Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению

КСО в аспекте управления отходами

Бизнес и общество

Ксения Антипова, эксперт

Конечно, покупатель уже давно привык, что упаковка – это незаменимый атрибут любого продукта. Она объединяет способность сохранить целостность содержимого и его качеств и способность коммуникации с производителем, позволяя не только идентифицировать конкретный продукт среди однородных товаров на витрине магазина, но и донести до покупателя, всю необходимую информацию о составе, способе хранения, способе использования приобретаемого товара. 

Но знает ли покупатель, что отходы от упаковки товаров составляют одну треть твердых непромышленных отходов, знает ли о соответствующей политике компаний – главных игроков продовольственного рынка, знает ли о том, что сам может повлиять на минимизацию ущерба окружающей среде?

Для того чтобы получить исчерпывающую информацию в рамках затронутой темы обратимся к отчетности десяти компаний, контролирующих мировой продуктовый рынок (по данным Oxfam’s Behind the Brands ). К компаниям бренды, которых широко известны, в том числе и российскому покупателю: Associated British Food PLC, The Coca-Cola Co., Groupe Danone S.A., General Mills Inc., Kellogg Co, Mars Inc., Mondelēz International Inc., Nestle S.A., Pepsi Co. Inc., Unilever Group.

В ходе анализа отчетности последних в области управления отходами от упаковки можно с уверенностью сказать, что применение инновационного подхода к дизайну и материалам упаковки, в том числе путем использования вторичных и возобновляемых материалов является основным способом достижения существенного экономико-экологический результат. Результата экономико-экологического потому, что политика компании способна не только минимизировать ущерб окружающей среде, но и снизить собственные расходы.

Доказательством этому послужат примеры компаний, открывает же череду действий активная и последовательная работа игроков мирового продуктового рынка в направлении уменьшения веса упаковки.

Так, Mars Inc. стабильно с 2007 года работает над уменьшением веса упаковки на запланированные к 2015 году десять процентов. В ее копилке облегченный вариант картонной упаковки риса Uncle Ben’s, самые легкие на всем европейском рынке стеклянные банки соусов Mars Food’s плюс постоянная работа над модернизацией бутылок Hallmark, итогом которой стало исключение из оборота 3000 тонн пластика на всей территории присутствия бизнеса.

Компании General Mills Inc. удалось сократить на восемьдесят тонн количество соответствующих отходов на Европейском рынке за счет уменьшения толщины картонной упаковки 473 и 500 миллилитровых контейнеров мороженого Häagen-Dazs.

Mondelēz International Inc., изменив дизайн и вес стеклянной банки кофе Jacobs Velvet добилась элиминирования более 4535 тонн упаковки.

Облегченные крышки для бутылок и стеклянных банок Eco Cap, используемые компанией Associated British Food PLC, известной в России по чаю TWINING c 2011 по 2013 годы исключили использование 500 тонн металла.

Систематическая работа компании Danone в течении восьми лет, с 2004 по 2012 годы над сокращением веса 600 миллилитровых пластиковых бутылок бренда Mizone с 40 до 28.5 грамм позволила исключить использование свыше 8500 тонн PET (полиэтилентерефталат, ПЭТ).

Инициативы по уменьшению веса упаковки компании Pepsi Co. Inс. в 2013 году позволили сохранить приблизительно 110 миллионов фунтов или 49895 тонн упаковочных материалов и уменьшили годовые расходы компании на сумму свыше 55 миллионов американских долларов. И это только за 2013 год, тогда как последовательно проводимая в течении последних пяти лет политика компании по уменьшению веса упаковки способствовала исключению из оборота 95 тонн упаковочных материалов в день на протяжении этих лет.

Ко всему вышеизложенному особый интерес представляют данные компании The Coca-Cola Co. за их взаимосвязь с выбросами СО2. Так, в соответствии с отчетом Corporate responsibility and sustainability 2013, в 2013 году компания снизила выбросы СО2 на 21800 тонн в том числе за счет уменьшения на всей территории присутствия веса пол-литровых PET бутылок с 24.7 грамм до 21.7 грамм, что позволило исключить выброс 1500 тонн СО2; уменьшения веса больших PET бутылок и нового дизайна более легких и невысоких крышек для них же на территории Великобритании и Бельгии – 800 тонн СО2; уменьшения веса вторичной упаковки, такой как пленка и полного отказа от картонных лотков – 4000 тонн СО2. И это не предел ведь компания планирует и в дальнейшем планирует работать над уменьшением веса полностью подлежащих утилизации бутылок, крышек и алюминивых банок (менее 10 грамм сегодня весят стандартные 330 миллилитровые банки).

На ряду с уменьшением веса упаковки компании также активно работают над внедрением новых материалов и поиском альтернатив для традиционных вариантов упаковки.

Например, эксперты компании Unilever совместно с учеными и поставщиками разработали новые материалы, сократившие количество слоев традиционной обертки мороженного Twister, Paddle Pop и Fruttare и уменьшившие ее толщину. К сожалению новых данных в отношении данной разработки Unilever пока не представил, но в соответствии с информацией на официальном сайте компании, где говорится о начале использования этих материалов в 2012 году, по завершению внедрения последних, предполагается экономия порядка 1.3 миллионов американских долларов и 530 тонн упаковочного материала.

Компания Мars Inc., за счет новой, появившейся впервые в 2012 году, полностью подлежащей переработке упаковки Freshpacks для одноразовых напитков (чая и кофе) совместимых с аппаратом Flavia® сократила выбросы парниковых газов на 40 процентов.

Такие компании как: The Coca-Cola Co., Groupe Danone S.A., Nestle S.A., Unilever Group, наряду с компаниями: Ford, H.J. Heinz Company, Nike Inc., Procter & Gamble и World Wildlife Fund (WWF) стали соучредителями объединения Bioplastic Feedstock Alliance, в рамках которого планируется проводить работу по развитию производства пластмасс из растительных материалов (биопластик).

Компании The Coca-Cola Co. и Groupe Danone S.A. также являются партнерами Avantium, компании, работающей над разработкой нового поколения пластика (PEF), состоящего полностью из биомассы. Использование собственной технологии YXY компанией Avantium, а также новое сотрудничество последней (датированное маем 2013 года) с компанией ALPA Werke Alwin Lehner GmbH должно способствовать появлению PEF бутылок на рынке уже в 2016 году. Новая упаковка позволит не только сохранить ресурсы используемые для производство традиционных бутылок; уменьшить расходы компаний на упаковку, но и снизит выбросы CO2 на 70 процентов. При этом использование нового материала бутылок не отразится на качестве продукта, как в период хранения, так и траспортировки.

Пока же работа продолжается один из партнеров Avantium компания The Coca-Cola Co. активно использует PlantBottle™, материал, подлежащий полной вторичной переработке и состоящий на 22.5 процента из растительной основы и на 25 процентов из rPET (переработанный полиэтилентерефталат ПЭТ). По данным компании за 2013 год количество PlantBottle™ в общем объеме бутылок ПЭТ составил 33 процента.

При этом использование растительной основы не ограничивается лишь производством бутылок, так внутренняя упаковка зернового продукта компании General Mills Inc. Cascadian Farm Cinnamon Crunch, предлагаемого на американскои рынке сбыта, по данным отчета компании Global Responsibility 2014 года на 57 процентов состоит из сертифицированных растительных материалов.

В рамках поиска новых альтернатив для традиционной упаковки, можно привести примеры компаний, отказавшихся от использования дорогой по себестоимости и опасной для окружающей среды алюминиевой фольги.

Например, в компании Mars Inc. использованию фольги предпочитают бумагу и пластик, так новая бумажная упаковка без алюминия появилась у таких брендов как: DOUBLEMINT, BIG RED, WINTERFRESH, WRIGLEY’S, SPEARMINT и JUICE FRUIT; пластиковые банки у бренда EXTRA.

Также, благодаря идеи сотрудников компании  Ronald Lettiere и Casey McMillan бумажная упаковка пришла на смену фольгированной индивидуальной упаковки жевательных пластин, тем самым позволив отказаться от использования 83 тонн алюминия (1255 тонн выбросов парниковых газов).

А хорошо известная в России брендами: Alpen Gold, Cadbury, Barni, Dirol, Jacobs, Toblerone, Stimorol, компания Mondelēz International Inc., по данным отчета The Call For Well-being 2013. Progress Report, отказалась от традиционной упаковки шоколада Cadbury Dairy Milk bars фольги и картона в пользу однослойной обертки, что позволило сохранить 1270 тонн упаковки на территории Австралии.

Конечно, поиск альтернатив традиционным вариантам упаковки, уменьшение веса существующей упаковки, разработка новых материалов и видов упаковки не смогут исключить необходимость и возможность использования вторичных и возобновляемых материалов.

При этом, если рассмотренные ранее действия исключительно прерогатива компаний и ее партнеров, то использование вторичных и возобновляемых материалов невозможно без взаимодействия компаний и потребителей.

Осознавая это, игроки продуктового рынка не только информируют покупателей и местное сообщество о действиях, способных минимизировать вред окружающей среде. Это может происходить путем размещения на упаковке этикетки How2Recycle – The Kellogg Co., General Mills, The Coca-Cola Co., или в рамках соответствующего мероприятия, как пример, акция 2013 года компании The Coca-Cola Co. “Happiness Recycled” на фестивале RockNess & the Royal Highland Show в Шотландии, музыкальном фестивале Musilac, во время Braderie de Lille во Франции. При этом также известны и совместные проекты компаний, например, партнерство компаний The Coca-Cola Co. и Tesco в рамках акции “Together We’re Making Recycling Count”, целью которой стало приглашение интернет пользователей оставить заявление взамен на денежный ваучер. За шесть недель акции обращение компаний-партнеров посмотрело семь миллионов посетителей и тридцать семь тысяч человек сделало заявление.

Но и создают инфраструктуру для концентрации использованной упаковки, например, компания Nestle S.A. в рамках программы The Positive Cup Nespresso, установила свыше 14000 точек сбора алюминиевых капсул на территории тридцати одной страны, в пятнадцати странах работает система по сбору алюминиевых капсул на дому.

Компании Pepsi Co. и Unilever ставят интерактивные киоски Dream Machine и Green Redeem соответственно, позволяющие потребителям набирать баллы за утилизацию бутылок и алюминивых банок, с тем чтобы впоследствии получить скидку у компаний-партнеров или же потратить накопленные баллы на благотворительность.

По данным компании Pepsi Co. (GRI Report, 2013) запуск проекта “Dream Machine” (2010 год), новое название “PepsiCo Recycling”(с 2013 года) привел к росту объема переработанного алюминия, ПЭТ и стекла на восемь процентов, с тридца четырех до сорока двух процентов. В целом по подсчетам компании из 9.5 биллиона фунтов упаковочных материалов, используемых Pepsi Co. 4.5 биллиона фунтов перерабатывается покупателями. Добиваться таких результатов компании помогает постоянное увеличение количества установленных контейнеров, образовательные проекты и взаимодействие с колледжами, университетами, школами, бензозаправками, розничными точками продаж.

Независимо от того происходит ли взаимодействие с потребителем напрямую или через третьи лица в области использования вторичных и возобновляемых материалов без него обойтись нельзя. Так известны примеры сотрудничества компании Unilever c неправительственными организациями: CEMPRE (Бразилия), TIMPSE (Таиланд), партнерство в рамках сторонних программ: MetalMatters, RECOUP (RECycling Of Used Plastics Ltd). Альянс Pepsi Co., IBD и Avina Foundation для программы Urban Recyclers (Аргентина); сотрудничество Kellogg Co. и RED Group для программы RED cycle (Австралия). Благодаря взаимодействию компании Danone, а именно ее бренду Bonafont, организации Ashoka и объединения Mundo Sustentable, поддерживаемому фондом Danone Ecosystem Fund появилась сортировочная платформа для организации неформального сбора мусора в Мексике, ставшая новой моделью поставки ПЭТ.

Применение инновационного подход к дизайну и материалам упаковки, использование вторичных и возобновляемых материалов cегодня не возможны и без соответствующего программного обеспечения, поэтому ряд компаний работают и в этом направлении.

Эксперты компании Nestle S.A. в партнерстве с компанией информационных технологий Selerant создали инструмент позволяющий оценивать экологическую составляющую упаковки – Ecodesign for Sustainable Product Development and Introduction (EcodEX). Сегодня EcodEX – это рыночный продукт, сертифицированный в соответствии с ISO 14040-14044, применение которого возможно в производстве еды и напитков.

Компания Mondelēz International Inc. использует собственное веб-приложение Eco-Calculator™  – инструмент помогающий создавать экологичную упаковку путем определения процента переработанного материала, а также определения количества выбросов парниковых газов при ее создании и утилизации.

В 2012 году компания Unilever инвестировала в автоматизацию процесса расчетов, позволяющего определять какие категории продуктов компании (свыше 2000 единиц) оставляют больше всего отходов. Также на сайте компании представлен инструмент Product Analyser, где любой желающий выбрав продукт и интересующую категорию (парниковые газы, вода или отходы) увидит его воздействие на окружающую среду.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что не только компании, но и потребитель ответственны за окружающую среды.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: