Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
Экология

Региональные социальные проекты компаний: тренды 2021

Согласно исследованию «Edelman Trust Barometer — 2020» более 37% опрошенных впервые приобрели товар или услугу бренда, который проявил эмпатию во время пандемии. Один из главных трендов корпоративной социальной ответственности бизнеса в 2021 году — развитие региональных программ.  

Требования современного мира таковы, что устойчивый бизнес не может существовать без социальной миссии. По данным агентства Edelman в 2020 году 71% потребителей готовы отказаться от бренда, который работает только на себя и не заботится о пользе для общества. В 2018 году таких было 64%. Тон задают поколения Y и Z, для которых это становится важным критерием выбора компании в том числе в качестве работодателя. 

В России также — запомнились те компании – производители продуктов и услуг (питания, доставка и др), которые помогали врачам и пожилым людям, считает Евгения Мальцева, основатель и СЕО консалтингового агентства «Sponsor Consulting». Те, кто начали заниматься социальной работой во время пандемии, не захотят это бросить, – уверена Дарья Буянова, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Добрый город Петербург». Те, кто уже имел опыт корпоративной социальной ответственности (КСО) будут продолжать и адаптируют программы в соответствии с требованиями современности, говорит Татьяна Задирако, учредитель и исполнительный директор благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный Навигатор».

Как работает КСО в регионах

Если говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь за социальную ответственность и благотворительность отвечает обычно сам собственник и именно он делает пожертвования. Все крупные компании построены по иерархической структуре. Стратегические решения, в том числе о стратегия КСО, принимаются в головном офисе и спускаются в регионы. В каждом регионе перед бизнесом стоят GR-задачи, поэтому задачи компании соотносятся и адаптируются под социальные задачи государства. 

Татьяна Задирако, учредитель и исполнительный директор благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный Навигатор»

«В идеале нужна триада: государство, бизнес и некоммерческие организации. Но важность последних, к сожалению, пока недооценивают», — считает Татьяна Задирако. У бизнеса и государства есть ресурсы, а у некоммерческих организаций (НКО) — опыт и экспертиза, которые позволят достичь максимальных результатов, предложить наиболее эффективные пути решения социальных задач. Оптимально, если для адаптации стратегии КСО компании в регионах создается общественный совет, куда входят представитель компании, государства и лидеры местных НКО. 

При этом важно, чтобы интересы регионов представляли именно свои местные НКО. Столичные организации воспринимают как «варягов», это создает лишнее напряжение и недоверие, считает Татьяна Задирако. Во многих российских регионах есть фонды местных сообществ или ресурсные центры, как их сейчас называют. Например, «Гарант» в Архангельске, «Гражданский Союз» в Пензе. Они аккумулируют ресурсы, объединяют активных жителей, знают самые актуальные запросы о помощи. Одна из самых крупных низовых сетей некоммерческих организаций в России — содружество добрых городов и поселков, в нее входят около 800 НКО из разных регионов, добавляет Дарья Буянова.

Что изменила пандемия

Во время пандемии ожидания от бизнеса и со стороны общества, и со стороны государства заметно выросли. Компании активно подключались к закупке СИЗов и ИВЛ для региональных больниц. «К сожалению, многие поддались эмоциям, выбирали не самые эффективные способы помощи, даже закрывали некоторые программы, чтобы переключиться на борьбу с пандемией», — отмечает Татьяна Задирако.

Евгения Мальцева, основатель и СЕО консалтингового агентства «Sponsor Consulting»

Классическое спонсорство было заморожено на весь 2020 год, у малого и среднего бизнеса исчезли деньги на маркетинг и поддержку локальных культурных и спортивных событий, — говорит Евгения Мальцева. В этой непростой ситуации к поддержке тех региональных проектов, которые остались без помощи местного бизнеса, подключились крупные бренды. Например, компания МТС поддержала две новые яркие региональные инициативы – «Росписи затопленных земель» и «Сказки Кухта».

«Росписи затопленных земель» – керамическая школа-мастерская музея «Рыбинские рыбы» в небольшом городе Рыбинске Ярославской области, посвященная традициям и народной культуре затопленных земель Молого-Шекснинского междуречья. «Сказки Кухта» – совместный проект МТС и частного камчатского музея «Вулканариум», посвященный самобытной культуре коренных народов Камчатки.

Вынужденная дистанционная работа сократила расстояния. Онлайн дал регионам возможность полноценно подключиться к федеральной повестке. Теперь региональным КСО-менеджерам не нужно ждать поездки на конференцию в Москву или Петербург. Конференция сама приедет к вам на экран смартфона или ноутбука в реальном времени.

Дарья Буянова, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Добрый город Петербург»

Появился и такой формат, как фиджитал (от англ. phygital, соединение слов physical и digital). Он предполагает тесную интеграцию виртуальной среды в реальную жизнь. Ближайшая фиджитал-мастерская для КСО-менеджеров состоится 26 января. «Каждый блок онлайн-программы дополнят реальные раздаточные материалы и реквизит: рабочие тетради, чек-листы и другие бонусы. Все участники получат свои боксы заранее – курьерской доставкой на дом или в офис», – поясняет Дарья Буянова.

Цифровые площадки помогают сэкономить на проведении деловых мероприятий и направить высвободившиеся средства на решение социальных задач. В 2020 году в России наблюдался рост онлайн-пожертвований. Согласно исследованию Благотворительного фонда «Нужна помощь» «Профессиональная благотворительность в  развитии: участие населения (2020)», 31,5 % опрошенных россиян предпочитают делать пожертвования через интернет. Это на 6,5 % выше, чем в 2017 году.

КСО тренды — 2021

Пандемия усилила те тренды, которые были давно, мы просто прошили три-пять лет за один год, — считает Евгения Мальцева. Онлайн уже никуда не уйдет, многие останутся работать на удаленке. По ее мнению, сейчас многие, работающие в больших городах, разъехались в свои малые города. Это аудитория 27-40, большинство семейные, с детьми. Малые города – это другая экология, это корни, землячество. «Ты экономишь время, которое раньше тратил на дорогу. Появляется возможность заняться тем, чем давно хотел, оглянуться вокруг. Бренды пойдут за этими людьми в регионы», — уверена эксперт. 

Как отмечается в исследовании Благотворительного фонда Владимира Потанина «Фандрайзинг в эпоху перемен: уроки и тенденции», для того, чтобы больше людей участвовали в виртуальных мероприятиях, необходимо развивать группы в социальных сетях. Изучать аудиторию и через потребности людей вовлекать их в решение социальных проблем. 

2020 год показал, что многим людям трудно справиться с кризисной ситуацией на своем индивидуальном уровне. Если в Москве и Петербурге люди уже признают такие понятия как стресс и выгорание и могут обратиться за помощью, то регионах этого еще нет. «Мы хотим внедрить в наши проекты элемент взаимной поддержки, – говорит Дарья Буянова. – В благотворительности бизнесу конкурировать не за что. Мы хотим познакомить людей, найти точки кооперации между регионами, чтобы поддерживать друг друга советами. Это формат «равный равному».

«Экологическая повестка – один из главных тренд КСО. Она легко ложится на стратегию компаний, и общество поощряет экологическое поведение бизнеса», — уверена Татьяна Задирако. Она напоминает, что помимо пандемии в прошлом году в России случилось несколько экологических катастроф, продолжает быть актуальной раздельная утилизация мусора.

Кроме того, корпоративная социальная ответственность трансформируется в цели устойчивого развития бизнеса (ЦУР). Некоммерческие организации должны вовремя перестроиться и быть готовыми делать бизнесу соответствующие региональные программы. 

Авторы: Елена Заволоснова, Евгения Корытина

Первое фотоFreestockimages 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: