«Культура зрения»: как бизнес сможет разглядеть партнера в НКО
Ландшафт поддержки бизнесом социальных проектов за последнее время изменился. Всё чаще стало слышно от региональных НКО, что бизнес предпочитает адресную помощь системной: скажем, хочет покупать конкретные подарки для конкретного детского дома, а не включаться в долгосрочные благотворительные программы фондов. Стоит разобраться, почему так происходит, и понять, как эту ситуацию изменить.
Сейчас, когда благотворительные организации и компании начинают обсуждать сотрудничество на следующий год, эта тема особенно актуальна. Предлагаю рассмотреть ее на примере успешного взаимодействия региональной сети салонов оптики «Культура зрения» и фонда «Менора».
«Культура зрения» принципом социальной ответственности руководствуется с 2017 года. Ведет работу по профилактике и защите органов зрения жителей Свердловской области. Устраивает просветительские беседы с детьми о том, как безопасно использовать гаджеты в повседневной жизни и заботиться о своем зрении ежедневно. Уже несколько лет действует созданный компанией мобильный кабинет врача-офтальмолога – команда специалистов выезжает в города области с набором современного офтальмологического оборудования и бесплатно проводит проверку зрения детей и взрослых из социально уязвимых групп: пожилых, которые находятся на сопровождении социальных работников, детей из социально-реабилитационных центров. К тому же «Культура зрения» поддержала печать пилотного тиража областного «Путеводителя помощи людям старшего возраста» с контактами учреждений социальной политики и некоммерческих организаций, которые вместе создают в регионе экоистему заботы о пожилых.
А в прошлом году компания вышла на новый уровень благотворительности: у нее появился системный партнер – фонд «Менора».
«“Культура зрения” стала партнером фонда “Менора” в 2023 году. 18 подопечных “Меноры” – люди старше 70 лет – бесплатно прошли диагностику у врача-офтальмолога в салонах оптики “Культура зрения”. Бесплатно получить профессиональную консультацию хорошего врача-офтальмолога, который разберется со всеми нюансами зрения пожилого человека, даст рекомендации по сохранению зрения, – это отличная возможность сохранить качество жизни пожилых людей. Благодаря тому, что салоны оптики “Культуры зрения” работают в муниципальных городах, мы смогли предоставить возможность профессиональной диагностики зрения нашим подопечным из других городов области», – рассказала Ольга Саранина, руководитель социальных и материальных программ благотворительного фонда «Менора».
Почему системная благотворительность выгоднее адресной
Александра Копылова, управляющая компании «Культура зрения», объяснила, как они пришли к системным проектам: «Наша компания безусловно, всегда оказывала и продолжает оказывать адресную помощь, которая требуется здесь и сейчас. Есть запрос – мы его отрабатываем. Но в какой-то момент поняли, что нельзя действовать только дискретно – нужно выйти на системную работу. Для бизнеса это, во-первых, возможность создания хороших информационных поводов о себе в интернете, средствах массовой информации. А во-вторых – это аудитория, которая появляется в процессе регулярной социальной деятельности. Нам нужно находить новые способы коммуникации с аудиторией, и на первое место здесь выходят такие показатели, как уровень доверия к бренду, уровень лояльности. Это сегодня становится актуальной задачей для бизнеса, предлагающего свои товары и услуги людям. Когда человек принимает решение о совершении покупки, он делает не только рациональный выбор, основанный на цене, но еще и эмоциональный, основанный на репутации бренда. И некоммерческие организации-партнеры могут помочь сформировать тот репутационный портфель, который поможет компаниям взаимодействовать с потребителями на новом уровне. НКО являются проводниками между бизнесом и обществом».
Как выстроить партнерские отношения компанией и НКО
По отношению к бизнесу НКО делятся на два вида: одни просто хотят, чтобы им помогли, но при этом ничего не предлагают взамен, а другие готовы сотрудничать с бизнесом вдолгую на взаимовыгодных условиях.
«Деньги ни один разумный бизнесмен просто так не отдаст, – справедливо утверждает Александра Копылова. – Чтобы он решил стать инвестором социального проекта, ему нужен адекватный запрос от НКО. Все запросы, которые приходили к нам в течение, наверное, четырех или пяти лет до ковида, были адресные – на материальную помощь. И это были рассылки по почте. Никто не пришел, не сказал: давайте будем дружить, давайте подумаем, как нам начать работать вместе. И не объяснил, почему социальная инициатива, которую он предлагает поддержать, будет полезна и нужна нашему бизнесу».
Конечно, прежде чем что-то предлагать компании, нужно непременно выяснить сферу ее деятельности. Чтобы понять, какие соцпроекты могут ее заинтересовать.
В этом отношении сотрудничество «Культуры зрения» с фондом «Менора» – очень хороший пример: у них совпали задачи и ценности, а среди потребителей бренда много подопечных фонда.
«Я знаю, какую социальную проблему решает фонд: улучшение качества жизни пожилых, зачастую маломобильных людей, – отметила Александра. – Я вижу, как он выстраивает систему помощи: предоставляет услуги патронажа маломобильным 70+ людям, защищает их от одиночества, обучает цифровым технологиям, решает проблему сохранения активного долголетия. А социальные проекты нашей компании направлены на то, чтобы улучшить зрение людей, в том числе и пожилых, а значит, и качество их жизни. Я уверена, что наше партнерство с «Менорой» – вдолгую. Мы предоставляем услуги бесплатной диагностики ее подопечным, поздравляем их с праздниками, сотрудничаем с волонтерами организации».
Кроме того, фонд занимается развитием культурно-просветительских проектов: сохраняет историю, создает театральные площадки, современный культурный контент. А у «Культуры зрения» есть проект «Видеть прекрасное», который поддерживает инициативы, связанные с театром, кино и визуальным искусством. Не случайно в этом году компания стала генеральным партнером Фестиваля современной еврейской культуры, которые вот уже 9 лет проводит «Менора» в Екатеринбурге.
«Не менее важна для меня открытая и прозрачная деятельность фонда: сайт, годовые отчеты, социальные сети. И то, что фонд «Менора» – в информационной повестке региона. Все это, конечно же, формирует доверие. Но все-таки в основе нашего сотрудничества – прямые коммуникации, которые позволяют проявить смыслы, совпасть по ценностям и устанавливают эмоциональную связь», – подчеркнула Александра.
Таким образом, практика показывает, что поддержка системных социальных проектов региональным бизнесом растет, если НКО формулирует не адресные запросы на материальную помощь, а варианты партнерства, участия бизнеса в решении близких ему социальных проблем, предоставляет результаты своей деятельности, обращает внимание на информационную открытость и представленность в интернете.
Для построения отношений с бизнесом НКО важно выяснить профиль деятельности компании и сферу ее интересов, чтобы понять, чем они могут быть полезны друг другу. Акцент нужно делать на партнерстве, а не на «дайте денег».
Фото фонда «Менора» предоставлено автором
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: