Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальные инвестиции
701
Читать: 9 мин.

Не акция — стиль работы

Екатерина Громова,
старший преподаватель кафедры журналистики филиала МГУ им М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Речь запускаем и разгоняем

Девочка сидит в мягком кресле – мешке, смотрит на меня и кажется, что её долгий взгляд может остановить время, или, во всяком случае, его замедлить.

Мавиле пятнадцать и у нее аутизм. Она не отвечает на мои вопросы. Думаю, не разговаривает вообще…

А она вдруг встает, идет к столу, за которым тьютор раскладывает учебные карточки. Начинает водить пальцем по картинкам и произносит: «А-пе-ль-син, са-по-ги, м-яч». И голос её звучит издалека, как через марлевую маску в двадцать два слоя… Её не особо заботит мое удивление. Мавиле продолжает глухо и едва слышно: «Звез-да, ма-ши-на, гру-ша»…

Мавиле с тьютером

Мама несколько лет назад привела Мавиле и её брата в логопедический центр «Территория речи». Здесь детей учат говорить.

Оксана Исакова, психолог, директор «Территории речи», мама двух особенных детей: «Когда наступает подростковый возраст, то у многих родителей просто опускаются руки и заканчиваются все ресурсы. Они думают: «Ну зачем ещё деньги вкладывать? И так все ясно». И тут важно подхватить ребёнка и показать, что он может больше, чем они думают. Родителям нужна помощь, когда они обессилены. Детям, разумеется она нужна всегда. В общем, мы здесь запускаем и разгоняем речь».

Иван Корсун, специалист по игровой логопедии. Неужели бывают такие высокие педагоги? Прямо центровой на баскетбольной площадке. Иван предупреждает, что у него на разговоры две минуты. А потом занятие без посторонних глаз. Он работает с ребёнком индивидуально, также, как раньше занимались с его собственным сыном. «Мой сын заговорил, в 4 года была первая осмысленная фраза», — говорит Иван.

Двухлетний Ярослав торопится снять сапожки, и падает на пол, это не его дело – ждать, он хнычет и вырывается из маминых рук. Специалист по сенсорной интеграции с ним будет заниматься в зале, где на 60 квадратных метров десяток колец, лестниц, качалок, перекладин, гамаков и скалодромов — все это нужно для развития сенсорной системы ребёнка. Чем больше малыш чувствует своё тело, тем легче ему начать говорить, считают логопеды. Сенсорная «комната совы» стимулирует доречевой этап развития малыша. «А вам не рано сюда?» – спрашиваю Марину Орлову, маму Ярослава. Но она боится опоздать. Старший брат мальчика в этом возрасте уже строил предложения. «Хочу, чтобы Ярослав ходил в детский сад, умел общаться и ему было комфортно, а раз он не говорит, как я могу его от себя отпустить? Да и он боится всех вокруг – и детей и взрослых» – поясняет Марина.

Какая мама молодец, что все это заметила…

Мечта Оксаны Исаковой — создать САД ЖИЗНИ – территорию на природе, куда для реабилитации могли бы приезжать родители с особенными детьми. Дети – диагностироваться, лечиться, учиться и даже пытаться работать, а родители – приходить в себя. «Бизнес очень тяжело «поднять» на эту тему, – говорит Оксана, – ведь в крымских школах нет даже ресурсных классов, где бы переживали трудное для учёбы время обострения дети с аутизмом. У министерства образования руки до этого не доходят, а симферопольское бизнес-сообщество слишком далеко от этого, ему легче предложить нашим детям на новый год подарки или оказать адресную благотворительную помощь – купить кому-нибудь инвалидную коляску. Но и за это спасибо».

В коридоре родители ждут детей. Ребята выходят из кабинетов, кто-то медленно и громко разговаривает, кто-то кричит и понятно, что крик – это попытка сказать. Мальчик лет десяти прислоняется спиной к стене, гладит укрепленную на ней поверхность тактильных ковриков и хохочет. Ему нравится, как рука попадает между неровностей, а резиновые выпуклости щекотят спину. «Говори тише, – делает замечание мама, – Тиша тебя слышит».

Тиша тебя слышит

Тиша – это щенок, которого обнимают руки взрослого человека – логотип благотворительного фонда «Особый взгляд». Лилия Алимова, мама девочки Мавиле, которая говорит тихо, но правильно, – его директор. «Территория речи» – основной партнёр фонда.

«Когда изоляция в начале пандемии была строгой, у нас шёл проект «В доступе», – рассказывает Лилия. Занятия были в интернете, а учебные пособия мы, как волонтеры, развозили по домам». Тогда «Особый взгляд» поддержали Фонд президентских грантов и «Территории речи».

Родители особенных детей стараются держаться вместе. Кукольный театр и цирк предлагают бесплатные билеты. «Мы приходим вместе. И мамы не стесняются, потому что мы сидим в зале рядом, у всех сложные дети. «Вместе легче чувствовать себя комфортно», – говорит Лилия. – Обществу нужно объяснять, что жизнь может быть иной, такой, как у наших детей». Волонтёры «Особого взгляда» проводят учебу для стоматологов и парикмахеров. Объясняли, как уговорить особенного ребёнка сесть в кресло, а детей приучали не бояться инструментов, чтобы они понимали, что будет происходить, и не паниковали.

Самый социализирующий проект фонда – «Учусь работать». Фонд организовал экскурсии на мебельную фабрику, на комбинат мороженого, на предприятие, где делают игрушки, в сыроварни, зоопарк, типографию. Не каждому здоровому школьнику повезёт увидеть все эти производства. Сотрудники были предельно терпеливы, гостеприимны и галантны. Проводили индивидуальные занятия по освоению трудовых навыков. И в результате двое наиболее самостоятельных ребят вышли на работу: занимались подготовкой праздника, убирали залы для торжеств, комплектовали подарки. Мальчишки с задержкой развития устроились на работу через центр занятости. «Задача фонда – научить детей жить со своими особенностями в этом мире», – говорит Лиля Алимова.

В летнем трудовом лагере

Но самым незабываемым был, конечно, летний трудовой лагерь. Ребята провели две недели в отеле «Дискавери» в Кастрополе. Их учили убирать в номерах, подсобных помещениях, работать на кухне и в прачечной. С ними были логопед и специалисты по поведенческой терапии, психологи помогали мамам лучше понять своих детей. Многие женщины первый раз в жизни отдохнули у моря, а с детьми в это время были тьюторы.

Анастасия Лесникова, нейропсихолог

«Я пришла к дизайнерам с мировым именем – Богдану и Анне Грин, и попросила найти для наших ребят работу, – говорит Анастасия Лесникова, руководитель фандрайзингового направления «Особого взгляда» и нейропсихолог, – Сейчас моделируем сотрудничество. Возможно, наши подростки будут работать с мелкими деталями».

«В этом году «Особому взгляду» исполняется пять лет, и симферопольский ТРК «CENTRUM» предложил разместить выставку работ наших детей. Она и сейчас там. Сходите, посмотрите», – говорит на прощание Лилия Алимова.

Когда торговый центр становится выставочным залом

Меня встречает Елена Райгородская, менеджер отдела маркетинга «CENTRUM». Даже по рекламе, которая висит на билбордах по городу, понятно, что у этого торгово-развлекательного комплекса к посетителям особый подход. Похоже, ставка на интеллектуалов: модели в зрелом возрасте, стилизованное ретро, авторский плакат, никаких пошлых фото и прямых рекламных посылов. Совсем непривычно для торгового центра, где внутри все блестит, сверкает, движется и соблазняет, но внешняя реклама скорее камерная, чем эпатажная.

Для особенных детей «CENTRUM» предложил и особенный киносеанс – со сниженными звуком и светом, ведь многие ребята с аутизмом боятся темноты. 20 семей пришли в кинотеатр, многие в первый раз.

Провели выставку особенного художника, десятилетнего Паши Никульченко. Он рисует космос на бумаге больших размеров. На персональную выставку ребенка-аутиста пришли много гостей. Паша и его родители чувствовали себя звездами. Этажом выше организовали выставку рисунков, условием участия в которой было изобразить свою мечту. Мальчик из Белогорска играет на флейте, но нарисовал саксофон, который в итоги и получил, потому что рисунок был лучшим.

Сотрудники «CENTRUM» подготовили аудиогид по аутизму, в котором звучали их голоса. И любой посетитель торгово-развлекательного центра мог сесть в удобное кресло в уютном уголке холла, надеть наушники и узнать об аутизме достаточно, чтобы понять этих детей и их родителей, а также разобраться в тех личных жизненных эпизодах, которые вдруг стало легче объяснить себе самому. 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, разумеется, подсветили этажи торгового центра синим цветом, и все его сотрудники пришли на работу в одежде с синими деталями.

«Статистику акций мы не ведем, у нас это все нон-стоп проходит», — говорит Елена. Потом обещает: «Вот вы уйдете, а я буду вспоминать и досылать вам вдогонку наши события. Мы помогаем абсолютно всем фондам и НКО, которые нас просят о поддержке. Помогли создать команду теннисистов в инвалидных колясках, организуем для них встречи, однажды даже устроили пленэр на нашей крыше. Взрослые рисовали город с высоты птичьего полета. Так что, какие же это акции, раз они продолжаются без перерыва. Это уже стиль жизни». У Елены кабинет забит одинаковыми пакетами, в них – наборы красок и кистей. «Вот, готовимся к очередной встрече с «Особым взглядом». Вместе с ПБК «КРЫМ» всем сделаем подарки».

Елена Райгородская, менеджер по маркетингу

Дерево добра фонда «Крым» «растет» на первом этаже ТРК круглый год. Дети прикрепляют сердечки-желания, «CENTRUM» их выполняет.

Говорю Лене, что подарки, полученные таким образом, часто ссорят детей, будят детскую жестокость, особенно если речь идет о воспитанниках интерната. Т.е. дерево желаний легко превращается в дерево раздора. «А у нас есть правило, – поясняет Елена, – хочет один, получают все.

Мальчик видит себя артистом и мечтает побывать за кулисами театра, но мы ведем туда всех. Он чувствует себя героем – ведь это его идея. Кто- то просится на подводную лодку, везем на экскурсию в Балаклаву, в музей, всех. С ребятами из Лозовского интерната мы ездили и в Тайган, в парк львов».

Мы с Еленой, как по волнам, перемещаемся на эскалаторах между этажами и везде, где есть свободные стены, висят картины. ТРК «CENTRUM» предлагает выставляться крымским художникам без оплаты.

«Петух» Мавиле

Вот, наконец, последний эскалатор и на четвертом этаже выставка, ради которой я пришла – рисунки детей «Особого взгляда». Этой выставкой они поздравили с пятилетием талисмана фонда Тишу. Все очень ярко, без штампов, почти у каждого рисунка есть, ну если не идея, то особый взгляд. «Ух ты, – говорю об одной работе, – Как солнце похоже на осьминога, прямо тянется к нам лучами-щупальцами».

«А петушок вам нравится? – совершенно справедливо восхищается Елена. У птицы тонко прорисовано каждое перышко. – Это шедевр. От такого петуха любая стена светлее станет! Это наша Мавиле рисовала – талантище!». Похоже, речь идет о той Мавиле, которую я тоже знаю…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: