Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальное предпринимательство
Социальные инвестиции
17908
Читать: 7 мин.

Креативная экономика и провинция: протокол намерений

Екатерина Громова,
старший преподаватель кафедры журналистики филиала МГУ им М. В. Ломоносова в г. Севастополе

Они вежливо слушали.

Потому что образовательные интенсивы позволяют социальным предпринимателям сформировать партнерские проекты, а бонусом становится грантовая поддержка Министерства экономического развития Республики Крым и льготные микрозаймы. В презентации директора Центра развития социального предпринимательства, сертифицированного бизнес-тренера Дениса Богатова пояснялось, что урбанизация – это создание определенной атмосферы для жизни различных категорий населений и часть работы социальных предпринимателей. Богатов предлагал разобраться, совместимо ли решение социальных вопросов и развитие креативной экономики региона.

Со спикером все соглашались, кивали. Но при этом, наверняка, думали, что как-то сложно заниматься инновациями в районном центре Ленино, где из креативных индустрий разве что флюгеры на крышах некоторых домах. А все остальное также, как и в многих других степных поселках городского типа – рынок, так себе дорога, местами подстриженная трава и парочка брошенных недостроев. «Мы заинтересованы, чтобы вы в своей работе использовали и технологии личностного роста, и применяли цифровые технологии. В России акцент ставится на цели устойчивого развития», – настаивал тренер.

Тут одна из слушательниц вступила в дискуссию: «О чем мы говорим, если в поселке, даже нет генерального плана? Какая креативная инфраструктура? У нас все полуразрушено. Нам нужно привлекать в район адекватных архитекторов. Пока ничего не меняется». В ее соседке взыграло чувство справедливости: «А у нас рядом, в Щелкино – меняется. И детский сад построили, и набережную сделали». Представитель местной администрации, молчавшая до этого момента, вдруг оживилась: «Предложения по развитию Ленино висят на сайте уже три недели, и там только два отклика. Вы бы хоть ознакомились!». И вдруг расчувствовалась: «Вы думаете мне не хочется из болота вылезти? Но власть без общественности ничего не сделает, а рутина затягивает».

«Социальные предприниматели – это часть креативной экономики, – говорил столичный тренер. – В России только в 2,3 % случаев развита творческая индустрия в среде социального предпринимательства, за границей этот показатель примерно 10%». Тренер говорил о ремесленниках, о разработке туристических маршрутов. И самое главное – о первом шаге, который нужно сделать. Нужно сформировать сообщество людей, которые готовы менять облик территории проживания. А дело власти –  разрабатывать дополнительные меры поддержки социального предпринимательства. Тренер привел в пример Романа Аранина, маломобильного предпринимателя, который создал под Калининградом для людей с ограниченными возможностями целую территорию с проживанием, реабилитацией и производством.

Все согласились, что перспектива формирования небольших проектов социальных предпринимателей, развивающих территорию, вполне реальна.

Владислав Ганжара

Многое из того, что говорил после директор фонда поддержки предпринимательства Крыма Владислав Ганжара, было приятно для уха и манило реальной перспективой. Например, получение микрокредита – до 5 миллионов рублей, со ставкой 4,75% на три года, либо лизинговая поддержка до 5 миллионов под 6% годовых. Если нет залога, то подключится Гарантийный Фонд. Есть при министерстве и Корпорация развития Республики Крым, которая работает с инвесторами. Есть в Крыму свободная экономическая зона. Нужно просто захотеть и пойти по этому пути. Сделать первый шаг.

Предпринимателям обещали консультационную поддержку в любое время – для этого в Крыму открыты 10 филиалов Дома предпринимателя с горячей линией и профессиональными юристами. В муниципалитетах работают комиссии по предоставлению средств на начало бизнеса в рамках социального контракта, все время появляются новые меры поддержки – и федеральные и местные.

Особая надежда у Фонда поддержки предпринимательства, конечно, на отельеров из Ленинского района. У многих бизнес как на побережье Черного моря, так и Азовского. В Крыму уже создан туристических кластер, в нем 200 предпринимателей. Сегодня на полуострове оформлены еще и агробио-, IT-, транспортный и медицинский кластеры. Через Центр кластерного развития каждому из социальных предпринимателей в год может быть профинансировано по три услуги. Например, сделать сайт предприниматель может за счет государства, вложив только десятую часть своих денег. Государство может оплатить сертификацию товаров и услуг, создание инструментов медиасопровождения и продвижения креативного проекта.

«К примеру, на территории Ленинского района через Центр кластерного развития можно профинансировать фестиваль», – говорит Владислав Ганжара.

Ведь когда-то небезызвестный Казантип родился именно здесь, в стенах замороженной атомной станции.  А фестиваль даст приток туристов. Сегодня на территории отеля «Мрия» на ЮБК запустился акселератор – Академия гостеприимства, и на бесплатное обучение в ней любой из отельеров может подать заявку. В июле Фонд поддержки предпринимательства открыл специальную программу по развитию промышленного туризма, чтобы гости могли посещать объекты, связанные с производством (линии мороженого, лавандовые поля, фермы морепродуктов, виноградники и винодельни). В Доме предпринимателя 50 экскурсоводов получили повышение квалификации за счет государства, ведь аккредитация для представителей этой профессии с 1 июля 2022 года уже обязательна.

Фрагмент дискуссии

И, наконец, грантовая поддержка. В Крыму для социальных предпринимателей она может быть до 500 тысяч рублей. Молодые люди, кому не исполнилось 25 лет, получают отдельные гранты на развитие проекта. 167 тысяч рублей нужно, правда, добавить своих собственных или взятых в кредит, но если такой возможности нет, то фонд микрофинансирования выдаст займ.

Екатерина Савичева, руководитель Центра инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Крыма, говорит, что ее цель – собрать предложения от местных предпринимателей и сформировать образовательный проект под запрос бизнеса. Так есть уже в Крыму проект «Социальные предприниматели крымских деревень». Производителям ремесленных товаров было предложено объединить усилия с туристическими фирмами и на маршрутах Бахчисарайского, Симферопольского района и Феодосии представлять свою продукцию.

И тут посыпались вопросы – предложения. Почему бы не вернуться к фестивалю кайтинга, который проводился в 2008 году, ведь места достаточно на полосе побережья Азовского моря в Ленинском районе? Татарская бухта- одна из самых удобных в мире для обучения и детей и взрослых. Почему бы не оставить часть Щелкинской атомной станции как объект промышленного туризма? Почему бы не освоить анимационный исторический туризм на археологических раскопках курганов боспорских царей? Да и скифские курганы – это памятники мирового уровня…

Долго обсуждали, где должна быть – государственная программа, а где местные власти могут аккумулировать ресурсы и дать разрешение. «Ну уж, дизайн – код территории разработать, без которого сложно развивать туризм, – это точно от общественности зависит», – заметил Денис Богатов.

А во время перерыва меня пригласили в Бирюзовую бухту.

Бирюзовая Бухта

Во время перерыва, потому что от одной гостиницы с участниками круглого стола до другой –  5 минут ходу.

Призеры боксерского турнира

Хоккеисту и марафонцу, Александру Дробышеву (на фотографии первый слева), похоже, трудно остановиться. В Бирюзовой бухте он мечтает построить каток и боулинг.

Постоянно заняты тренировочный и танцевальный залы, где репетируют танцевальные коллективы, приехавшие на Азовское побережье на отдых и проводят турниры. Рядом в селе, вместе с благотворительным фондом «Честь имею» Дробышев восстановил воинский памятник. И дважды провел детские соревнования «Золотая перчатка», памяти героя Великой Отечественной войны летчика-истребителя Василия Платонова, который погиб в бою, освобождая приазовскую землю.

У восстановленного мемориала

Александр – руководитель местного дайвинг-центра. А его жена Ирина – управляющая отелем и практикующий психолог. Все в этом отеле необычно. Сам факт его существования – выдающаяся в море палуба для занятий йогой, малокалорийная еда по просьбе гостей, которые учатся произносить слово биохакинг. Потап и Настя – еноты-полоскуны поджидают зрителей в контактном зоопарке, и бельчата, которых выкормили из соски с первых минут жизни, бегают по Александру как по стволу дерева, но при этом, похоже, воображают, что он – их мама. В офисе скучает белая швейцарская овчарка, лежит под космической картиной, нарисованной хозяином. «Степные виноделы здесь могут собраться», – подсказываю идею еще одного креативного события, когда вижу готовый для приема гостей вполне вместительный винный погребок.

А когда выхожу на смотровую площадку, замолкаю: «Сюда бы студентов художественного училища на пленэр. Им – впечатлений на всю жизнь, а вам картин на все стены»… Азовское море в этой бухте, как колыбель. И не только потому что максимально прозрачное, песчаное и, почти всегда спокойное. Для малышей здесь максимально безопасное пространство. Потому что глубина по пояс начинается от буйка, удаленного от берега почти на 50 метров. Думаю, что мастер-класс по креативной индустрии Александр может проводить самостоятельно. Педагогического таланта у него хватит, и вдохновения тоже. Ведь «подсадил» же он свою жену Ирину на марафонский бег уже после сорока…, и не только ее.

Бирюзовая бухта

Очень многое, кончено, зависит от стартовых условий бизнеса. Супруги взяли отель в управление три года назад. И креативное отношение к жизни помогло им выдержать темп, конкуренцию и установить планку в отельном бизнесе на берегу Азовского моря.

Возвращаемся к круглому столу. Слушатели на флипчарте представляют видение творческого развития своего бизнеса. Креативный кластер в Ленинском районе, после суммы представленных историй, начинает казаться реальным. Гораздо более реальным, чем утром, когда лекция московского спикера только начиналась.

Потому что за каждым серьёзным делом стоит человек… И мечтать –  его естественная потребность.

 

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: