«Новые зеленые»: начинают, чтобы выигрывать
Курс на цивилизованную экономику диктует необходимость внесения ESG-повестки в план долгосрочного развития бизнеса.
Эпоха безответственного потребления закончилась, пришло время менять принципы корпоративного управления и основы принятия инвестиционных решений. В ближайшие несколько лет ESG-повестка (экология, социальная ответственность, новые принципы корпоративного управления) станет одним из центральных элементов в стратегиях компаний. Какие алгоритмы ответственного управления потребуются для конкуренции внутри страны и на мировом рынке?
Об этом на недавней встрече в Москве говорили руководители компаний-амбассадоров «нового зеленого» развития, уже принявших принципы социальной и экологической стабильности. На повестке дня стояли аспекты влияния маркера ESG на инвестиционный климат в России и в мире в целом, инструменты, позволяющие оценивать ESG-риски бизнеса и вести надзор за ними, вопросы измерения деловой ценности практик устойчивого развития.
«Декларировать – значит соответствовать»
Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин отметил рост динамики влияния ESG-тематики в глобальной экономике.
– В последние 15 лет в России и мире активно затрагиваются вопросы ESG. Сегодня доля влияния данной метрики в оценке компаний со стороны инвесторов и общества настолько доминирует, что компании оказались в принципиально новой ситуации: надо не только декларировать в своих годовых отчетах ESG-стратегии, риски и цели, но и выражать их в конкретных цифрах и сроках и более того – четко им соответствовать.
Владимир Скляр, глава департамента электроэнергетики аналитического управления ВТБ Капитал и ведущий аналитик в области ESG так охарактеризовал изменение отношения инвесторов к ESG-маркеру в России:
– Прежде ESG-аспекты всегда считались какой-то филантропией, а инвесторы – скорее некими Саввами Морозовыми, которые за все хорошее и против всего плохого. Сейчас это уже вполне экономическая категория при оценке устойчивости и инвестиционной привлекательности компании. Но проблема в том, что пока в мире нет единого стандарта такой оценки, как и универсального подхода к рейтингам. Да, у нас есть рейтинговые агентства, но их выводы могут очень сильно различаться. Отсутствие таксономии сильно давит на аналитиков: при формировании стратегии важно очень четко понимать те факторы, которые будут учитываться, и это пока сдерживающий лучшую динамику момент.
Тем не менее участники конференции отмечали, что все больше инвесторов используют ESG-метрику как определенный маркер доверия к потенциальному объекту инвестирования и все чаще делают выбор в пользу компаний с осознанной и оцифрованной ESG-стратегией. Участники рынка ожидают, что эта тенденция сохранится. Как, в частности, прозвучало в одном из докладов, скандинавское законодательство уже запрещает большинству местных управляющих фондами инвестировать в акции, не соответствующие требованиям ESG.
Важно и вовлечение в «новое зеленое» всего штата корпораций. Потому что невозможно обеспечить стопроцентный ESG-маркер компании, если он не станет личной идеологией каждого сотрудника. Хорошая новость состоит в том, что нынешнее поколение более ответственно относится к вопросам потребления, им важно, в какой компании они работают, – принимающей «зеленые» цели и ценности или нет.
По прогнозу Екатерины Горбуновой, заместителя генерального директора УК «Тринфико», уже в ближайшие 2-3 года как наследство от беби-бумеров до 30 триллионов долларов перейдут под управление миллениалов, имеющих более высокое экологическое сознание. Если эти огромные средства будут вложены в отрасли и корпорации, поддерживающие ESG-протоколы, это «даст всем серьезный шанс».
«Быть зеленым – не просто выступать против выбросов, но и бороться с ними на деле»
В ходе дискуссии отмечался еще один немаловажный аспект – информирование. Хватит ограничиваться молчаливой сортировкой мусора по категориям, усовершенствованием способов сбора разлившейся нефти или возвращения выбросившихся на сушу китов в родную стихию. Пора включать в стратеги компаний целые блоки потенциальных экологических и социальных рисков и систему коммуникаций в случае их возникновения, чтобы их минимизировать. Именно коммуникаций – и пандемия это тоже хорошо показала. Потому что знать, как действовать в случае чрезвычайной ситуации, – это одно, но столь же важно рассказать, зачем это нужно.
Раздел нематериальной отчетности инвесторы все чаще запрашивают у будущих объектов своих инвестиций. Ее вес при принятии инвестиционных решений растет. Поэтому блоки, связанные с осознанным «зеленым» управлением, менеджмент и собственники все активнее встраивают в стратегию развития своей компании сроком не менее 20 лет.
В Европе ситуация пока лучше, признается Жан Клод Кнебелер, руководитель направления по устойчивому развитию Центра международных и сравнительно-правовых исследований, независимый член совета по устойчивому развитию группы Газпромбанка. Однако в России благодаря энергии молодых управленческих команд и большему количеству в них женщин – независимых директоров, чем это принято, например, в Старом свете, изменения происходят динамичнее, компании ведут себя гибче. С ним согласна Регина фон Флемминг, независимый директор ПАО «Совкомбанк» и ПАО «МТС». По мнению западных экспертов, ESG-изменения в России идут при поддержке государства. И если в 2019 году другие участники этого рынка говорили о полном ее отсутствии, то сейчас ситуация поменялась – поэтому перспективы упрочения нового управленческого комплекса у России очень хорошие.
По озвученным на конференции данным, в России уже 89 процентов компаний включили ESG-повестку в свою стратегию.
Факторы влияния
Аналитик ВТБ Капитал Владимир Скляр подчеркнул, что главное событие, повлиявшее на этот рынок, – сформировавшаяся цена на углерод:
– Цены очень сильно разнятся – от 130 долларов в Швеции до 10 центов в Польше, но цены на углерод есть и в Казахстане, и в Украине, и во многих других странах, которые не является апологетами устойчивого развития. В любом случае уже через 5 лет (неважно, есть в стране национальная система торговли выбросами или нет) все компании, которые хотят сохранить доступ к мировым рынкам капитала и к международным рынкам для поставок собственной продукции, будут вынуждены оплачивать свои выбросы углерода. Это очень серьезно повлияет на экономику мира.
Кроме прочего, участие в «зеленых» проектах в пределах 1-2 % влияет на стоимость вложенного капитала. «Зеленое» все больше приветствуется. И скоро компании, которые будут игнорировать «грязные» процессы и технологии, гонясь за сиюминутной прибылью, просто будут отрезаны от мирового финансирования и потеряют рынки сбыта своей продукции, считает эксперт.
Велика в этих процессах роль советов директоров. И если в совете есть отдельный комитет (а иногда привлекают и внешних консультантов) или пусть даже отдельный человек, который ведет эту тематику, – в любом случае это гарант, что политика социальной ответственности в компании существует и соблюдается.
Эксперты также сошлись во мнении, что для эффективной реализации целей очень важно увязать KPI менеджмента с исполнением задач по УР и ESG.
Рассмотрение практических примеров по внедрению ESG-практик внутри компании стало основной темой дискуссии в последней сессии конференции «ESG и устойчивое развитие».
Своим опытом поделились специалисты в области устойчивого развития и ESG в России:
- Виктория Блатова, руководитель направления ESG, АФК «Система»
- Мария Шипицына, начальник управления, управление по устойчивому развитию, ПАО «Энел Россия»
- Дарья Гончарова, директор по устойчивому развитию, «Полиметалл»
- Дарья Григорьева, руководитель по устойчивому развитию, УК Полюс
- Светлана Ивченко, директор департамента устойчивого развития, ПАО «ГМК «Норильский никель»
- Елена Короткова, старший менеджер по работе с инвесторами, управление по коммуникациям и работе с инвесторами, «Северсталь»
- Елена Деева, начальник отдела по устойчивому развитию, ПАО «Группа ЛСР»
- Ольга Майорова, руководитель направления по устойчивому развитию и ESG, Petropavlovsk PLC
- Ярослава Врубель, руководитель ESG, ММК.
Уникальность мероприятия обеспечил формат b2b. По словам организатора конференции Оксаны Шевченко (Operations and Marketing Regent Capital Communications), программа дискуссии удачно сочеталась с практикой, конкретными примерами представителей различных секторов экономики, которые уже внедряют ESG-функции в своих организациях. Встреча дала возможность понять позицию регулятора и получить рекомендации от Банка России и Московской биржи.
Главное, что повестка ESG перестает быть опциональной и выходит на первый план в коммуникациях инвесторов и бизнеса.
Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: