Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
1307
Читать: 6 мин.

Как социальные предприниматели меняют жизнь города к лучшему, и зачем им это

Ирина Михайлова,
журналист, копирайтер

Социальными вопросами в России предприниматели занимались еще со времен домов трудолюбия, где людям в трудной жизненной ситуации предоставляли кров, обучали новым профессиям, платили деньги. Системно развиваться социальное предпринимательство в нашей стране начало лишь в начале 2000-х. Сегодня таких предприятий у нас около 6000. Но согласно «Барометру доверия», респонденты из разных стран верят, что именно представители бизнеса сегодня способны решать глобальные проблемы. Как это работает и что дает самим авторам инициатив, мы разбирались вместе с победителями конкурса «Активный город. Соцпредприниматели-2021».

Уже 2 года благотворительный фонд «Добрый город Петербург» и компания JTI Россия проводят конкурс «Активный город. Соцпредприниматели». Он организован для НКО и инициативных групп, которые намерены реализовать социально-предпринимательский проект. Направлений несколько: поддержка взрослых людей с инвалидностью и социальной активности населения, сохранение культурного наследия, охрана окружающей среды. Участники получают помощь от экспертов, а победители – еще и финансирование на реализацию своих инициатив. В этом году общий грантовый фонд составил 525 тысяч рублей.

Инклюзивный онлайн-магазин – на старте

Среди финалистов оказались как и те проекты, что только запускаются, так и те, что уже действовали до конкурса. Онлайн-магазин с жестовой символикой «По рукам» – как раз на старте. Он вырос из социального проекта инициативной группы Светланы Яниной – инклюзивного танцевального коллектива для молодежи с нарушениями слуха и волонтеров. Обучение танцам помогает людям с особенностями освоить новое дело и встретить единомышленников. 

Со временем команда проекта стала также создавать собственный мерч, в дизайне которого используется дактиль, жестовая азбука, и сами жесты. Участники инициативной группы изготавливают свитшоты, толстовки, спортивные костюмы, панамы, кепки, носки и многое другое. А свою продукцию планируют распространять через маркетплейсы, Wildberries, Ozon, Kazan-express. Главная цель создателей проекта – в том, чтобы облегчить интеграцию людей с нарушения слуха в общество и в целом развивать культуру общения на жестовом языке. В бизнес они пришли за решением социальных задач.

«Я рада, что благодаря грантовой поддержке и общим усилиям мы сможем реализовать то, ради чего все это было задумано. В социальном предпринимательстве я пока новичок. Но вижу в этом направлении большой потенциал. Ведь так мы можем не только помогать людям, но делать это гораздо эффективнее и масштабнее. Собственная прибыль дает социальным проектам новые возможности, независимость», – рассказала Светлана Янина.

Посуда из вторсырья 

Проект, которому досталось второе место в конкурсе, – «История одной бутылки» – действует уже около года. Небольшая инициативная группа создала мастерскую Glass Knight, которая перерабатывает около 550 бутылок в месяц (то есть почти 150 кг) и производит из них около совершенно новых 200 изделий: стаканы, вазы, сувенирную продукцию. Участники проекта принимают сырье от поставщиков, подготавливают его для создания изделий и уже затем занимаются производством новой посуды и сувениров, их реализацией. Прибыль пока небольшая – около 45 тысяч рублей в месяц. Руководитель инициативной группы Денис Привальнев даже смущается, когда его называют бизнесменом.

«Пока мы все больше волонтеры, ведь вся наша прибыль в основном уходит на оплату аренды и материалы. Хотя в будущем, я надеюсь, мы будем больше про бизнес», –  отмечает он.

Продвижению проекта в том числе должна способствовать серия видеороликов о производстве посуды и сувениров из вторсырья, ее команда планируют снять на грантовые средства. Сюжеты будут рассказывать не только о самой мастерской, но и о возможности сдать стеклотару на переработку, привлечь внимание петербуржцев к теме экологии и осознанного потребления.

«Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Если больше людей будет задумываться о защите окружающей среды и поймет, что внедрять полезные привычки не так сложно, то мы будем жить в городах с более чистой экологией. Выделенные нам средства мы планируем потратить на рекламу и продвижение своего продукта. Мы надеемся, что серия видеороликов не только сделает мастерскую узнаваемой, но и в мотивируют горожан сдавать вторсырье на переработку», – поделился планами Денис Привальнев.

Прием вещей в обмен на баллы

Абсолютным победителем «Активного города…» стал проект  «Смарт-сервис Tolkovo» от благотворительного фонда «Лепта». Долгое время некоммерческую организацию знали благодаря контейнерам для приема одежды, которые можно было встретить в разных районах города. Но летом этого года команда запустила проект, которым при помощи цифровых технологий стремится перезагрузить рециклинг одежды в России. 

С точки зрения пользователя сервис выглядит как интернет-магазин, в котором привычные товары и услуги можно оплатить ненужными вещами, отправив их на оценку через ближайший постамат.  В зависимости от ценности вещи начисляются баллы. Ими можно оплачивать товары и услуги партнеров сервиса, из расчета – 1 балл равен 1 рублю. 

Представители организации оценивают состояние, актуальность, сезонность, размер вещи, а также ее бренд. Наиболее качественные вещи отправляются в магазины сервиса, благотворительные организации региона. А те, что уже не пригодны для повторного использования, идут на переработку в ветошь на собственный завод в Екатеринбурге.

Таким образом благотворительный фонд «Лепта» создал умный сервис, который позволяет более эффективно использовать ресурс уже произведенных товаров взамен производства новых. Силами фонда каждый месяц удается спасти 200 тонн старых вещей, а 60 тонн из них переработать. Грантовые средства команда направит на продвижение проекта Tolkovo, это позволит узнать о нем более широкой аудитории. Уже в первые месяцы действия сервиса был заметен рост интереса к проекту горожан. Более того, видна положительная динамика: 90 % тех, кто сдал вещи, решают воспользоваться сервисом вновь.

«Прежде чем запустить проект, мы общались со многими коллегами в предпринимательской среде. Многие из них замечают, что в какой-то момент сталкиваются с потерей мотивации для дальнейшего роста. Но когда человек видит, что своим бизнесом он может не только заработать себе на жизнь, но и взять на себя ответственность за других, принести пользу обществу, его дело становится для него неисчерпаемым источником мотивации. Приятно делать то, что работает и приносит благо. Социальное предпринимательство –  это прямой выход в голубой океан, добавление ценности своему продукту, который даже на переполненном рынке будет востребован и вызовет доверие у аудитории», – отметил Дмитрий Карлин, автор проекта.

Что уже реализовано

В прошлом году благодаря конкурсу «Активный город. Соцпредприниматели-2021» были созданы интерактивные путеводители «Все включены» от Ассоциации социальных предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они помогают путешествовать людям с ограниченными возможностями. Музей «Деревня Псоедь» Лужского района разработал тур «Осьминогоу». Проект позволил объединить местных производителей и купить киоск для реализации меда, керамики и фруктовых чипсов. А кейтеринг «Еда спасет мир» организовал серию встреч на тему пищевых потерь. Так сформировалось сообщество людей, которые учатся использовать продукты безотходно через фудшеринг и экономическую кулинарию. Все инициативы действуют до сих пор.

«Наш фонд около 10 лет поддерживает развитие благотворительности, мы реализуем несколько грантовых конкурсов социальных проектов для участников из разных регионов страны, разных возрастов. И несмотря на то, что социальное предпринимательство в России пока не так распространено, видим пристальный интерес нашей аудитории к этой теме. Нас радует, что все больше предпринимателей чувствует личную ответственность за то, что происходит в их городе. Нам важно сделать все, чтобы они не были изолированы друг от друга,  одиноки в своих намерениях. Мы стремимся объединить и поддержать их», – рассказала Анастасия Селезнёва, куратор конкурса «Активный город. Соцпредприниматели». 

Проекты победителей конкурса 2021 будут реализованы в ближайшие месяцы. Следующая кампания приема заявок на конкурс «Активный город…» состоится осенью 2022 года.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: