Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
Экология
Управление
7735
Читать: 9 мин.

ESG для всех – от «чайников» до начальников. Как рассказать просто о сложном

На игру «Три точки опоры» портал «Бизнес и Общество» и компании ЕВМ собрали менеджеров по устойчивому развитию и по связям с общественностью таких компаний, как Serviеr, X5 Group, Ferrero, СИБУР, Полюс и других. Организаторам предстояло через игротехники помочь компаниям эффективно выстраивать ESG-стратегию. 

Лет 20 назад, когда мир еще читал бумажные книги, на полках магазинов появились толстые тома с однотипными названиями: «Компьютер для «чайников», «Программирование для «чайников». Под предметом кухонной утвари подразумевались все, кто был далек от сферы высоких технологий, но хотел бы поучиться. Читатели разбирали книги нарасхват, с трудом перепрыгивали через скакалки заковыристых аббревиатур и терминов, пробиваясь к знаниям, обязательным для современного человека. И даже не представляли, сколько еще вызовов и сюрпризов преподнесет XXI век.

Мчались годы, стремительно менялись технологии, и стало ясно, что самые сложные премудрости не обязательно черпать из толстенных книг, написанных нарочито запутанно. Можно загрузить на гаджет игру с вопросами и ответами и постичь необходимую науку в занимательной и увлекательной форме всего за несколько часов. Так знания усваиваются гораздо лучше. Тем более, что участники игры вовсе не «чайники», а люди, работающие в крупных компаниях над проектами в области ESG и устойчивого развития.

Не только выгода, но и ценности

«Надеюсь, что игра поможет достижению целей, которые ставит штаб-квартира компании», «Хотим проводить образовательные интерактивные мероприятия по ESG для сотрудников, чтобы они узнали, что это такое, и могли взять это в профессиональную жизнь», «Трансформация практик устойчивого развития, коммуникации в этой области – все это главные вызовы эпохи, но как доходчиво, простым языком объяснить это стейкхолдерам?», «Интересно создавать площадку для бизнеса и НКО, готовых сотрудничать, но для этого всем нужны новые знания», «В последнее время наметился сдвиг к социальной повестке, нам нужно донести до коллектива требования руководства и, в свою очередь, объяснить высшему менеджменту приоритет направления и важность ESG-ценностей». Вот такие сложные и разнообразные запросы, основанные на практике и ежедневных потребностях бизнеса, транслировали участники перед началом игры.

«При всех изменениях сохраняются традиционные задачи: экологические, социальные и управленческие, вовлечение людей в эту работу, – сказала ведущая игры Мария Землянухина, руководитель ESG-направления компании ЕВМ. – Но никто из участников не упомянул о рэнкингах и рейтингах. Значит ли это, что компании перестали в это «играть»? На самом деле ESG задумывалось именно как набор метрик, без которых нельзя измерить степень вовлеченности компании в повестку. По сути, – это другая упаковка того, что бизнес делал и раньше, и что называлось КСО. Компании по-прежнему ведут активную деятельность в этом направлении, хотя больше стали ориентироваться на внутренний рынок. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что он может для этого сделать, какую пользу он принес своей компании, и миру, и что это даст ему. Кроме формирования базы знаний, увлекательный формат игры включает творческое мышление, позволяет находить инсайты – красивые функциональные решения, применимые на практике».

«Если говорить про направленность на разные целевые аудитории, – добавила Мария, – то очень важна роль функциональных элит». По её словам, сегодня бизнесу особенно нужны яркие решения, чтобы не просто показать практику ESG в строчке отчета, а действительно сэкономить электричество и другие ресурсы. Топ-менеджмент уже воспринял идею про инвестиционную привлекательность, про то, что ESG заниматься выгодно, поскольку бизнес получает доступ к «дешевым» деньгам. Сегодня же это, по сути, может стать также и философией бизнеса, глубинными ценностными установками, даже без быстрой отдачи от вложенных усилий. Эксперты должны быть в это вовлечены, поэтому разные образовательные продукты появляются для разных функциональных подразделений. 

Супергерой, летающий на парниковых газах 

Участникам предложили две игры. Первая – «ESG-Time» – представляла собой универсальные вопросы, которые можно адаптировать под реалии любого бизнеса. Например, вот кейс для решения конкретных бизнес-задач компании. Есть завод, который вредит экологии местности. Можно его закрыть и получить 100 баллов по E, но тогда рухнет сразу и S, и G. Как лавировать между этими тремя «айсбергами»? Тут следует подумать, выбирая оптимальное решение. Опытные управленцы исходят из взвешенной оценки этих факторов и твердо держат руку на штурвале бизнеса.

Участникам предстояло побывать в роли менеджеров, которым нужно принимать решения, влияющие на все три аспекта ESG, а следовательно, и на бизнес-показатели компании: инвестиционную привлекательность, HR-бренд работодателя, уровень лояльности разных групп стейкхолдеров.

За столами кипела командная работа, участники оживленно обсуждали задания и спорили о правильности ответов. Перед ними стояла задача не столько экзаменовать себя, сколько добывать информацию в игровом формате, в том числе в поисковиках. Правда, поиск в Интернете мог затормозить скорость ответа и отнять очки.

Команды продвигались от простого к сложному: ответы на первые вопросы открывали доступ к следующим этапам игры. Ответы передавались жюри.. Неправильная оценка сигнализировала, что игроку нужно еще подумать, чтобы перейти на следующий уровень. Можно было воспользоваться подсказкой, хотя в этом случае баллы немного уменьшались.

Самую острую дискуссию вызвал вопрос «Что из перечисленного не относится к компоненту S? 1. Подарки сотрудникам на корпоративы. 2. Шифрование рабочей переписки. 3. Приоритет на трудоустройство детей сотрудников. 4. Участие в обязательных субботниках. 5. Выделение средств на поддержку местных НКО».

1 и 3 пункты игроки сразу определили как однозначно не относящиеся к социальной тематике. Ведь подарки никак не развивают кругозор подчиненных, хотя и демонстрируют некоторую заботу руководства, а приоритетное трудоустройство детей сотрудников может расцениваться не столько как ставка на трудовые династии, но и как кумовство.

Не вызвал сомнений и пункт 5 – однозначно относится. А вот как насчет шифрования рабочей переписки и обязательных субботников? Коллективно пришли к выводу, что переписка шифруется для защиты персональных данных работников, а значит, во благо. Ну а если субботники входят в обязанности, то это – уже не S.

Игроки с интересом и выдумкой подошли к описанию различных способов развития территории IT-компанией, решившей обосноваться в малонаселенном северном регионе, рассчитали примерный углеродный след, который оставляет один участник команды за год, и предложили способы по его уменьшению в течение следующего года.

Самым неординарным оказался вопрос о герое нашего времени, который мог бы отстаивать принципы корпоративного управления в рамках концепции ESG. Тут надо было проявить творческие навыки: одна из команд, например, нарисовала парня на велосипеде, в одежде из волокон крапивы, с холщовым шоппером в багажнике, полным овощей и зелени. Супергероя назвали Zorro Waste и наделили суперспособностями – умением применять ресайклинг ко всему вредному, летать на парниковых газах и одним взглядом уничтожать неравенство…

«Отрадно, что команды не просто отвечали на вопросы, но горячо обсуждали решения, – подвела промежуточный итог Мария Землянухина. – Могут быть разные сложности и типы заданий, подходящие под любую компанию. Конечно, для специалистов высокого уровня, знающих, что такое Цели устойчивого развития или рейтинги, все это несложно, а вот у непосвященного человека некоторые задания могут вызвать когнитивный диссонанс. Для данной аудитории мы подобрали вопросы четвертой и пятой категорий сложности. Согласна, что перед игрой необходим небольшой тренинг, а собственно игру оформить в виде теста на проверку полученных знаний».

Любой ответ может быть правильным

Следующая игра «Три точки опоры» строилась на субъективных мнениях экспертов разных компаний и предоставляла игрокам шанс потренироваться в принятии решений на основе ESG-ценностей. Логические задания подтверждали факт, что в ESG не может быть единственно правильного ответа. Решение будет верным, если подбирается под определенную задачу: занять высокое место в рейтинге, повысить инвестиционную привлекательность или лояльность разных заинтересованных сторон, чтобы оставаться в цепях глобальных поставок, улучшить имидж работодателя, чтобы привлечь молодое поколение сотрудников, сохранить природу… Баллы в игре зарабатывались по трем шкалам – соответственно E, S и G.

В качестве примера одно из заданий.  Владелец сетевого ресторана бренда, прекратившего работу в России, должен принять ряд стратегических решений, связанных со стабилизацией ситуации.  Бизнес не может функционировать как раньше из-за сбоя в цепочках поставок и перенастройки финансовой структуры. Следует подготовиться к сокращению объемов, так как с потерей бренда ресторан лишится и клиентов. Как поддержать персонал в сложные времена? Команды единогласно выбрали ответ «Провести встречи с сотрудниками, разъяснить ситуацию, описать меры, которые вы предпримете для сохранения сети, рассказать, чего вы ожидаете от них в непростое для бизнеса время». В итоге оценка HR-бренда улучшилась на 10%, а игроки заработали максимальные 30 очков по шкале S.

В другом задании требовалось придумать наиболее экологически безопасный способ утилизации и переработки электронного и электротехнического оборудования на заводах по переработке отходов.. Две команды выбрали ответ «Максимально возможно автоматизировать процесс переработки мусора, включая использование робототехники, оптической техники и искусственного интеллекта. Это улучшит условия труда на производстве, позволит оптимизировать физический труд и приведет к увеличению престижа профессии сортировщика мусора, привлечет молодых и перспективных специалистов в индустрию». Они получили 30 очков по шкале E и 10 баллов в итоге.

Третья команда сделала выбор в пользу «государственной системы обучения специалистов по переработке отходов, информирования сотрудников о многочисленных рисках, связанных с разборкой отходов электрооборудования, обязательных медицинских осмотрах сотрудников и поощрении социального диалога об условиях труда между персоналом и руководством». Она получила заслуженную «десятку» по шкале S, «пятерку» по шкале G, но полный ноль по E. В результате – итоговые пять баллов. Забота о сотрудниках дело важное и нужное, но вреда природе и людям меньше не станет.

ESG начинается с каждого

Участникам полюбился игровой формат обучения за динамичность, лаконичность и вариативность. В зависимости от аудитории сценарии могут меняться, поле вариантов –­ постоянно сужаться и расширяться. Размышления над предложенными кейсами способны привести к инновационным решениям на практике, мотивировать руководителя или поставить перед ним проблему.

«Я рада, что приняла участие в игре, –­ поделилась впечатлениями Светлана Балаян, менеджер по корпоративным коммуникациям Dr. Reddy’s. –­ Меня не оставили равнодушной ни задания, ни ответы. Она дает возможность погрузиться в контекст ESG, проверить свои знания, узнать, как можно транслировать повестку среди сотрудников. Понравился геймифицированный формат. Он подходит для экспертов, которые долго занимаются этим направлением, достаточно важным в рамках компании, тем более если она имеет международное присутствие, как в нашем случае. Сотрудники должны знать цели, которые ставит перед собой бизнес и управляющий совет компании. Мнения в команде не всегда совпадали, но эти шероховатости сглаживались в процессе оживленной дискуссии. Сообща мы приходим к пониманию, как же все-таки доносить эти знания до людей, как их применять».

«Цель игры – побудить представителей компаний изучать разные аспекты ESG-тематики, вовлекать в профильные проекты сотрудников, – убеждена Татьяна Бачинская, главный редактор портала «Бизнес и Общество», одного из организаторов встречи. – Поэтому мы и стараемся проводить для них игры, тренинги, мастер-классы. Будем надеяться, что эти мероприятия станут достойным вкладом в продвижение темы».

«Мне было очень интересно проводить игру в столь искушенной аудитории, –­ подытожила Мария Землянухина. – Безупречная экспертиза коллег помогла подсветить и откалибровать какие-то вопросы, позволила нам, ведущим, быть в интеллектуальном тонусе. Да, в ESG нет правильных или неправильных ответов, но важно дать людям возможность потренироваться в логике принятия решений.. Было интересно, какие вопросы вызывали максимальный отклик, единодушие сообщества».

ESG начинается с каждого. Когда человек выключает свет на рабочем месте или минимизирует расходы бумаги, воды, он не только приносит пользу планете, но еще и делает экологичнее свою компанию, способствует ее стабильности. Причастность к устойчивому развитию и благотворительности привносят больше смысла в жизнь, особенно в условиях турбулентности. Приобщаясь к более глубинным ценностям, упорядочивая мир вокруг себя, мы лучше и увереннее себя чувствуем.

Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: