), далее следует коммунально-энергетическая (560,3 млрд рублей), на третьем месте – социальная отрасль (246,6 млрд руб.). Однако в сфере ОПК количество реализованных проектов ГЧП крайне низкое, в т.ч. на конец 2018 года реализовывался только один проект, инвестиции в который составили 18 млрд рублей (промышленно-логистический комплекс «Архангельск»).
Подобные проекты ГЧП приобретают особую актуальность в условиях бюджетного дефицита. Однако механизм их реализации достаточно сложный, т.к. требуется соблюдения жестких требований нормативно-правовой базы, включая Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и др.
Классический механизм реализации проектов ГЧП выглядит следующим образом: публичный партнер заключает на конкурсной основе контракт с частным партнером и отдельное «прямое соглашение» с кредиторами (финансовые организации или банки). Отметим, что прямое соглашение является договором правового характера, который содержит значимые условия взаимодействия сторон. При этом кредиторы предоставляют финансирование частному партнеру и принимают в качестве обеспечения активы частного партнера как гарантию погашения такого финансирования. Они же заключают прямые соглашения с подрядчиками, которые нанимаются частным партнером для выполнения строительных и эксплуатационных работ. Однако при реализации проектов в ОПК возможно возникновение специфических рисков, которые могут быть отражены в матрице рисков.
В условиях реализации проектов ГЧП в ОПК в рамках выполнения ГОЗ в качестве публичного партнера могут выступать Министерство обороны Российской Федерации и Фонд перспективных исследований. Так, Министерство обороны Российской Федерации, являясь основным государственным заказчиком продукции, выпускаемой в рамках ГОЗ, обеспечивает как минимум на протяжении периода действия соглашения о ГЧП гарантированный объем ГОЗ на новые и перспективные виды вооружения, которые запланированы к запуску в рамках соглашения.
В рамках выполнения ГОЗ банковское сопровождение осуществляется уполномоченным банком, т.е. опорным банком для ОПК – ПАО «Промсвязьбанк». Все расчеты по ГОЗ в настоящее время проводятся именно через этот банк согласно 275-ФЗ. Важно отметить, что сроки формирования соглашения о ГЧП отражены в 224-ФЗ (рисунок 2).
Рисунок 2 – Сроки и схема реализации проекта ГЧП в соответствии с Законом о ГЧП[3]
Важным аспектом является и тот факт, что процесс согласования интересов публичных и частных партнеров в рамках соглашения о ГЧП подразумевает обязательное выполнение условий ГОЗ.
При реализации проекта ГЧП в ОПК частный партнер может способствовать решению как задач социального характера, так и отраслевого, в т.ч. кадровые вопросы, например, если необходимо выпускать высокотехнологичную продукцию (закупка дорогостоящего и сложного в эксплуатации оборудования и т.п.). Публичный партнер может создать дополнительные рабочие места, сократив уровень безработицы в регионе. Однако в настоящее время существует следующая актуальная проблема, которая связана с отсутствием необходимого кадрового потенциала, обладающего необходимыми компетенциями в ОПК. Наблюдается тенденция нехватки кадров для руководящего состава, обладающих необходимыми компетенциями для осуществления эффективного управления производством, а также дефицит специалистов в подразделениях стандартизации, метрологии и пр. На сегодняшний день вузы не готовят специалистов по материально-техническому снабжению. Проведенный анализ показал, что этим направлением в 40% случаев занимаются переученные экономисты, юристы и инженеры-технологи. Почти 60% сотрудников ОМТС – это учителя, врачи, музыканты, люди без профильного образования в этой области. Причем 99% этих сотрудников приобрели эту специальность на рабочем месте. Материалы и комплектующие составляют 30% себестоимости продукции, а этим процентным соотношением управляют люди, не имеющие специального высшего образования[4].
В условиях успешной реализации проектов ГЧП в ОПК публичный партнер может выполнить ГОЗ на 100%, т.к. реализация ГОЗ в полном объеме не всегда представляется возможным. Например, в 2013 году ГОЗ был выполнен на 93%, в 2014 году – на 96,7%, в 2015 – на 97,6%, в 2016 году – на 98%.[5] Следует отметить, что с помощью выполнения ГОЗ публичный партнер решает первостепенные государственные задачи – обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, поставка продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Частный партнер получает прибыль путем сокращения издержек на производство продукции и, при необходимости, зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, с помощью реализации проектов ГЧП можно отметить формирование синергетического эффекта от успешного взаимодействия государства и бизнеса в ОПК при выполнении ГОЗ. Важным аспектом также, в процессе реализации указанных проектов, является решение и социальных задач в регионе.
[1] Официальный сайт компании John laing: making infrastructure happen. Режим доступа: https://www.laing.com/news/41/27/Financial-Close-for-PPP-project-Kromhout-Barracks.html
[2] Росинфра. Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России: https://pppcenter.ru/upload/iblock/0e4/0e47bb71822ded76d93c0de43386dfb9.pdf (дата обращения 12.07.2020)
[3] Рекомендации по реализации проектов ГЧП. Лучшие практики- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf.
[4] Дерова А.И. Проблемы кадрового обеспечения предприятий ОПК. Особенности обучения руководящего состава// Менеджмент. Вооружение. Качество. – 1(55). – 2018.
[5] Смуров А. М. Проблемные вопросы реализации государственного оборонного заказа и возможные способы их решения //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. – №. 4 (106). – С. 27-35.
Обзор подготовлен по результатам научно-исследовательской работы «Пути повышения привлекательности государственно-частного партнерства в условиях дефицита бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа», выполняемой в рамках государственного задания в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в 2020 году.
Автор: Марина Пухова, кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: