Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
867
Читать: 7 мин.

Корпоративные арт-проекты как составляющая социальной ответственности

Бизнес и общество

Екатерина Карцева, руководитель проекта art2b, организатор арт-мероприятий

– Зачем бизнесу искусство? 

– Изначально можно выделить несколько аспектов: первый – внешние коммуникации, второй – внутренние. Искусство способно формировать сильный бренд, чем давно пользуются ведущие транснациональные компании. Широко известны проекты в области искусства Microsoft, BMW, LEXUS, МТС, YOTA, Admad tea, Gap, Deutsche Bank и многих других. Одни организации используют искусство, как способ выразить и донести корпоративные ценности, другие – чтобы репрезентовать историю компании или ее деятельность. Есть авторитетные западные исследования, например, проведенное New Hampshire Business Commiîee for the Arts и The Internayonal Associayon for Professional Art Advisers (IAPAA), в ходе которого было опрошено 800 сотрудников из 32 организаций, работающих в разных отраслях. 84% опрошенных согласились, что искусство в офисе повышает имидж организации и демонстрирует социальную ответственность, а  65% опрошенных отметили, что искусство помогает выстроить отношения с потребителем.

Таким образом, инициативы в области искусства – это достаточно эффективные инструменты демонстрации корпоративной социальной ответственности, неважно выступает ли компания спонсором художественной выставки, взаимодействует с профессиональным сообществом, поддерживая развитие искусства в своем регионе или организует выставку на своей территории. Все эти инициативы могут значительно обогатить PR портфель компании.

Во внутренних коммуникациях, искусство может быть инструментом укрепления корпоративной культуры, повышения лояльности сотрудников компании, а также их производительности. Раз мы говорим о социальной ответственности, стоит сказать, зачем человеку вообще искусство. Все мы относимся к искусству в целом положительно, но в тоже время воспринимаем его как нечто необязательное.  Тем не менее, ни одна историческая эпоха не знает отсутствия искусства как такового. Оно появилось раньше, чем частная собственность и государство, иными словами, зачем-то оно человеку было нужно всегда. Искусство – это то, что делает человека человеком. Не только с точки зрения того, кто выступает творцом, но и с точки зрения воспринимающего – искусство вовлекает нас в некую игру воображения, создает подлинно человеческие миры из хаоса действительности, приносит удовольствие и эмоциональную разрядку. В офисном пространстве искусство создает гуманистическую среду, снижает стресс и разряжает обстановку, улучшая индивидуальное и коллективное самочувствие.

Учитывая, что 80% стоимости бизнеса – это люди, то финансово оправданно обеспечивать им такие условия, в которых они чувствовали бы себя в офисе как можно лучше. Если, что-то может повысить продуктивность работников хотя бы на 2-3% – это уже целесообразно. Согласно упомянутому исследованию прирост производительности, по отношению к группам, работающим в «пустом» пространстве составил 15%,  а прирост удовлетворения от работы составил 30%. 93,8% респондентов отметили, что с искусством рабочее пространство становится более гостеприимным, а 60,8% из них ощутили стимулирующее влияние искусства на продуктивность и креативность.

– Насколько люди в российских компаниях готовы к подобным инициативам? 

Обратите внимание, что посещаемость музеев и выставок за последние 10-15 лет выросла в разы.  Сегодня ходить на выставки банально модно, в результате возникают такие феномены как «очередь на Серова» и так далее. Причин тому несколько, но очевидно, что обществе существует потребность в искусстве, а люди более восприимчивы и расположены к нему, чем ранее.

Из своего опыта могу сказать, что уже на стадии монтажа выставки всегда отмечается неподдельное любопытство сотрудников, которые сами заводят беседы о том, а что за выставка, кто художник, начинают шутить и дискутировать с коллегами, фотографироваться на фоне работ и выкладывать в соц.сети. Во время демонтажа подходят поблагодарить, выражают грусть от того, что работы увозят, делятся тем, что картины вдохновляли их, помогали легче воспринимать офисную рутину и т.д.

– Расскажите о реализованных вами проектах и как они демонстрировали корпоративную социальную ответственность организаций? 

– Непосредственно сейчас проходит организованная нами выставка к 870-летию Москвы в пространстве Московского Международного Университета. Дело в том, что не только в компаниях, но в любых формализованных пространствах искусство может быть полезным для создания определенной атмосферы и манифестации определенных ценностей. Руководство университета обратилось к нам после маркетингового исследования, в ходе которого организация подобных мероприятий была приведена как пример правильного позиционирования ВУЗа. Московский международный университет является первым независимым высшим учебным заведением в новейшей истории России и позиционирует себя как ВУЗ предоставляющий качественно новый подход к реализации программ высшего образования. Уже названия факультетов весьма необычны, например «Управление крупными городами» или «Предпринимательство в культуре». Художественные выставки на базе ВУЗа в данном случае призваны символизировать уникальный и авторский подход к образованию, творческую обстановку, в которую погружаются студенты, выгодно дистанцировать его от других учебных заведений.

На практике студенты получили возможность комфортно обучаться в окружении оригинальных произведений искусства, лично общаться с художниками, узнавать новое о передовых художественных направлениях и стилях. Выставка проходит в атриуме университета – месте встреч и неформального общения студентов между лекциями. Сейчас мы проводим социологический опрос среди учеников и работников ВУЗа.

Исходя из предварительных наблюдений и устных бесед, наличие художественной выставки по сравнению с ее отсутствием студенты расценивают однозначно со знаком плюс, отмечая, что пространство атриума стало менее скучным,  выставка стала поводом для гордости за свое учебное заведение, констатацией его уникальности и как следствие поводом для рассказов знакомым не из ВУЗа, появилось желание интересоваться искусством, заниматься самостоятельным творчеством. Для студентов кафедры Маркетинга и рекламных технологий в социокультурной сфере в рамках сдачи зачета и для студентов остальных кафедр по собственному желанию подобные мероприятия  – это также возможность прямо на базе университета поработать в интересном проекте, социализироваться в будущей профессии, что может помочь при будущем трудоустройстве.

В 2015 году для Трубной металлургической компании вместе с  event-агентством I See Solutions мы организовывали выставку в стенах офиса, ставшую альтернативой стандартному новогоднему корпоративу, от которого руководство компании в том году приняло решение отказаться. Экспозиция была призвана компенсировать отсутствие мероприятия, создав на 3 недели в московском офисе компании настроение праздника, зимней сказки и приближающихся новогодних каникул для 500 сотрудников, а также гостей и партнеров. Тем самым, выставка стала не просто антикризисной мерой, но  интеллектуальной и необычной заменой стандартных корпоративных мероприятий, которые уже многим порядком поднадоели и не всем кажутся целесообразными.

В 2012 году сотрудничали с компанией «Крайслер Рус», а именно с брендом Фиат 500, который выступил генеральным спонсором социально ориентированного арт-проекта «Человейник New Look» в галерее Photohub Manometr ЦД Artplay. Ключевой темой проекта была толерантность, как терпимое отношение к людям другой внешности, социальной ориентации, национальности и т.д., что корреспондировалось с ценностями бренда Фиат 500. Специально для выставки был разработан специальный слоган «Фиат 500 – подчеркни свою индивидуальность». В рамках этого гибридного социального и арт-проекта состоялся круглый стол «Искусство как язык толерантности», участие в котором приняли представители НКО, муниципальных властей, Общественной палаты РФ, а также двух структур ООН, Юнеско и ЮНЭЙДС. В рамках этого сотрудничества была разработана модель интеграции бренда Фиат 500 в проект. Одной из ключевых наших задач было внедрить бренд в проект таким образом, чтобы это не вызывало отторжения у посетителей, как прямая реклама.

– Каким образом вы формулируете концепцию выставки с заказчиком? 

– Исходя из задач компании разрабатывается  несколько готовых сценариев, из которых в плотном взаимодействии с заказчиком выбираем подходящее. В каждом случае все индивидуально и то, что подходит одним, неприемлемо для других. Например, если на выставке в университете перформативная составляющая по вовлечению студентов к взаимодействию с произведениями приветствовалась, в рамках офисных выставок от этой части нам как правило приходилось отказываться, так как это могло отвлечь сотрудников от выполнения их непосредственных обязанностей. Кроме того, на одних этажах подбор искусства может быть ориентирован на то, чтобы напоминать сотрудникам о тех или иных ценностях компании, подсказывать решения, а на других – создавать вау-эффект перед партнерами или посетителями. Иногда подбор произведений может осуществляться вместе с самими работниками. Ведь именно им виднее, какое искусство наилучшим образом влияет на климат в компании и производительность. Картины, с которыми не хочется расставаться компания может приобрести, компенсировав часть стоимости за счет уже выплаченных за проект средств.

– Каким образом вы оцениваете эффективность ваших проектов? 

– Безусловно, анализируем и оцениваем каждый проект. По каждому мероприятию создается итоговый отчет, в который входят фотодокументация, архивирование приуроченных мероприятий, пресс-клиппинг материалов в СМИ. Отдельное внимание уделяется соц.сетям. Анализируется реакция сотрудников и гостей, фиксируются пожелания, проводятся специализированные опросы.

Об авторе:

 В портфолио Екатерины Карцевой реализованные проекты для таких компаний, как «Крайслер Рус», «Трубная-металлургическая компания», «Сбербанк», Страховая компания «Арсеналъ».  Всего более 50 мероприятий, среди которых проведение эксклюзивных художественных выставок под ключ, благотворительных мероприятий,  мастер-классов по живописи и лекций по искусству, тимбилдинг. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: