ESG для всех – от «чайников» до начальников. Как рассказать просто о сложном
На игру «Три точки опоры» портал «Бизнес и Общество» и компании ЕВМ собрали менеджеров по устойчивому развитию и по связям с общественностью таких компаний, как Serviеr, X5 Group, Ferrero, СИБУР, Полюс и других. Организаторам предстояло через игротехники помочь компаниям эффективно выстраивать ESG-стратегию.
Лет 20 назад, когда мир еще читал бумажные книги, на полках магазинов появились толстые тома с однотипными названиями: «Компьютер для «чайников», «Программирование для «чайников». Под предметом кухонной утвари подразумевались все, кто был далек от сферы высоких технологий, но хотел бы поучиться. Читатели разбирали книги нарасхват, с трудом перепрыгивали через скакалки заковыристых аббревиатур и терминов, пробиваясь к знаниям, обязательным для современного человека. И даже не представляли, сколько еще вызовов и сюрпризов преподнесет XXI век.
Мчались годы, стремительно менялись технологии, и стало ясно, что самые сложные премудрости не обязательно черпать из толстенных книг, написанных нарочито запутанно. Можно загрузить на гаджет игру с вопросами и ответами и постичь необходимую науку в занимательной и увлекательной форме всего за несколько часов. Так знания усваиваются гораздо лучше. Тем более, что участники игры вовсе не «чайники», а люди, работающие в крупных компаниях над проектами в области ESG и устойчивого развития.
Не только выгода, но и ценности
«Надеюсь, что игра поможет достижению целей, которые ставит штаб-квартира компании», «Хотим проводить образовательные интерактивные мероприятия по ESG для сотрудников, чтобы они узнали, что это такое, и могли взять это в профессиональную жизнь», «Трансформация практик устойчивого развития, коммуникации в этой области – все это главные вызовы эпохи, но как доходчиво, простым языком объяснить это стейкхолдерам?», «Интересно создавать площадку для бизнеса и НКО, готовых сотрудничать, но для этого всем нужны новые знания», «В последнее время наметился сдвиг к социальной повестке, нам нужно донести до коллектива требования руководства и, в свою очередь, объяснить высшему менеджменту приоритет направления и важность ESG-ценностей». Вот такие сложные и разнообразные запросы, основанные на практике и ежедневных потребностях бизнеса, транслировали участники перед началом игры.
«При всех изменениях сохраняются традиционные задачи: экологические, социальные и управленческие, вовлечение людей в эту работу, – сказала ведущая игры Мария Землянухина, руководитель ESG-направления компании ЕВМ. – Но никто из участников не упомянул о рэнкингах и рейтингах. Значит ли это, что компании перестали в это «играть»? На самом деле ESG задумывалось именно как набор метрик, без которых нельзя измерить степень вовлеченности компании в повестку. По сути, – это другая упаковка того, что бизнес делал и раньше, и что называлось КСО. Компании по-прежнему ведут активную деятельность в этом направлении, хотя больше стали ориентироваться на внутренний рынок. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что он может для этого сделать, какую пользу он принес своей компании, и миру, и что это даст ему. Кроме формирования базы знаний, увлекательный формат игры включает творческое мышление, позволяет находить инсайты – красивые функциональные решения, применимые на практике».
«Если говорить про направленность на разные целевые аудитории, – добавила Мария, – то очень важна роль функциональных элит». По её словам, сегодня бизнесу особенно нужны яркие решения, чтобы не просто показать практику ESG в строчке отчета, а действительно сэкономить электричество и другие ресурсы. Топ-менеджмент уже воспринял идею про инвестиционную привлекательность, про то, что ESG заниматься выгодно, поскольку бизнес получает доступ к «дешевым» деньгам. Сегодня же это, по сути, может стать также и философией бизнеса, глубинными ценностными установками, даже без быстрой отдачи от вложенных усилий. Эксперты должны быть в это вовлечены, поэтому разные образовательные продукты появляются для разных функциональных подразделений.
Супергерой, летающий на парниковых газах
Участникам предложили две игры. Первая – «ESG-Time» – представляла собой универсальные вопросы, которые можно адаптировать под реалии любого бизнеса. Например, вот кейс для решения конкретных бизнес-задач компании. Есть завод, который вредит экологии местности. Можно его закрыть и получить 100 баллов по E, но тогда рухнет сразу и S, и G. Как лавировать между этими тремя «айсбергами»? Тут следует подумать, выбирая оптимальное решение. Опытные управленцы исходят из взвешенной оценки этих факторов и твердо держат руку на штурвале бизнеса.
Участникам предстояло побывать в роли менеджеров, которым нужно принимать решения, влияющие на все три аспекта ESG, а следовательно, и на бизнес-показатели компании: инвестиционную привлекательность, HR-бренд работодателя, уровень лояльности разных групп стейкхолдеров.
За столами кипела командная работа, участники оживленно обсуждали задания и спорили о правильности ответов. Перед ними стояла задача не столько экзаменовать себя, сколько добывать информацию в игровом формате, в том числе в поисковиках. Правда, поиск в Интернете мог затормозить скорость ответа и отнять очки.
Команды продвигались от простого к сложному: ответы на первые вопросы открывали доступ к следующим этапам игры. Ответы передавались жюри.. Неправильная оценка сигнализировала, что игроку нужно еще подумать, чтобы перейти на следующий уровень. Можно было воспользоваться подсказкой, хотя в этом случае баллы немного уменьшались.
Самую острую дискуссию вызвал вопрос «Что из перечисленного не относится к компоненту S? 1. Подарки сотрудникам на корпоративы. 2. Шифрование рабочей переписки. 3. Приоритет на трудоустройство детей сотрудников. 4. Участие в обязательных субботниках. 5. Выделение средств на поддержку местных НКО».
1 и 3 пункты игроки сразу определили как однозначно не относящиеся к социальной тематике. Ведь подарки никак не развивают кругозор подчиненных, хотя и демонстрируют некоторую заботу руководства, а приоритетное трудоустройство детей сотрудников может расцениваться не столько как ставка на трудовые династии, но и как кумовство.
Не вызвал сомнений и пункт 5 – однозначно относится. А вот как насчет шифрования рабочей переписки и обязательных субботников? Коллективно пришли к выводу, что переписка шифруется для защиты персональных данных работников, а значит, во благо. Ну а если субботники входят в обязанности, то это – уже не S.
Игроки с интересом и выдумкой подошли к описанию различных способов развития территории IT-компанией, решившей обосноваться в малонаселенном северном регионе, рассчитали примерный углеродный след, который оставляет один участник команды за год, и предложили способы по его уменьшению в течение следующего года.
Самым неординарным оказался вопрос о герое нашего времени, который мог бы отстаивать принципы корпоративного управления в рамках концепции ESG. Тут надо было проявить творческие навыки: одна из команд, например, нарисовала парня на велосипеде, в одежде из волокон крапивы, с холщовым шоппером в багажнике, полным овощей и зелени. Супергероя назвали Zorro Waste и наделили суперспособностями – умением применять ресайклинг ко всему вредному, летать на парниковых газах и одним взглядом уничтожать неравенство…
«Отрадно, что команды не просто отвечали на вопросы, но горячо обсуждали решения, – подвела промежуточный итог Мария Землянухина. – Могут быть разные сложности и типы заданий, подходящие под любую компанию. Конечно, для специалистов высокого уровня, знающих, что такое Цели устойчивого развития или рейтинги, все это несложно, а вот у непосвященного человека некоторые задания могут вызвать когнитивный диссонанс. Для данной аудитории мы подобрали вопросы четвертой и пятой категорий сложности. Согласна, что перед игрой необходим небольшой тренинг, а собственно игру оформить в виде теста на проверку полученных знаний».
Любой ответ может быть правильным
Следующая игра «Три точки опоры» строилась на субъективных мнениях экспертов разных компаний и предоставляла игрокам шанс потренироваться в принятии решений на основе ESG-ценностей. Логические задания подтверждали факт, что в ESG не может быть единственно правильного ответа. Решение будет верным, если подбирается под определенную задачу: занять высокое место в рейтинге, повысить инвестиционную привлекательность или лояльность разных заинтересованных сторон, чтобы оставаться в цепях глобальных поставок, улучшить имидж работодателя, чтобы привлечь молодое поколение сотрудников, сохранить природу… Баллы в игре зарабатывались по трем шкалам – соответственно E, S и G.
В качестве примера одно из заданий. Владелец сетевого ресторана бренда, прекратившего работу в России, должен принять ряд стратегических решений, связанных со стабилизацией ситуации. Бизнес не может функционировать как раньше из-за сбоя в цепочках поставок и перенастройки финансовой структуры. Следует подготовиться к сокращению объемов, так как с потерей бренда ресторан лишится и клиентов. Как поддержать персонал в сложные времена? Команды единогласно выбрали ответ «Провести встречи с сотрудниками, разъяснить ситуацию, описать меры, которые вы предпримете для сохранения сети, рассказать, чего вы ожидаете от них в непростое для бизнеса время». В итоге оценка HR-бренда улучшилась на 10%, а игроки заработали максимальные 30 очков по шкале S.
В другом задании требовалось придумать наиболее экологически безопасный способ утилизации и переработки электронного и электротехнического оборудования на заводах по переработке отходов.. Две команды выбрали ответ «Максимально возможно автоматизировать процесс переработки мусора, включая использование робототехники, оптической техники и искусственного интеллекта. Это улучшит условия труда на производстве, позволит оптимизировать физический труд и приведет к увеличению престижа профессии сортировщика мусора, привлечет молодых и перспективных специалистов в индустрию». Они получили 30 очков по шкале E и 10 баллов в итоге.
Третья команда сделала выбор в пользу «государственной системы обучения специалистов по переработке отходов, информирования сотрудников о многочисленных рисках, связанных с разборкой отходов электрооборудования, обязательных медицинских осмотрах сотрудников и поощрении социального диалога об условиях труда между персоналом и руководством». Она получила заслуженную «десятку» по шкале S, «пятерку» по шкале G, но полный ноль по E. В результате – итоговые пять баллов. Забота о сотрудниках дело важное и нужное, но вреда природе и людям меньше не станет.
ESG начинается с каждого
Участникам полюбился игровой формат обучения за динамичность, лаконичность и вариативность. В зависимости от аудитории сценарии могут меняться, поле вариантов – постоянно сужаться и расширяться. Размышления над предложенными кейсами способны привести к инновационным решениям на практике, мотивировать руководителя или поставить перед ним проблему.
«Я рада, что приняла участие в игре, – поделилась впечатлениями Светлана Балаян, менеджер по корпоративным коммуникациям Dr. Reddy’s. – Меня не оставили равнодушной ни задания, ни ответы. Она дает возможность погрузиться в контекст ESG, проверить свои знания, узнать, как можно транслировать повестку среди сотрудников. Понравился геймифицированный формат. Он подходит для экспертов, которые долго занимаются этим направлением, достаточно важным в рамках компании, тем более если она имеет международное присутствие, как в нашем случае. Сотрудники должны знать цели, которые ставит перед собой бизнес и управляющий совет компании. Мнения в команде не всегда совпадали, но эти шероховатости сглаживались в процессе оживленной дискуссии. Сообща мы приходим к пониманию, как же все-таки доносить эти знания до людей, как их применять».
«Цель игры – побудить представителей компаний изучать разные аспекты ESG-тематики, вовлекать в профильные проекты сотрудников, – убеждена Татьяна Бачинская, главный редактор портала «Бизнес и Общество», одного из организаторов встречи. – Поэтому мы и стараемся проводить для них игры, тренинги, мастер-классы. Будем надеяться, что эти мероприятия станут достойным вкладом в продвижение темы».
«Мне было очень интересно проводить игру в столь искушенной аудитории, – подытожила Мария Землянухина. – Безупречная экспертиза коллег помогла подсветить и откалибровать какие-то вопросы, позволила нам, ведущим, быть в интеллектуальном тонусе. Да, в ESG нет правильных или неправильных ответов, но важно дать людям возможность потренироваться в логике принятия решений.. Было интересно, какие вопросы вызывали максимальный отклик, единодушие сообщества».
ESG начинается с каждого. Когда человек выключает свет на рабочем месте или минимизирует расходы бумаги, воды, он не только приносит пользу планете, но еще и делает экологичнее свою компанию, способствует ее стабильности. Причастность к устойчивому развитию и благотворительности привносят больше смысла в жизнь, особенно в условиях турбулентности. Приобщаясь к более глубинным ценностям, упорядочивая мир вокруг себя, мы лучше и увереннее себя чувствуем.
Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: