Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Устойчивое развитие
Коммуникации и продвижение
Экология
1771
Читать: 8 мин.

Цена ошибки: как социально ответственные компании исправляются после катастроф

Виктория Гнип,
экологический журналист

Стремительное увеличение темпов роста производства с середины прошлого века принесло человечеству не только широкий ассортимент на рынке товаров и услуг, но и глобальную нагрузку на состояние окружающей среды. За последнее столетие в воды Мирового океана попало столько нефтепродуктов, что хватило бы на обеспечение топливом всего мира в течение нескольких лет.

По данным Министерства энергетики, в России нефтяные разливы происходят каждые полчаса, но чаще всего из СМИ нам становится известно о самых крупных катастрофах, виновники которых– известные корпорации. Но каким образом компании-гиганты ликвидируют последствия, и как им в этом помогает КСО?

Норникель и нефтяные реки Красноярского края

В 2020 упоминание “Норникеля” в СМИ было исключительно с негативной стороны. И это неудивительно, ведь на счету компании за год было 3 крупных аварии, которые стали катализаторами экологических катастроф. Завод является главным производителем никеля, палладия во всем мире, а также добывает родий, медь, кобальт и платину.

29.05.2020: разлив 21 тонны дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Росприроднадзор оценил ущерб экологии от аварии в 148,2 млрд рублей.

28.06.2020: слив оборотной технической воды из отстойного пруда хвостохранилища Талнахской обогатительной фабрики в тундру.

12.07.2020: утечка 44,5 тонны авиационного топлива из трубопровода во время перекачки топлива из речной баржи в топливохранилище вблизи поселка Тухард Красноярского края.

20.02.2021: обрушение дробильного цеха и двух галерей на обогатительной фабрике. Трагедия повлекла за собой гибель трех рабочих, пятеро других были эвакуированы. Предприятие принадлежит компании “Медвежий ручей”, входящей в ГМК “Норильский никель”. Причиной является грубое нарушение техники безопасности.

СК возбудил уголовное дело по статье ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, что повлекло за собой смерть двух и более лиц). Директор фабрики Александр Цымбал был задержан.

Аварии произвели резонанс в обществе: в социальных сетях было множество публикаций о катастрофах (например, в аккаунтах Greenpeace Russia и WWF) для привлечения внимания властей, после чего Ростехнадзор провел проверку, а СК завел уголовное дело.

Репутация “Норникеля” – одного из лидеров КСО в России – обязала компанию ввести ликвидационные меры. В Норильске до октября проводились сбор, транспортировка и утилизация 35 000 м³ воднотопливной смеси нефтепродуктов, а в этом году будет внедрен мониторинг пострадавшей местности и разработан план восстановления загрязненной почвы и береговой линии.

В феврале 2021 года “Норникель” согласился выплатить 146,2 млрд рублей за разлив нефтепродуктов на ТЭЦ-3. Это самый большой штраф, который был возложен на российскую компанию за причиненный вред окружающей среде.

Последствия других аварий также ликвидированы. Сотрудники, из-за халатности которых произошли катастрофы уволены, а за территорией ведется постоянное наблюдение.

Стоит отметить, что политика компании направлена на поддержку некоторых принципов устойчивого развития ООН. Так, например, компания заботится о здоровье и благополучии своих сотрудников и медицинских организаций во время пандемии, выделив 10,5 млрд на борьбу с коронавирусом. Также “Норникель” поддерживает регионы и малый бизнес, которые переживают отнюдь не легкий период.

В партнерстве с Polymetal и Deloitte компания борется с гендерным неравенством, запустив проект для поддержки развития женщин в горнодобывающей промышленности Women in Mining Russia (WIM Russia).

В 2019 году “Норникель” получил премию журнала «Сноб» за поддержку экоактивизма и технологическое переоснащение компании.

К 2023 году компания собирается сократить выбросы диоксида серы в Заполярном филиале на 75% в рамках программы «Серный проект». Также, согласно отчету за 2020, у “Норникеля” следующие задачи на ближайшие годы:

● сохранение позиции в первом квартиле интенсивности выбросов парниковых газов;
● достижение высоких темпов роста объемов производства металлов «зеленой экономики» (+30-40% к 2030 г.);
● запуск долгосрочной программы снижения физических рисков и комплексной ESG-стратегии (был начат в 2020).

Ущерб экологии на миллионы от СИБУРа

За последние годы немало поводов для критики было и для завода группы “СИБУР” «Полиэф» – единственного в России производителя терефталевой кислоты (используется для создания пластика) и крупного поставщика полиэтилентерефталата — сырья для пищевой упаковки:

июль 2019 (точная дата неизвестна): в р. Изяк попали неочищенные стоки завода, в результате чего погибло 500 кг рыбы.

09.10.2019: утечка 8 тонн химических отходов повлекла за собой загрязнение благовещенской р. Изяк, которая соединяется с питьевой артерий региона – р. Уфа. СК РФ по республике оценил ущерб экологии на 44 млн рублей.

В СИБУРе вину признали и приняли ликвидационные меры. Это ответственный шаг компании, которая выбрала устойчивый принцип развития. На официальном сайте можно найти цели на ближайшие годы, доказывающие неравнодушное отношение к экологии:

● сократить удельное водопотребление не менее чем на 5%;
● сократить удельные выбросы загрязняющих веществ не менее чем на 5%;
● свести к минимуму попадание частиц пластика в окружающую среду от производства рамках инициативы Operation Clean Sweep;
● сократить удельную массу загрязняющих веществ в сточных водах на 40%;
● утилизировать не менее 50% всех образуемых отходов.

В 2020 году СИБУР начал выпуск «зеленой» ПЭТ-гранулы. В ее производстве планируется использовать около 34 тыс. тонн вторичного сырья ежегодно. Это позволит снизить удельную энергоемкость полимера и добиться снижения выбросов парниковых газов в атмосферу.

Ранее компания запустила программу социальных инвестиций «Формула хороших дел», которая состоит из шести направлений:

● развитие городов;
● образование и наука;
● спорт и здоровый образ жизни;
● охрана окружающей среды;
● культура;
● волонтерство.

Обеспокоенность проблемой аварий в нашей стране не случайна. Зарубежный опыт нефтегазовых компаний показал, как важно заблаговременно и постоянно уделять внимание технике безопасности и инвестированию в предотвращение катастроф (качественному аудиту, укреплению конструкций, контролю состояния оборудования) до того, как случится непоправимое.

Нефтяное пятно размером с государство или авария в ExxonMobil

23.03.1989: в результате аварии на танкере “Эксон Вальдез” компании Exxon Shipping Company в море вылилось 250 тыс. баррелей нефтепродуктов, образовав пятно в 28 тыс. км² (площадь Албании).

Компания взяла на себя ответственность и выделила $4,3 млрд на ликвидацию последствий аварии. Также ExxonMobil выплатила компенсацию 11 тыс. пострадавшим от катастрофы жителям Аляски.

Но еще в 2010 году, по мнению Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), в песке и почве Аляски содержалось около 98 м³ сырой нефти с танкера “Эксон Вальдез”.

Тем не менее, после катастрофы компания приняла меры, которые помогли в дальнейшем избежать новые аварии:

● все суда стали двухкорпусные;
● требования проверки стали намного строже;
● постоянно вводятся новые технологии, и обновляется оборудование.

Также ExxonMobil снижает воздействие на изменения климата, ведь компания занимает одно из лидирующих мест по поставке нефти и газа в мире, что создает большую нагрузку на экологию. Например, повышается энергетическая эффективность и сокращается объем факельного сжигания, вентиляционных и других атмосферных выбросов.

Компания обязалась в течение 10 лет израсходовать до $100 млн на проекты низкоуглеродных технологий, заключив соответствующие соглашения с Национальной лабораторией возобновляемой энергии Министерства энергетики США и Национальной лабораторией энергетических технологий.

Также компания заключила соглашение с Global Thermostat, которая разрабатывает технологии извлечения молекул CO₂ из воздуха, и Mosaic Materials, которая занимается сепарацией углерода из воздуха с помощью металл-органического каркаса.

BP: жизнь после крупнейшего нефтеразлива в истории

Невозможно не упомянуть аварию в Техас-Сити и самый известный случай разлива ГСМ в Мексиканском заливе, который произошел по вине нефтяной компании BP.

23.03.2005: взрыв на нефтеперерабатывающем заводе в Техас-Сити (США). В результате аварии 15 рабочих погибли, более 170 получили ранения. Причинами являлись: нарушение техники безопасности, отсутствие профилактического обслуживания критически важных систем, а также неработающие аварийные сигналы.

20.04.2010: взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon. В Мексиканский залив попало более 5 млн баррелей ГСМ, погибло 11 человек. Площадь пятна достигла 250 тыс. км² (чуть больше Великобритании). Катастрофа повлекла за собой сокращение морского биоразнообразия в регионе на уровне всех экосистем (даже микробных), загрязнение 2092 км береговой полосы.

В СМИ активно освещалась эта тема, что не позволило компании замолчать катастрофу. Власти провели проверки и установили надзор над ликвидацией загрязненной территории.

Такой масштаб разрушений от катастрофы полностью ликвидировать невозможно. Но тем не менее путь устойчивого развития, который выбрала компания задолго (инвестирование в чистую энергетику, в биотопливо, защита человеческих прав) до аварии, помог BP быстрее и успешнее справиться с последствиями как в экономическом, техническом так и в общественном секторе. Спустя несколько лет было выплачено более $12,8 млрд штрафов и компенсаций за нанесенный ущерб природе по Закону о чистой воде (Clean Water Act).

Сейчас BP сотрудничает с 10 университетами по всей России, выплачивая стипендии выдающимся студентам и аспирантам. Также компания поддерживает Политехнический музей, Российское географическое общество, Мариинский театр, Третьяковскую галерею и т.д.

По данным BP, в год в атмосферу попадает около 55 млн тонн углерода. Поэтому одна из целей компании – переход к нулевому выбросу CO₂ к 2050.

А уже к 2023 BP собирается:

● перейти к прозрачной отчетности на всех своих предприятиях;
● снизить на 50% использование метана;
● уменьшить углеродоемкость продукции;
● перенаправить ресурсы от рекламы к привлечению внимания к климатическому кризису.

Активность компаний в области КСО чаще всего вызвана давлением со стороны общества и властей, а также страхом перед новыми авариями. Это волнение обосновано, ведь мы видим, что разливы происходили как 30 лет назад, так и сейчас.

Чтобы обсудить возможные пути решение проблемы аварий, мы обратились к исполнительному директору некоммерческого партнерства “Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр» Алексею Костину. Он выделил несколько мер по усилению контроля, которые помогут нефтегазовым компаниям уменьшить ущерб окружающей среде от их деятельности.

Первой мерой, которую отмечает эксперт является «Принятие «драконовских» мер (помимо штрафов) с обязательным государственным и общественным утверждением (не учитывая советы директоров самих компаний)». Эффективность такого метода можно наблюдать у ExxonMobil.

Также необходимо проведение открытых общественных слушаний с приглашением всех стейкхолдеров компаний, СМИ и всех желающих в рамках подготовки публичной КСО и УР отчетности.

В вопросе предотвращения аварий эксперт считает важным усиление функций и роли технического контроля со стороны Росприроднадзора с его солидарной ответственностью в случае серьезных аварий, а также постоянного общественного экологического контроля со стороны профильных НКО, в том числе и международных, более независимых и потому более объективных.

Еще одной мерой Алексей Костин называет внедрение международных стандартов безопасности, качества и экологичности. Например, OHSAS 18001 (отслеживание рисков несчастных случаев на производстве), ISO  9001 (менеджмент качества) и ISO 14001 (экологический менеджмент).

Говоря о важности экологической ответственности нефтегазовых компаний в рамках КСО, эксперт отмечает, что этот выбор происходит всё-таки по желанию самих компаний и не отменяет вину за ущерб, причиненный природе.

Фото – Pixabay

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: