Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

Сотрудничество экомаркировок поможет преодолеть гринвошинг в ритейле

7314
Читать: 5 мин.

Меры противодействия гринвошингу обсудили на международном форуме «Неделя российского ритейла – 2024». Сессию организовали Экологический союз, торговая сеть «Лента» и компания GRASS при содействии Лиги зеленых брендов.

Псевдоэкосертификаты подрывают доверие к экомаркировке

Сегодня в реестре Росстандарта насчитывается порядка 300 систем добровольной экосертификации. В ряде случаев сертификаты выдаются без должной проверки. В результате инструмент экомаркировки становится уязвимым и его эффективность снижается.

Так, исследования 2023 года показывают, что 35% потребителей скептично относятся к маркировкам «эко», 86% стараются проверять заявления компаний об их экоответственности.

Защитить потребителей от гринвошинга помогает законодательство

«Управление по конкуренции и рынкам Великобритании имеет полномочия штрафовать компанию, прибегающую к гринвошингу, на сумму до 10% глобальной выручки. В США регулятор следит за ESG-фондами, которые выбирают объекты для своих инвестиций. Зачастую инвестфонды на практике не всегда полноценно применяют декларируемые ESG-критерии оценки. В качестве ответной меры такой инвестфонд получает штраф», – привел примеры мировой практики Тимур Турсунов, директор Департамента управленческого консультирования ДРТ.

В России правовое поле наиболее развито в сфере регулирования пищевой экопродукции. Так, федеральный закон 2020 года ограничивает использование слова «органик» на продукте, не прошедшем сертификацию по органическому стандарту, закрепленному в ГОСТ 33980-2016. Нарушителям грозит административная ответственность. При этом должного контроля за исполнением закона нет, и написать на упаковке «органик» без последствий по-прежнему может любой производитель. С 1 сентября 2024 года будет регулироваться не только термин «органик», но и «биологический», «экологический», «эко», «био». Использовать их также запрещено без органического сертификата по ГОСТ.

Правовое поле для непродовольственных экотоваров только формируется

«Непродовольственные экотовары законодательно не регулируются, при этом появляются инициативы по разработке нормативной базы. Например, издан ГОСТ для подтверждения обоснованности экологических заявлений бытовой химии, разрабатывается для косметики. Вместе с этим существуют добровольные стандарты ИСО 10420 и ИСО 14021, которые призваны помочь производителю сформулировать грамотное экозаявление. В существующем правовом поле наивысшей гарантией подтверждения экологических характеристик продукции является добровольная экосертификация», – рассказала Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью и экопросвещению Экологического союза.

При этом и для пищевой, и для непродовольственной продукции вопрос государственного контроля за недобросовестными экозаявлениями остается открытым.

Лидерские практики и барьеры в работе с экопродукцией

Эксперты отметили, что на фоне сохранения высокой значимости цены для покупателей главный вызов в работе с экопродукцией – низкая экологическая грамотность.

«У покупателя нет времени разбираться, что подлинно. В связи с этим наша задача – допускать на полку только подлинные маркировки, которые не введут покупателя в заблуждение», – считает Мария Филиппова, директор по связям с общественностью и государственными органами «Ленты».

«Совместно с командой бренда экологичной бытовой химии Gardenica и Экологическим союзом мы записали серию уроков для сотрудников магазина, чтобы они могли проконсультировать покупателей по всем вопросам, касающихся экологичного потребления. Наша компания придерживается высоких экологических стандартов в развитии всей розничной сети. Например, в рамках подготовки к сертификации мы разработали и внедрили ряд практик, которые касаются всех магазинов “Магнит”, и внесли изменения в ряд бизнес-процессов», – поделился опытом Эдуард Костенко, руководитель по экологическим проектам управления устойчивого развития «Магнита».

«Мы приняли решение для всей продукции СТМ использовать упаковку с сертификатом “Лесной эталон” – с тем, чтобы поддерживать вклад в развитии этой повестки в стране», – сообщил Сергей Филиппов, директор разработки СТМ категории ЗОЖ Департамента собственных торговых марок ФТС «Пятёрочка» | X5 Group.

«Несмотря на то что часть потребителей стремится выбирать экопродукты, мы отмечаем низкий уровень знания надежных экомаркировок. Для преодоления этих барьеров необходим PR сертификатов, экологическое просвещение и увеличение роли устойчивого развития в бизнесе», – отметил Андрей Скрыпник, руководитель направления устойчивого развития компании GRASS.

Объединение экомаркировок для регулирования рынка и экопросвещения

По мнению Анастасии Поповой, президента Лиги зеленых брендов, рынок экотоваров растет. В «Магните» также отмечают стабильный тренд на увеличение продаж экопродукции. При этом в ситуации растущего экорынка законодательство не успевает оперативно реагировать на его потребности. Поэтому отраслевое сообщество предложило меры саморегулирования, которые помогут развивать зеленый ассортимент и повышать спрос на экотовары с помощью экопросвещения.

Для этого Экологический союз инициировал объединение участников сертифицирующей отрасли, чтобы выработать единые подходы и принципы добросовестной экосертификации. Так, в рабочую группу вошли «Листок жизни», «Лесной эталон», OneProof, Ecomaterial, BioRus, «Роскачество» и другие организации и эксперты.

Михаил Бабенко, к.э.н, независимый эксперт по устойчивому развитию, презентовал бизнесу «Принципы работы организаций, декларирующих независимую экологическую/устойчивую сертификацию, а также систем добровольной сертификации», проект которых подготовила рабочая группа. В принципы вошли надежность и актуальность стандартов и методик, открытость и прозрачность, законность и надежность проверки, подотчетность и этика.

Эти принципы помогут создавать практические решения для работы с экопродукцией в ритейле, например, реестр рекомендованных экомаркировок, чек-лист для отбора экомаркировок, обучающие материалы и другое. Таким образом, на полках будет больше брендов с надежными экосертификатами. Работа с покупателями станет более эффективной и масштабной благодаря тому, что принципы помогут объединиться разным программам экомаркировки и предложить ритейлу единую программу экопросвещения. Все это будет способствовать росту спроса на продукцию ответственных компаний.

«Сотрудничество экомаркировок позволит повысить доверие к экосертификации как инструменту для снижения нагрузки на окружающую среду. Ритейлу предоставит инструменты для развития зеленого ассортимента и коммуникации с покупателями. Производителям – условия для добросовестной конкуренции. Системам сертификации – стандарты работы. Государству – механизмы для регулирования. В выигрыше останется и окружающая среда, нагрузка на которую будет снижена за счет честной и слаженной работы всех участников рынка», – подчеркнула Юлия Грачёва, к.б.н., директор Экологического союза.

Фото: Экологический союз

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: