Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальные инвестиции
835
Читать: 7 мин.

Пальмовое масло как индикатор ответственности

Пока вокруг пальмового масла продолжается дискуссия о его полезных и вредных качествах, социально ответственные компании, в производственном цикле которых обойтись без этого ингредиента не представляется возможным, принимают на себя обязательства по переходу на использование пальмового масла производство которого соответствует принципам устойчивого развития. О том почему собственно использование такого пальмового масла должно стать нормой, а также о сложившейся сегодня практике и пойдет речь далее.  

Восемь лет назад, в 2007 году, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP) определила, что плантации пальм (Elaeis guineensis), из фруктов которых делают пальмовое масло, используемое в производстве тысячи товаров ежедневного потребления, от выпечки до средств гигиены, а также в качестве биотоплива являются основной причиной уничтожения тропических лесов Индонезии и Малайзии, стран, на которые приходится 85% мирового производства пальмового масла.1

Сегодня плантации пальм, родиной которых являются Южная Америка и Восточная Африка охватывают 16.4 миллиона гектар мирового земельного фонда, а исчезновение индонезийских лесов происходит со скоростью девять олимпийских бассейнов в минуту. Происходящее сказывается на биоразнообразии, ставит под угрозу исчезновения представителей малочисленных животных Индонезии: карликовых слонов (1500 особей), суматранских тигров (400 особей), Борнео орангутанов. По данным экспертов только 15% названных животных сможет выжить в пальмовых плантациях, при этом уже сегодня некоторые из них, а именно орангутаны принимаются за сельскохозяйственных вредителей и соответственно уничтожаются фермерами.2

Можно ли избежать уничтожения тропических лесов?

Избежать уничтожения девственных тропических лесов можно, стоит лишь использовать под плантации пальм (Elaeis guineensis) деградированные земли, тем более когда известно, что тропические леса ежегодно поглощают из атмосферы приблизительно тонну СО2 с гектара.3

Но, к сожалению компаниям экономически целесообразнее уничтожить лес, так как вырубка леса компенсирует затраты на зачистку земли продажей древесины, а уничтожение леса огнем, сэкономит на химических удобрениях.

Если компании выбирают такие способы для культивации пальм, то может быть стоит заменить пальмовое масло в производстве?

Замена пальмового масла другим видом масла, например, подсолнечным, соевым будет означать, что потребуется большее количество земли, ведь пальмы дают в 4-10 раз больше масла нежели иные культуры, что в конечном итоге отразится на окружающей среде. Не следует забывать и о социальном аспекте производства пальмового масла, ведь миллионы фермеров и их семей, работающих в секторе производства пальмового масла (4.5 миллиона в Индонезии и Малайзии) останутся без средств к существованию. Эти два фактора не являются исключительными, так как стоит помнить и об уникальных свойствах пальмового масла, которое не всегда можно заменить в производственном цикле.

Таким образом, получается, что единственным способом обеспечения экологического, социально-экономического и продовольственного баланса является производство пальмового масла по принципам устойчивого развития. Именно для обеспечения такого производства еще в 2004 году основан RSPO (Roundtable on Sustainable Palm Oil, Круглый стол по вопросам экологически устойчивого производства пальмового масла). На сегодня представленной 2196 членами всемирной организации удалось добиться того, что доля сертифицированного RSPO пальмового масла составляет двадцать процентов общего объема мирового производства (по данным на 7 мая 2015 года).4

Членами RSPO являются такие компании как: Unilever (с 2004 года); Henkel AG&Co KGaA (c 2008 года); Avon Products, Inc. (c 2010); Jonson&Johnson (c 2006 года); Ferrero Group (c 2005 года); Biersdorf AG (бренд Nivea) (c 2010 года); Colgate-Palmolive Company (c 2007 года); Danone (c 2011 года); L’oreal (2007 года); Yves Rocher (c 2010 года) и др.

В свою очередь покупателям сертифицированного RSPO пальмового масла организация предлагает использовать одну из двух возможных торговых систем: Physical Trade, представленную тремя моделями цепочки поставок (identity preserved, segregated и mass balance) или GreenPalm Programmе.

В рамках системы Physical Trade для членов RSPO работает обеспечивающая прозрачность торговли сертифицированным пальмовым маслом платформа RSPO eTrace, последнюю, например, в соответствии с отчетом 2012 года CSR Report использует в работе компания, ежегодно использующая 150 000 тонн пальмового масла – Ferrero Group. Компания, которая к январю 2015 года добилась того, что все используемое в производстве своей продукции пальмовое масло теперь является экоустойчивым и сегрегированным в соответствии со стандартами RSPO.[5]

Что касается GreenPalm Programme, то это торговая программа, позволяющая сертифицированным по стандартам RSPO производителям конвертировать сертифицированное масло в сертификаты GreenPalm certificates (одна тонна масла равна одному сертификату), которые впоследствии предлагаются на торговой платформе GreenPalm. Производители продукции размещая свои предложения на покупку сертификатов, компенсируют тем самым потребляемое масло эквивалентным количеством сертификатов. Таким образом, у компании-покупателя появляется возможность заявить о том, что она поддерживает производство сертифицированного RSPO пальмового масла, а у производителя пальмового масла появляется возможность вложить полученную за продажу сертификата премию в стабилизацию экологической и социальной ситуации связанной с производственным процессом. Так за пять лет программы GreenPalm (с 2008 по 2013 годы) сертифицированные RSPO производители заработали в совокупности 80 миллионов долларов.[6]

Покупателями GreenPalm certificates являются: Jonson&Johnson, с 2010 года компанией куплено количество сертификатов, позволяющее покрыть 100% потребляемого пальмового масла. Благодаря усилиям компании стало возможным представить впервые на французском рынке продукт, а именно мыло Le Petit Marseillais с логотипом RSPO Green Palm. В 2012 году Jonson&Johnson становится первой компанией в мире, купившей сертификаты Green Palm у группы 400 тайских фермеров.

В 2012 году компания Avon, через программу GreenPalm компенсирует производство 16 200 тонн надлежащего пальмового масла.

В соответствии с данными ACOP (Annual Communications of Progress) за 2012-2013 годы, опубликованными на сайте RSPO становится ясно, что все больше компаний принимают на себя обязательство покупать сертификаты GreenPalm, так в 2013 году компания Colgate-Palmolive берет на себя такое обязательство, а недавнее обещание компании Danone от 2011 года сегодня стало практикой компании, так по данным ACOP, на конец 2013 года 57% пальмового масла в Danoneимеет сертификаты GreenPalm.

Но не только членство в RSPO характеризует сложившуюся сегодня практику компаний, имеющих намерение использовать надлежащее пальмовое масло в своем производстве. Тут стоит отметить и взаимодействие компаний с заинтересованными сторонами, и создание вспомогательных объединений. Примерами такого взаимодействия являются компания Unilever – cопредседатель Consumer Goods Forum Steering Group on Sustainability, под руководством которой создан альянс производителей и правительств, объединившихся с целью ликвидации процесса обезлесивания (Tropical Forest Alliance).

Компания Henkel, которая в 2013 году создает не только форум Forum on Sustainable Palm Oil, но и начинает совместно с The Laundry&Home Care business unit, Solidaridad и др. трехгодичную программу по улучшению жизни 7 500 малых фермеров и наемных работников в Гандурасе.

Компания Jonson&Johnson, поддерживающая проект Всемирного фонда защиты животных (WWF) по нанесению на карту цепочки поставок пальмового масла в Риау, Суматре (Индонезия), целью которого является увеличение производительности небольших предприятий региона и разработка модели сертификации последних. С целью предотвратить обезлесивание и использование деградированных земель Jonson&Johnson сотрудничает с World Resource Institute; с целью увеличить производство сертифицированного пальмового масла в Малайзии взаимодействует с международной организацией Solidaridad.

Компания Yves Rocher, взаимодействующая с 2011 года с Foundation PanEco известной посредством проекта, направленного на то, чтобы доказать возможность производства пальмового масла на деградированных участках земли.

Также нельзя забывать и о построении соответствующей политики в работе с поставщиками. Здесь наибольший интерес представляет стратегия компании L’Oreal, представленная впервые 13 января 2014 года в разделе новости на сайте компании, а затем на страницах отчета Sustainable Development Report 2013, в соответствии с которым до 2015 года поставки пальмового масла и его производных должны быть от известных ресурсов, а к 2020 году 100% производства пальмового масла не должно быть связано с обезлесиванием. При этом с января 2014 года, в соответствии с ранее упомянутым заявлением, компания L’Oreal готова сотрудничать только с поставщиками, которые соответствуют следующим четырем критериям: 1) соблюдают законы страны, где работают; 2) имеют согласие коренных народов и местных общин: а) соблюдают права работников в соответствии с МОТ; b) уделяют особое внимание небольшим производителям пальмового масла посредством налаживания партнерских отношений с общинами, направленных на улучшение экологических, социальных и экономических результатов их деятельности; 3) при расширении пальмовых плантаций сохраняют и восстанавливают районы высокой природоохранной ценности и больших запасов углерода; 4) берут на себя ответственность по обслуживанию торфяников на уже существующих плантациях и отказываются от использования таковых под новые плантации. Помимо соблюдения четырех критериев поставщик также должен будет доказать, что пальмовое масло «свободно» от обезлесивания путем предоставления возможности проследить путь поставки пальмового масла от плантации или производства.[7]

Подводя итог, следует отметить, что не только фермер или международная компания, но и обычный покупатель может внести свой вклад в производство пальмового масла соответствующего принципам устойчивого развития. Для этого стоит подписать соответствующую петицию или нажать на Tweet Your Support (twitter) на сайте GreenPalm.

1 http://orangutan.org/OFI/rainforest/the-effects-of-palm-oil

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: