Тренд на экологичность: каких принципов придерживаются бренды, чтобы не вредить планете
В статье рассмотрим, какие эко-инициативы есть у брендов в России и в мире, с каким сложностями они сталкивались на пути их реализации и что нас ждет дальше, в ближайшие 10 лет.
Инициативы лидеров
Контент многих компаний в 2018-2020 стал содержать подробную информацию об устройстве производства, обращении с отходами и условиях, в которых работают сотрудники.
- В 2019 году компания Apple опубликовала свой 13-ый ежегодный отчёт о достижениях в сфере ответственности поставщиков. В нем компания выделяет самое важное: какие улучшения произошли для сотрудников, как удалось сократить негативное влияние на планету и в каких внутренних направлениях деятельности компании виден прогресс. Компания публикует отчет в открытом доступе, подавая пример другим и призывая делать так же.
- В компании Amazon в 2019 году появилась серьезная инициатива по привлечению производителей к ответственности. В ней платформа уделяет внимание каждому аспекту – от оптимизации упаковки до вопросов соблюдения прав человека. Основное утверждение – «Мы готовы на большие перемены ради спасения Планеты». И в рамках инициативы Амазон берет на себя обязательство выполнить Парижское соглашение на 10 лет раньше срока, к 2040 году.
Безусловно, такие гиганты и лидеры рынка могут позволить себе публично и масштабно заниматься решением вопросов устойчивого развития. Но, например, малый бизнес в менее прогрессивных странах сталкивается с рядом сложностей при движении в сторону экологически ответственного производства.
Какие сложности есть у бизнеса
Существуют критерии оценки экологичности предприятия, которые описывают весь процесс жизнедеятельности продукта – от материалов до генерируемых отходов и выбросов. Безусловно для каждого производства они соблюдаются на каком-либо уровне, но точно не на максимально возможном. К этому просто никто не стремился раньше, так как основной целью бизнеса была и остается прибыль, а вопросы этики стоят на втором месте.
Для внедрения изменений нужны специалисты как по привычному узкому профилю, например по логистике, так одновременно и консультанты по вопросам экологического соответствия стандартам.
И такие специалисты действительно необходимы, ведь устойчивость подразумевает полную ответственность за произведенный товар: от сырья до утилизации.
Кратко о том, что оценивается на 1 единицу продукции:
- Качество материалов;
- Количество материала;
- Расходуемое количество воды и электроэнергии;
- Сколько часов работает оборудование;
- Сколько часов работает специалист;
- Состав и количество отходов.
Помимо этого есть общие параметры для предприятия:
- размер территории и помещения,
- общий расход электричества,
- используется ли что-то повторно,
- есть ли свой транспорт для логистики,
- число грузоперевозок в день,
- качество автомобилей с точки зрения выбросов СО2.
Для оптимизации каждого из процессов необходимо привлечение специалиста, анализ текущей ситуации и планирование изменений.
В России прогнозированием специальностей будущего занялся фонд WWF совместно с альманахом «Атлас новых профессий».
В их списке можно заметить большое количество приставок эко- к уже знакомым профессиям, а также общий акцент на профессии в сфере экологии и защиты природных ресурсов.
Бизнесы, которые только начинают свою деятельность в 2020, имеют возможность сразу присмотреться ко всем важным параметрам и сделать с нуля так, как нужно. Тренд на ответственность производителя будет развиваться в ближайшие 10-15 лет и нельзя сказать, что время и средства на оптимизацию своего предприятия будут потрачены зря.
Для аудитории производитель с продуманной и прозрачной моделью ведения бизнеса будет более привлекательным – лояльность будет расти естественным путем. И сам контент, который раскрывает сложные механизмы простым и понятным языком, будет привлекать внимание и вовлекать с новой силой уже существующих покупателей бренда.
Кто они – герои нашего времени?
Примеры подобной ответственной модели ведения бизнеса уже есть в России, и с некоторыми из них удалось познакомиться поближе.
Запустившийся в середине 2017 года сервис доставки еды в Москве Кухня на районе, перешел на новый уровень взаимодействия с окружающей средой:
- в мае 2019 ввели опцию отказа от одноразовых приборов в приложении;
- за 2019 год изменили несколько раз стратегию с пакетами, пока не нашли оптимальную – пакет компактный и из перерабатываемого материала;
- в декабре 2019 ввели возможность вернуть пластиковые контейнеры вместе с пакетами за небольшую оплату обратно, для последующей переработки и повторного использования.
Почему и что сподвигло их на такие перемены, рассказала Алина Лихачевская, руководитель направления «Устойчивое развитие» Кухни на районе.
«Идея переработки возникла благодаря нашим пользователям и постоянным клиентам. Нам начали активно писать в поддержку о том, сколько пластика мы генерируем – это был призыв к действию. Мы посчитали, сколько пластика останется после Кухни через год – сумма составила более 100 тонн в месяц. Эти подсчеты подтолкнули на серьезные действия».
Как удалось так быстро внедрить все те нововведения, которые мы видим и используем сейчас, ведь проект молодой, а уже такие перемены?
«Со стороны это может казаться быстрым нововведением, но за ним стоит большая работа команды, подготовка шла почти год.
В самом начале у нас в Кухне еще не было конкретного понимания, какое решение необходимо внедрить. Мы рассматривали разные варианты: например, оборотную многоразовую тару, когда еда приезжает к пользователю в контейнере, а он его возвращает. Но с нашей моделью бизнеса внедрить такую систему было невозможно.
Тогда мы задумались о переработке – почти год продумывали всю цепочку от унификации нашей упаковки до контрактов с операторами вывоза отходов. А когда окончательно убедились в том, что процессы налажены, то запустили бета-тестирование эко-программы.
Чтобы пользователю Кухни сдать упаковку на переработку, нужно сделать три простых действия:
- помыть посуду и сложить в пакет Кухни;
- при следующем заказе нажать кнопку “Вернуть упаковку” в приложении в корзине;
- передать упаковку курьеру, когда он отдаст пользователю следующий заказ.
Курьер отвозит упаковку обратно на кухню и кладет в промаркированный контейнер для вторсырья. Каждый день вся сданная упаковка собирается и отправляется на сортировочную линию. Там она разделяется по фракциям — бумага, пластик нескольких видов — и далее отправляется на переработку».
Есть ли изменения в показателях лояльности аудитории и отдаче – много ли стали сдавать/отказываться от приборов, может быть чаще стали благодарить? Какие тренды в поведении пользователей после всех преобразований?
«По показателям отказа от приборов процент значительно увеличился. Если до ввода программы 10-15% клиентов не клали приборы к заказу, то сейчас это уже больше 45% аудитории. И мы в Кухне активно призываем клиентов не добавлять приборы в корзине, если это действительно не нужно.
В первый день запуска экопрограммы Кухни (а он состоялся 25 декабря, как раз в преддверии Нового года) нам поступили сотни восторженных отзывов от клиентов. Люди выкладывали фото в сторис, писали развернутые посты на Facebook, некоторые даже называли нас «проектом года». Причем мы не готовили для запуска “охватных” публикаций — первые люди узнали о запуске программы из текста на пакете, в котором приехал заказ.
25 марта Кухня подводила промежуточные результаты программы. За 3 месяца нам вернули упаковку почти 30 тысяч раз – примерно 4% от всех заказов за этот период. А еще мы собрали 88,7 тысяч рублей для фонда WWF России и сделали хоть и небольшой, но очень важный вклад в охрану окружающей природы. Мы от Кухни добавили к этой сумме еще немного и перечислили 300 000 рублей на проект помощи зубрам.
Сейчас в связи с карантином Кухня временно приостановила возврат упаковки, чтобы обезопасить наших сотрудников и клиентов. Но мы призываем пользователей собирать и хранить использованную упаковку – как только мы вернемся в штатный режим работы, то обязательно заберем все накопившиеся контейнеры и передадим на переработку.
Автор – Anna Art
Источник – vc.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: