Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство

Роль формирования проектов государственно-частного партнерства при выполнении государственного оборонного заказа

В настоящее время особую актуальность приобретает практика формирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в условиях выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Отметим, что имеется богатый зарубежный опыт успешной реализации ГЧП-проектов в отрасли национальной обороны. Например, в Германии это строительство военной базы Fürst Wrede, капитальные затраты на который составили 56,7 млн евро. Во Франции реализуется целый ряд проектов, среди которых обучение пилотов вертолетов на базе Helidax и строительство спортивного центра для целей национальной обороны (ROC NOIR; стоимость – 12,5 млн евро). В Нидерландах Министерство обороны стало заказчиком строительства современного военного комплекса на месте старых казарм. Данный проект реализуется в сроки: 2009-2035 гг. и по предварительным оценкам гарантирует 15% сокращение расходов Министерства обороны в сравнении с другими вариантами его реализации. Стоимость проекта оценивается в 290 млн евро.[1]

Однако следует отметить, что наибольшее количество проектов ГЧП приходится на инфраструктурные проекты. Рассмотрим более подробно рынок проектов ГЧП в отраслевом разрезе.

Рисунок 1 – Отраслевая структура рынка ГЧП по объему частных инвестиций и количеству реализуемых проектов в 2018 году[2]

Данные рисунка 1 отражают лидирующую отрасль по объему частных инвестиций в рамках реализации проектов ГЧП — транспортную отрасль (1292,6 млрд рублей), далее следует коммунально-энергетическая (560,3 млрд рублей), на третьем месте – социальная отрасль (246,6 млрд руб.). Однако в сфере ОПК количество реализованных проектов ГЧП крайне низкое, в т.ч. на конец 2018 года реализовывался только один проект, инвестиции в который составили 18 млрд рублей (промышленно-логистический комплекс «Архангельск»).

Подобные проекты ГЧП приобретают особую актуальность в условиях бюджетного дефицита. Однако механизм их реализации достаточно сложный, т.к. требуется соблюдения жестких требований нормативно-правовой базы, включая Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и др.

Классический механизм реализации проектов ГЧП выглядит следующим образом: публичный партнер заключает на конкурсной основе контракт с частным партнером и отдельное «прямое соглашение» с кредиторами (финансовые организации или банки). Отметим, что прямое соглашение является договором правового характера, который содержит значимые условия взаимодействия сторон. При этом кредиторы предоставляют финансирование частному партнеру и принимают в качестве обеспечения активы частного партнера как гарантию погашения такого финансирования. Они же заключают прямые соглашения с подрядчиками, которые нанимаются частным партнером для выполнения строительных и эксплуатационных работ. Однако при реализации проектов в ОПК возможно возникновение специфических рисков, которые могут быть отражены в матрице рисков.

В условиях реализации проектов ГЧП в ОПК в рамках выполнения ГОЗ в качестве публичного партнера могут выступать Министерство обороны Российской Федерации и Фонд перспективных исследований. Так, Министерство обороны Российской Федерации, являясь основным государственным заказчиком продукции, выпускаемой в рамках ГОЗ, обеспечивает как минимум на протяжении периода действия соглашения о ГЧП гарантированный объем ГОЗ на новые и перспективные виды вооружения, которые запланированы к запуску в рамках соглашения.

В рамках выполнения ГОЗ банковское сопровождение осуществляется уполномоченным банком, т.е. опорным банком для ОПК – ПАО «Промсвязьбанк». Все расчеты по ГОЗ в настоящее время проводятся именно через этот банк согласно 275-ФЗ. Важно отметить, что сроки формирования соглашения о ГЧП отражены в 224-ФЗ (рисунок 2).

Рисунок 2 –  Сроки и схема реализации проекта ГЧП в соответствии с Законом о ГЧП[3]

Важным аспектом является и тот факт, что процесс согласования интересов публичных и частных партнеров в рамках соглашения о ГЧП подразумевает обязательное выполнение условий ГОЗ.

При реализации проекта ГЧП в ОПК частный партнер может способствовать решению как задач социального характера, так и отраслевого, в т.ч. кадровые вопросы, например, если необходимо выпускать высокотехнологичную продукцию (закупка дорогостоящего и сложного в эксплуатации оборудования и т.п.). Публичный партнер может создать дополнительные рабочие места, сократив уровень безработицы в регионе. Однако в настоящее время существует следующая актуальная проблема, которая связана с отсутствием необходимого кадрового потенциала, обладающего необходимыми компетенциями в ОПК. Наблюдается тенденция нехватки кадров для руководящего состава, обладающих необходимыми компетенциями для осуществления эффективного управления производством, а также дефицит специалистов в подразделениях стандартизации, метрологии и пр. На сегодняшний день вузы не готовят специалистов по материально-техническому снабжению. Проведенный анализ показал, что этим направлением в 40% случаев занимаются переученные экономисты, юристы и инженеры-технологи. Почти 60% сотрудников ОМТС – это учителя, врачи, музыканты, люди без профильного образования в этой области. Причем 99% этих сотрудников приобрели эту специальность на рабочем месте. Материалы и комплектующие составляют 30% себестоимости продукции, а этим процентным соотношением управляют люди, не имеющие специального высшего образования[4].

В условиях успешной реализации проектов ГЧП в ОПК публичный партнер может выполнить ГОЗ на 100%, т.к. реализация ГОЗ в полном объеме не всегда представляется возможным. Например, в 2013 году ГОЗ был выполнен на 93%, в 2014 году – на 96,7%, в 2015 – на 97,6%, в 2016 году – на 98%.[5] Следует отметить, что с помощью выполнения ГОЗ публичный партнер решает первостепенные государственные задачи — обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, поставка продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Частный партнер получает прибыль путем сокращения издержек на производство продукции и, при необходимости, зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, с помощью реализации проектов ГЧП можно отметить формирование синергетического эффекта от успешного взаимодействия государства и бизнеса в ОПК при выполнении ГОЗ. Важным аспектом также, в процессе реализации указанных проектов, является решение и социальных задач в регионе.

[1] Официальный сайт компании John laing: making infrastructure happen. Режим доступа: https://www.laing.com/news/41/27/Financial-Close-for-PPP-project-Kromhout-Barracks.html

[2] Росинфра. Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России: https://pppcenter.ru/upload/iblock/0e4/0e47bb71822ded76d93c0de43386dfb9.pdf (дата обращения 12.07.2020)

[3] Рекомендации по реализации проектов ГЧП. Лучшие практики- [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf.

[4] Дерова А.И. Проблемы кадрового обеспечения предприятий ОПК. Особенности обучения руководящего состава// Менеджмент. Вооружение. Качество. — 1(55). – 2018.

[5] Смуров А. М. Проблемные вопросы реализации государственного оборонного заказа и возможные способы их решения //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2017. – №. 4 (106). – С. 27-35.

Обзор подготовлен по результатам научно-исследовательской работы «Пути повышения привлекательности государственно-частного партнерства в условиях дефицита бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа», выполняемой в рамках государственного задания в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в 2020 году.

Автор: Марина Пухова, кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: