Филантропия корпораций США в зеркале статистики
Филантропическая деятельность корпораций в США, как, наверное, и в других странах, не ограничивается пожертвованиями их филантропических фондов, если они, конечно, корпорациями создаются. Она гораздо шире и охватывает не только их денежные и материальные пожертвования, но и целый спектр текущих и стратегических акций и инвестиций социального характера, совместно включаемых в последние десятилетия в рамки программ корпоративной социальной ответственности – КСО. Социальные результаты подобных действий корпораций, вероятно, могут по специальным методикам получить стоимостную (денежную) оценку и определенную ее часть следовало бы включить в сумму филантропических пожертвований корпораций. Однако в статистике американской филантропии, которая представлена ежегодными докладами Giving USA, филантропия корпораций отражена лишь поддающимися общепринятой оценке денежными и материальными пожертвованиями, показанными в налоговых декларациях как корпораций, так и их фондов. В этих докладах информация о пожертвованиях корпораций и их фондов, а также ее анализ рассматривается в самостоятельном разделе, наряду с оценкой складывающихся тенденций по проблеме КСО[1].
В 2017 году корпорации и их фонды по данным Giving USA суммарно пожертвовали почти 21 млрд долл., что на 8% больше, чем на год раньше и больше прироста по остальным источникам. Однако, по доле во всех пожертвованиях (410 млрд), корпорации, как и в прошлом, остались на последнем месте с 5% против 70% у индивидов (а вместе с их завещаниями – 79%) и 16% у частных и публичных фондов[2]. Подобная «скромность» филантропии корпораций при огромных размерах их прибыли, достигшей в текущем году рекордной отметки в 2 трлн долл[3]. вызывает регулярную критику со стороны лидеров третьего сектора, а особенно – представителей левой части политического спектра США[4]. Устойчивость общественной критики «скупости» корпораций будет понятна, если иметь в виду, что доля пожертвований в их прибыли в последние 40 лет держалась большей частью на уровне немногим больше 1%, а в последние 10 лет опустилась даже до 0,9%[5],
Однако проблема глубже, чем просто «скупость» корпораций. Ее корни лежат в исходном конфликте интересов их акционеров и филантропии их менеджмента и последующей погоне корпораций за ростом финансовой эффективности на современном остроконкурентном американском и мировом рынке. Важной причиной стала в последние десятилетия привязка оплаты ведущих менеджеров корпораций к росту их прибыли. Существенно также влияние низкой эффективности немалого числа филантропических проектов, вынуждающих корпорации быть более осмотрительными.
Есть точка зрения, особенно популярная среди консервативных аналитиков этой сферы, не только объясняющая, но и оправдывающая «экономность» филантропии частных корпораций. Они утверждают, что корпорации, составляя сердцевину экономики страны, даже обязаны «защищать» свою прибыль от растущих и часто необоснованных претензий филантропии. Неудержимый рост прибыли, мол, необходим, чтобы увеличивать доходы акционеров и своих выдающихся менеджеров, поддерживать занятость миллионов работников и устойчивую оплату и условия их труда, инвестировать в новые предприятия и рабочие места. И разве не являются эти индивидуальные доходы основным источником почти 80% ресурсов американской филантропии? Разумеется, есть стойкие контраргументы левых социальных критиков, и эта, скорее идеологическая, чем экономическая, полемика продолжается уже около полутора веков – с тех пор, как появились современные корпорации и системная филантропия[6].
Проблему «скупости» корпораций стремятся решить в последние десятилетия в рамках программ их «социальной ответственности», «социальной гражданственности», «социальных инвестиций», и анализ путей ее, скорее всего, компромиссного решения заслуживает отдельного рассмотрения.
Как Giving USA оценивает сводную сумму пожертвований корпораций, включая гранты их фондов, составившую в 2017 г. почти 21 млрд?
Корпорации и их филантропические фонды имеют различный правовой статус (первые – коммерческие организации, вторые – неприбыльные организации) и они представляют в силу этого раздельные налоговые декларации, Поэтому сводную оценку Giving USA выполняет в координации с Foundation Center, который издавна ведет статистику всех американских фондов, также основанную на их налоговой отчетности. Проблемой для обеих организаций является традиционное запаздывание (не менее, чем на два года) окончательных данных налоговой статистики в США. Обе организации опираются в своих публикациях 2017 г. на окончательные данные налоговой статистики 2014 г. о пожертвованиях корпораций, дающих право на налоговую льготу (itemized deduction – вычет из налогов за пожертвования, представленные в декларации конкретным списком). Однако вопрос о публикации уточненных оценок в последующие годы они решают по-разному,
Foundation Center дает на своем сайте экономические показатели всех фондов, включая корпоративные, на основе указанных выше данных налоговой статистики 2014 г. и публикует их уточненную оценку лишь на год вперед[7].
Giving USA, используя те же исходные данные, проводит по специальной методике их предварительную оценку на три года вперед, публикуя в своем докладе-2018 оценку предыдущего, 2017 года, для всех секторов филантропии США, в том числе суммарную для корпораций и их фондов[8].
Проводя предварительную оценку пожертвований корпораций в 2015, 2016 и 2017 гг., Giving USA использует разработанную его экспертами эконометрическую модель[9]. Она опирается на данные налоговой статистики 2014 г., и динамику ведущих факторов (переменных), оказывающих влияние на экономику корпораций и их филантропическое поведение. Важнейшими среди этих факторов являются валовый внутренний продукт и прибыль корпораций до налогов, индекс потребительских цен и ряд других общеэкономических показателей. Уточненные оценки общих сумм пожертвований корпораций в каждом из трех названных выше годов корректируются далее с учетом статистики корпоративных фондов, Во избежание двойного счета Giving USA исключает из полученных общих сумм пожертвования корпораций своим фондам, но зато добавляет гранты фондов неприбыльным организациям, принимая эти величины по специально для этих целей уточненным данным Foundation Center.
Для 2017 г. последняя процедура выглядит так. Общая сумма пожертвований корпораций этого года, рассчитанная Giving USA – 19,16 млрд; вклады корпораций в активы своих фондов – 4,88 млрд (вычитаются); гранты корпоративных фондов на сторону – 6,09 млрд (добавляются). Кроме того, к итоговой сумме добавляюся текущие пожертвования корпораций и их фондов в связи со стихийными бедствиями 2017 г. – 0,41 млрд (впоследствии их перезачтут заново по окончательным данным налоговой статистики). Отсюда, уточненная и публикуемая Giving USA сумма пожертвований корпораций США составила в 2017 г. 20,77 млрд (19,16 – 4,88 + 6,09 + 0,41)[10].
Как быть, если исследователя интересуют не только суммарные показатели филантропии корпораций, но и те, что относятся только к их фондам? В этом случае приходится использовать, хоть и запаздывающие, но зато более развернутые данные Foundation Center. По его данным в 2015 г. в США было около 2,5 тыс. корпоративных филантропических фондов. Их активы составляли 27 млрд, пожертвования от них – 5,5 млрд и вклады в их активы (пожертвования им) – 5 млрд. Эти цифры еще раз, но в другом разрезе, демонстрируют отмеченную выше «скромность» филантропии корпораций. Наличие лишь 2500 корпоративных фондов при общем числе бизнесов с корпоративным статусом в США почти 6 млн (активы – 88,2 трлн, прибыль до налогов – 1,8 трлн) говорит о том, что чаще всего филантропические фонды создают наиболее крупные корпорации. Это частично подтверждает и налоговая статистика, показывающая, что корпораций с активами 2,5 млрд и более в США насчитывалось в 2013 г. около 3270 (их общие активы – 72 трлн, прибыль до налогов – 1,3 трлн)[11].О том же говорит и скромное место фондов корпораций среди всех филантропических фондов в США[12]. Общее число последних по сведениям Foundation Center составляло в 2015 г. 86,2 тыс., в том числе независимых (индивидуальных и семейных) – 79,5 тыс.
Анализ корпоративной филантропии, представленный в ежеголных докладах Giving USA, не ограничивается сухой статистикой, подобной той, что приведена выше. Вслед за ней, охватывая основной объем раздела о корпорациях, идет обзор ведущих тенденций, акций и инноваций как филантропической, так социальной деятельности корпораций и их фондов, нашедших отражение в различных опубликованных и заслуживающих доверия источниках. Наиболее массовым источником такой информации являются сообщения в СМИ, на сайтах корпораций, их фондов, неприбыльных оргвнизаций, местных и федеральных властей.
Особое место принадлежит аналитическим отчетам о филантропии и социальной ответственности корпораций, составляемым их профессиональными ассоциациями и членскими организациями, такими как CECP (Committee Encouraging Corporate Philanthropy), действующей с 1999 года, и Conference Board, основанной еще в 1916 году. Важное место в обзоре тенденций корпоративной филантропии Giving USA занимают текущие данные и сводные обзоры информационных, аналитических и исследовательских центров филантропии, таких, к примеру, как Chronicle of Philanthropy, Charity Navigator, Boston College Center for Corporate Citizenship, US Chamber of Commerce Foundation, Center on Nonprofit and Philsnthropy at the Urban Institute, Foundation Center и многих других, включая также ведущие консалтинговые центры корпоративной сферы[13].
Можно ли при таком изобилии и разнообразии источников информации, центров анализа и исследований, отражающих нередко противоречащие друг другу интересы, оценки и мнения организаций корпораций и третьего сектора, сформулировать однозначные тенденции их развития? Понимая сложность этой задачи, авторы раздела о корпорациях в докладе Giving USA-2018 предваряют его аккуратными оговорками (приводят, так сказать, научный disclaimer)[14].
Вот первая из них – при исключительном разнообразии использованной в разделе информации, раздел показывает лишь контекст представленных в нем трендов и иллюстрирует их практические последствия.
А вот и другая, перекликающаяся с первой – не претендуя быть исчерпывающим обзором этого сектора филантропии, раздел является скорее собранием примеров из этой сферы.
Подобный disclaimer впору сделать и автору этой статьи, имея в виду, что в дальнейшем он хотел бы представить основанное на материалах Giving USA и других здешних аналитических центров «собрание примеров» о тенденциях развития корпоративной филантропии США.
Ноябрь-декабрь 2018 г.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: