Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
1131
Читать: 8 мин.

Модели и возможные “подводные камни

Юлия Дорожинская, руководитель проекта «Корпоративное волонтерство», тренер УК «Клаудвочер»

От автора:

Хочу поделиться своими мыслями о существующих моделях корпоративного волонтерства,  с  которыми я и мои коллеги из УК «Клаудвочер» познакомилась, работая с различными   компаниями  и предложить вам обратить внимание на некоторые причины возникновения  конфликтных ситуация и нестыковок во взаимодействии с корпоративными волонтерами;  компании и некоммерческих организаций.

Корпоративное волонтерство (добровольчество) – это участие сотрудников в добровольной работе в различных социальных программах при поддержке организации, в которой они работают.

Корпоративное волонтерство набирает обороты во всем мире. Различные компании, крупные и только родившиеся,  создают свои социальные или благотворительные программы, волонтерами в которых являются собственные работники, а также члены их семей или пенсионеры компании.

Корпоративное добровольчество обеспечивает следующие выгоды местному сообществу:

–  расширение знаний, умений и профессионального опыта НКО (в сфере кадрового менеджмента, финансового управления, маркетинга, связей с общественностью);

–  привлечение в программы НКО большего числа квалифицированных добровольцев, что ведет к увеличению масштаба и разнообразия оказываемых ими социальных услуг, а также к сокращению затрат на рекрутинг и заработную плату;

– создание новых партнерских отношений между различными ветвями власти, бизнесом и некоммерческими общественными организациями;

– повышение социальной активности граждан, пополнение их знаний и увеличение возможностей их участия в различных общественных программах;

– обогащение исторического опыта и культурной жизни сообщества.

Выгоды очевидны.

Итак, на повестке дня вопрос: как это происходит?

Во многих компаниях сотрудники самостоятельно участвуют в волонтерских или благотворительных проектах. Кто-то делает это под эгидой НКО, кто-то создает свои волонтерские движения или общества, кто-то помогает индивидуально.

Есть компании, где инициативы сотрудников поддерживаются. Есть компании, где сотрудники сталкиваются с разными административными барьерами и вынуждены скрывать свои волонтерские инициативы. Ситуации бывают разные.

Как и основания для возникновения корпоративного волонтерства в организации разные: требования и традиции западных корпораций (экспатов), развитие и выход на новый рыночный уровень самой компании, определенные требования к бизнесу в обществе, личная инициатива ТОП-менеджмента корпорации, КСО, зарождение волонтерского общества среди сотрудников по их инициативе.

Модели корпоративного добровольчества

На данный момент существуют три самые распространенные модели:

1. «Партнерская модель».

Сотрудники компании участвуют в добровольческой деятельности партнеров из общественных организаций, НКО, БФ, социальных служб и т.д.

Данная модель эффективна в том случае, когда компания заключила договоренности с НКО, основанные на партнерстве, опираясь на профессиональные навыки друг друга.

Зачастую происходит следующая ситуация: компания самостоятельно решает, кому помогать, каким образом это делать, исходя из своих собственных потребностей, запросов и понимания существующей проблематики. Дальше соответствующий запрос в виде программы, проекта, акции идет в НКО: сделайте нам вот так и желательно в короткий срок. Представители НКО, обладающие профессиональной компетенцией в данном вопросе, сразу видят некоторые не соответствия, а порой знают, что данный вид помощи носит временный эмоциональный эффект и не решает поднятую проблему. Возникают так называемые ножницы: с одной стороны НКО заинтересованно в сотрудничестве с компанией, а с другой стороны видит не состоятельность или сложность поставленной задачи.  И, при отсутствии возможности корректировки запроса, либо выполняет заказ, либо просто отказывает компании. В результате появляются недовольства и претензии к позиции друг друга.

Конкретный пример: 2011 год объявлен ООН годом посадки лесов. И большинство компаний стали сажать деревья. При этом запросы звучали так: хотим посадить 500 деревьев, в черте города (это конкретные примеры г. Москвы, Самары). Специализированные НКО знают, что существует определенное время, когда можно сажать деревья, в противном случае деревья не приживутся.

Есть еще 1 большой вопрос: где сажать? Если реализовывать проект в городских парках, то наталкиваемся на существующие условия:

  1. после посадки, деревья необходимо поливать – кто это будет делать? Парк не обладает таким ресурсом.
  2. Выбранные компанией породы деревьев не всегда подходят под посадку в парке. Предлагаемые парком породы деревьев иногда стоят дороже, да и существуют определенные условия высадки: деревья сажают с комом. А это существенно увеличивает стоимость проекта.
  3. Многие парки выставляют свои условия проведения на их территории: дополнительные расходы на размещение кейтеринга, столов, туалетов и т.д. Их тоже надо понять – выделяемый им бюджет не так велик.

В рассмотренном случае компании придется заплатить еще и НКО, за оказываемые услуги.

Реализовать данный проект не так просто, как кажется в самом начале. Они имеет сложную логистику.

Специализированная НКО всегда даст грамотную консультацию: кому необходима помощь на данный момент, где это важнее всего, как правильнее всего начать и реализовать данный проект, какие ресурсы на это потребуются.

И тут возникает вопрос выбора: НКО партнер? Или НКО – оказывает услуги?

В разных вариантах, разные результаты, условия и правила игры. И об этом необходимо договариваться до начала реализации мероприятия и заблаговременно.

2.  «Уникальная корпоративная модель».

Корпорация разрабатывает собственную модель добровольческой деятельности.

Многие компании, а чаще всего крупные корпорации, используют данную модель.

Есть много примеров.
И в этой модели существуют вопросы:

  1. Существует ли система подсчета и обратной связи пользы  реализуемых программ?
  2. Какую стратегию реализации благотворительности выбирает компания: реализовывать короткие акции, закрывая вопросы выбранныхблагополучателей «здесь и сейчас» или большие программы, которые растянуты во времени и рассчитаны на изменение ситуации в целом?
  3. Как выстраивается система работы с корпоративными волонтерами (способы привлечения новых волонтеров, мотивации, поощрения, удержания и выгорания)?

Зачастую выбор сотрудников кому и как помогать не совпадает с видением  волонтерской деятельности самой компании, да и ресурсы компании ограниченны. В подобных случаях мы проводили специальные семинары, на которых заинтересованным сотрудникам рассказывали о корпоративной благотворительности в компании, о проектах, направлениях и о способах участия. Потом каждый сотрудник рассказывал о своих проектах и о тех благополучателях, которым он помогает. Затем проводился совместный мозговой штурм, в результате которого искали общие способы объединения потребности компании и сотрудника.

Пример: компания помогает воспитанникам из детского дома. На семинар пришла группа сотрудников, которые не хотят ездить в детские дома, но они помогают животным из приюта. В результате работы было принято решение: связаться с приютом и рассмотреть возможность посещения детей из детского дома, чтобы совместно сделать что-то полезное: воспитанниками из детского дома, сотрудниками компании. Волонтерская группа заинтересована в таком мероприятии и сама компания не выходит за рамки выбранногоблагополучателя.

3.  «Индивидуальная добровольческая деятельность».

Корпорация поощряет персональные усилия и личные инициативы сотрудников в добровольческой работе.

Данную модель я редко встречала в компаниях.

Есть успешные примеры, когда личная инициатива сотрудника выросла  из индивидуальных волонтерских акций  в  проведение «Недели волонтерства» для всех сотрудников компании, а потом в создание и выделение отдельного бюджета на реализацию волонтерских инициатив.

Чаще это была следующим образом: проводим семинар, или предварительную встречу перед мероприятием и выясняется, что есть несколько сотрудников, которые уже давно систематически  кому-то помогают.

И тут возникают следующие вопросы:

  1. Как узнать про таких сотрудников?
  2. Как компания может поддержать индивидуальную инициативу сотрудника?
  3. Как соблюсти баланс между волонтерской деятельностью и выполняемой должностью сотрудника?
  4. И что делать, когда индивидуальная инициатива вырастает в создание волонтерской группы среди сотрудников. Как управлять этим?

Предлагаю Вам систему, которая возможно, ответит на некоторые вопросы, которые были поставлены ранее или возникли в результате прочтения данной статьи.

Инструменты, технологии и методики организации корпоративной волонтерской деятельности:

Для начала необходимо провести исследование, оценивающее готовность и возможность компании, выявить потенциальных волонтеров. И уже исходя из проведенной работы, разработать формы и методы работы по эффективному привлечению сотрудников к волонтерской деятельности.

1 этап: Выявление исходных предпосылок для реализации программы по корпоративному волонтерству.

Задача этапа: получение информации о характере уже существующих волонтерских инициатив сотрудников компании и выявление предпочтений сотрудников по осуществлению корпоративной волонтерской программы в дальнейшем.

Методы проведения работ:

  • анкетирование сотрудников;
  • изучение существующих проектов и акций компании;
  • интервью с представителями компании или активными сотрудниками.

2 этап: Подготовка программы по корпоративному волонтерству.

Задача этапа: подготовка проекта корпоративной волонтерской программы с учетом основных подходов к  благотворительной деятельности компании и интересов\запросов сотрудников компании.
Программа будет определять ключевые подходы компании к вовлечению сотрудников к участию в благотворительной деятельности через корпоративное волонтерство.

Также программа позволит развивать благотворительную активность сотрудников компании, основываясь на системном подходе.

Методы проведения работ:

– мозговые штурмы с участием специалистов по корпоративному волонтерству, действующих волонтеров  – сотрудников компании;

– консультации с необходимыми специалистами.

3 этап: Подбор конкретных акций и партнеров для реализации программы по корпоративному волонтерству.

Задача этапа: предложение и выбор наиболее адекватных программ и проектов для реализации программы по корпоративному волонтерству.

Методы проведения работ:

– анализ имеющихся благотворительных инициатив и проектов на предмет соответствия принципам программы по корпоративному волонтерству;

– мозговые штурмы с участием представителей компании и специалистов некоммерческого сектора.

4 этап: Обучение волонтеров из числа сотрудников компании принципам осознанного волонтерства.

Задача этапа:  подготовка корпоративных волонтеров к волонтерской деятельности.

Методы проведения работ:

Проведение тренингов/семинаров с сотрудниками компании по тонкостям волонтерской деятельности, основным правилам участия в добровольческих активностях. Занятия, как правило, проводят эксперты некоммерческих организаций, волонтерских движений, психологи НКО.

Результатом четвертого этапа станет приобретение волонтерами навыков и компетенций, необходимых для эффективной деятельности по реализации волонтерских проектов.

5 этап: Участие в реализации  благотворительных  мероприятий в рамках программы корпоративного волонтерства. Практическое применение/внедрение теоретического материала.

Задача этапа: Успешное проведение мероприятия корпоративными волонтерами.

В результате волонтеры смогут грамотно реализовать собственное мероприятие, минимизировать риски срывов программы, получить обратную связь по своей деятельности и наметить следующие шаги, что благотворно может повлиять на мотивацию как уже для действующих, так и для потенциальных волонтеров.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: