
Как формировалась современная климатическая повестка: исторический экскурс
30 ноября в Дубае открылась 28 конференция сторон (КС28) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Ее главная цель – подвести итог первых лет действия Парижского соглашения и наметить направления дальнейших усилий по сдерживанию глобального потепления. Но прежде чем говорить о будущем, представляется полезным бросить взгляд назад и посмотреть, с чего началась и как формировалась современная климатическая повестка.
В 1970–1980 гг. научные знания о происходящем глобальном изменении климата, его причинах и последствиях достигли критической массы.
Прямые наблюдения, натурные измерения с использованием совершенных приборов и климатические модели показывали, что главным драйвером глобального изменения климата в 20-м веке стал человек. Человеческая деятельность приобрела такие масштабы, что привела к резкому увеличению содержания в атмосфере парниковых газов (прежде всего углекислого газа, образующего при сжигании угля, нефти, природного газа и торфа) и усилению благодаря этому парникового эффекта (возврат к поверхности Земли значительной части образующегося при ее нагревании Солнцем инфракрасного /теплового излучения, которое в противном случае беспрепятственно уходило бы в открытый космос). Стало понятно, что продолжение сложившейся практики, бесконтрольный выброс в атмосферу углекислого газа, других парниковых газов (метана, закиси азота, фторсодержащих газов) и связанное с этим дальнейшее изменение климата чревато далеко идущими последствиями, которые могут со временем создать экзистенциальные угрозы для человечества.
В этой связи в 1988 году Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде образовали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК).
Задача МГЭИК – осуществлять по данным из открытых источников, публикациям в рецензируемых научных журналах и другой научной литературе мониторинг процессов, происходящих в климатической сфере, фиксируемых изменений климата, наблюдаемых и ожидаемых последствий этих изменений. Готовить и публиковать соответствующие обзоры (оценочные доклады) и рекомендации, касающиеся как смягчения изменений климата, так и адаптации к ним.
В 1990 году МГЭИК выпустила свой первый Оценочный доклад, в котором подчеркивалась настоятельная необходимость международной кооперации в деле снижения антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ).
На этой основе в 1992 году была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, где были сформулированы общие принципы совместных и согласованных действий стран по снижению выбросов ПГ.
При этом ставилась задача добиться стабилизации концентрации ПГ в атмосфере на таком уровне и в такие сроки, которые отвечали бы возможностям естественной адаптации природных экосистем, не создавали бы угрозу для производства продовольствия и обеспечивали бы дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе.
Ключевая роль отводилась развитым странам, которые брали на себя обязательство принимать меры по смягчению изменений климата путем ограничения своих антропогенных выбросов ПГ, защиты и улучшения своих поглотителей и накопителей ПГ (см. п. 2 статьи 4 РКИК). Наиболее развитые страны обязаны были сверх того оплачивать подготовку развивающимися странами ежегодных отчетов о предпринимаемых действиях по реализации положений РКИК и об антропогенных выбросах ПГ (см. п. 3 статьи 4 РКИК), финансировать меры по адаптации наиболее уязвимых из них к негативным последствиям изменения климата (см. п. 4 статьи 4 РКИК), а также удовлетворять путем предоставления средств страхования и передачи технологий особые нужды и потребности развивающихся стран, расположенных на малых островах, либо подверженных стихийным бедствиям, засухе и опустыниванию, либо не имеющих выхода к морю и являющихся транзитными странами, либо имеющих на своей территории районы с засушливым или полузасушливым климатом, районы городской застройки с высоким уровнем загрязнения атмосферы, районы с особо хрупкими экосистемами, включая горные, либо лесные массивы, подверженные деградации, либо сильно зависящие от доходов, получаемых от производства, переработки и экспорта и/или потребления ископаемого топлива и связанной с ним энергоемкой продукции (см. п. 8 статьи 4 РКИК).
Тогда казалось, что основными источниками антропогенных выбросов ПГ являются развитые страны и что их усилий, помноженных на естественную способность экосистем к адаптации, будет достаточно для достижения цели. Китай и другие развивающиеся страны не играли еще сколько-нибудь значительной роли и не брались в расчет. Кроме того, считалось, что помощь развитых стран, включая передачу технологий, поможет развивающимся странам встать на путь устойчивого развития и не повторять ошибок экономического роста развитых стран. Способность природных экосистем адаптироваться к изменению климата принималась как данность, а их уязвимость и хрупкость недооценивались.
Как бы то ни было, в 1997 году на 3-й конференции сторон (КС) РКИК в Киото (Япония) был принят документ, который получил название Киотский протокол (КП).
Он обязывал развитые страны, в том числе страны с переходной экономикой, сократить выбросы ПГ таким образом, чтобы в 2008–2012 гг. они в среднем были на 5% ниже, чем в 1990 году. Формально поставленная задача была выполнена, однако достижению целей РКИК это не помогло. Глобально антропогенные выбросы ПГ продолжали расти, с той только разницей, что теперь драйверами процесса стали развивающиеся страны и прежде всего Китай. В то же время Киотский протокол позволил накопить ценный опыт регулирования выбросов ПГ в различных отраслях с помощью налогов, систем квотирования и других мер, не говоря уже об опыте подготовки и реализации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений ПГ с выпуском в обращение и передачей (продажей) углеродных единиц.
К сожалению, конференция сторон РКИК в Копенгагене (Дания) 2009 года, на которой должны были принять новое климатическое соглашение, провалилась, чему немало способствовал климат-гейт, раздутый недобросовестными критиками теории антропогенного потепления климата при явной и тайной поддержке нефтегазового лобби. В результате три года спустя вместо нового всеобъемлющего соглашения пришлось принимать решение о продлении действий по Киотскому протоколу до 2020 года, чего изначально не предполагалось.
Обязательства развитых стран по сокращению выбросов ПГ на новый период (2013–2020 гг.) были ужесточены по сравнению с первым периодом (2008–2012 гг.). Однако не обошлось без потерь. Из Киотского протокола вышла Канада, мотивировав свое решение тем, что в Киотском протоколе не участвует ее ближайший сосед и конкурент – США. А три страны – Япония, Новая Зеландия и России – хотя и остались в Киотском протоколе, не стали брать на себя новых обязательств по сокращению выбросов ПГ. Япония сослалась на выведенную из строя Фукусимскую АЭС, которую пришлось временно заменить угольной генерацией, Новая Зеландия – на проблему с вырубкой лесов под пастбища, для которой подходящих решений не нашлось, а Россия – на свой суверенитет в определении климатических целей в противовес решениям конференции сторон РКИК.
Следующим важным шагом стало заключение в 2015 году Парижского соглашения (ПС), активизирующего новые сферы деятельности в климатической сфере, такие как адаптация и финансы.
ПС – это основополагающий документ, определяющий международно-правовой режим в сфере изменения климата. Его участниками являются практически все страны мира, включая США, страны ЕС, Китай, Индию и другие крупнейшие страны-эмитенты выбросов ПГ.
В отличие от КП, четких количественных обязательств стран по сокращению выбросов ПГ в ПС нет. Зато есть общее требование добиться к середине 21-го века равновесия (баланса) между антропогенными выбросами ПГ в атмосферу и поглощением (изъятием) ПГ из атмосферы, что позволит стабилизировать концентрацию ПГ в атмосфере. При этом уровень концентрации ПГ в атмосфере к концу века должен быть таким, чтобы соответствующий ему прирост средней глобальной температуры приповерхностного слоя воздуха относительно доиндустриальных уровней (фактически 1850–1900 гг.) был значительно ниже 2оС, а в идеале – не превысил 1,5оС.
Что касается национальных целей, то каждая страна обязана самостоятельно определять темп сокращения выбросов ПГ, исходя из общей глобальной цели и руководствуясь лучшими достижениями науки, и затем обеспечивать достижение поставленных целей. Такие цели по сокращению антропогенных выбросов ПГ и планы по достижению этих целей оформляются специальным документом, который называется ОНУВ, т.е. определяемый на национальном уровне вклад в смягчение глобального изменения климата (по-английски – Nationally Determined Contribution, NDC). При этом каждая следующая цель, которую страны принимают на очередной период (обычно 10–15 лет), должна быть не слабее предыдущей. Так что в итоге последовательность ОНУВ должна представлять собой путь к достижению чистого нуля (или даже отрицательного баланса антропогенных выбросов и поглощений).
На сегодняшний день большинство стран обозначили крайний срок выхода на чистый ноль. Чаще всего в качестве такового заявлен 2050 год. Некоторые промышленно развитые страны, такие как Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, Норвегия, надеются выйти в ноль даже раньше. Турция назвала 2053 год, Индонезия, Китай, Казахстан, Саудовская Аравия и Россия – 2060 год, Индия и Гана – 2070 год. Всего на долю стран, которые назвали крайний срок выхода в ноль (достижения углеродной нейтральности), приходится 88% глобальных антропогенных выбросов ПГ и 90% мирового ВВП.
ПС положило начало массовой финансовой помощи развивающимся странам со стороны развитых стран в решении климатических проблем.
Еще на 21-й конференции сторон РКИК в Париже в 2015 году было принято решение довести объем климатического финансирования развивающихся стран до 100 млрд USD в год к 2020 году.
Сейчас оно достигло 80–85 млрд USD в год. Отставание есть, но не столь драматическое, как по выбросам ПГ.
Опубликовано на Климатической платформе в декабре 2023 года.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: