Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
1140
Читать: 10 мин.

Александр Гордеев: «Предоставляя сотрудникам максимум свободы, мы повышаем лояльность и делаем их жизнь комфортнее»

Татьяна Бачинская,
журналист, основатель «Бизнес и Общество»

Как связаны сервис и корпоративная социальная ответственность бизнеса, что можно сделать для собственных сотрудников и как это изменит их отношение к компании? Об этом порталу «Бизнес и Общество» рассказал руководитель направления корпоративной социальной ответственности (КСО) Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии Александр Гордеев. Александр занялся КСО полтора года назад, но кроме этого с 2012-го он возглавляет сервисное направление Dell в России, странах СНГ и Западной Европы. Оказывается, одно другому не мешает.

– Александр, что изменилось для вас после нового назначения?

– Почти семь лет моя основная задача в компании – отвечать за сервис. То есть, если вдруг техника ломается (хотя надо признать, у нас отличная техника, но все же, если изредка это случается), тогда вы попадаете в руки уже моих различных подразделений, связанных с диагностикой, ремонтом и всем-всем-всем. Чуть больше года назад меня назначили ответственным за направление КСО для взаимодействия с европейскими и американскими коллегами, которые курируют это же направление.

– Несколько неожиданно, что в вашем ведении оказались столь разные направления.

– Если посмотреть на руководителей нашей компании, отвечающих за экологическую и социальную ответственность по странам, среди них нет ни одного «сервисника». Это в основном «продажники», и получилось, что я единственный представитель сервисного направления, совмещающий курирование КСО в одном из регионов. Хорошо это или плохо – сказать сложно, это просто по-другому. Поэтому, с одной стороны, это немного мешает, потому что продавцы по роду деятельности больше общаются с внешними клиентами, и, естественно, они могут обсуждать и эти темы тоже. Тем не менее, мы находим точки соприкосновения, я также общаюсь с различными компаниями и их руководителями, мы затрагиваем и эти вопросы.

– Как вы думаете, почему именно вас привлекли к курированию КСО?

– Насколько я знаю, это была идея, в том числе, европейского руководства. По каким-то метрикам им показалось, что я подходящий кандидат для этих вопросов и это будет интересно и для меня, и для них. Мне предложили руководство российским офисом по этому направлению. Надо понимать, что у нас довольно разветвленные вертикали. Несмотря на то, что я в Москве, мои прямые руководители находятся в Европе и Америке, и всего 10 процентов моей работы связано с Россией, все остальное – это Западная Европа, страны СНГ. И, конечно, бизнес в Западной Европе по размерам достаточно велик относительно российского, несмотря на то что территория нашей страны огромная.

– Переформулирую вопрос: на ваш взгляд, нужны человеку, ответственному за направления устойчивого развития, КСО?

– Некая человечность и забота, ведь сервис – это забота о клиентах. Мы делаем так, чтобы наши клиенты были счастливы, ведь когда любая техника ломается, это, конечно, вызывает стресс и негативные эмоции. Наша задача – сделать так, чтобы клиент понимал, что это не трагедия – такое бывает, что электроника ломается. Поэтому мы умеем заботиться о клиентах. «Мы» – это я и коллеги. И, наверное, в данном случае, это забота и об окружающей среде. Да, улаживание конфликтов – один из первичных навыков. Это не так сложно, важно сохранить лояльность клиентов. Возможно, поэтому выбор был сделан в мою пользу.

– А когда вы учились, была ли такая дисциплина, как, например, корпоративная социальная ответственность? Как вы добираете нужные знания?

– Знаете, я довольно давно учился, и в то время в нашей стране КСО была не так активно представлено. Знаний не хватало, помогали европейская, американская команда, которые разрабатывают эти направления. Сделал огромное количество звонков зарубежным коллегам, прочел различные профильные материалы.

В компании на глобальном уровне есть президент по КСО, также есть европейский директор по этому направлению. И вот я теперь курирую Россию, страны СНГ и Западной Европы, это гигантская территория, и для меня это огромная ответственность.

– Вы посмотрели, чем занимаются коллеги. Что вас впечатлило, что захотели перенять?

– Это ключевой момент, потому что на Западе это развито, конечно, намного больше. Например, если взять стоимость энергоносителей, она значительно выше в Европе и в Америке, у нас – чуть ниже. То есть в Европе крайне дорогие энергоносители, поэтому общий подход направлен не только на этическую часть, связанную с сохранением, но и экономику, потому что банально дорого.

Когда я общаюсь с российскими компаниями, конечно, вижу, что интерес к теме энергоэффективности у них меньше, потому что у нас нет необходимости экономить электричество так, как в Европе. В то же время есть понимание, что ресурсы не безграничны, я вижу, что там люди продвинулись значительно дальше, и понятно, почему они так продвинулись, и почему не продвинулись мы. Мы все еще живем в неком коммунизме, условно: все относительно дешево, хотя бензин у нас активно дорожает, в этом мы, наверное, догоним скоро Европу.

– Для меня КСО – это вклад компании сверх того, что она должна делать по законодательству. И в области экологии, в том числе. Мне интересно, связана ли корпоративная социальная ответственность западных компаний с экологическим законодательством стран? И как вы считаете, устойчивое развитие, КСО – это ответ на экономические и социальные вызовы или просто исполнение экологического законодательства?

– Оно не просто выполняется. Выполнять можно нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) 0,5, а можно добиться 0,0005 загрязнений. И тогда ты не просто выполняешь, ты уже перевыполняешь норму в 50 раз. Это уже действительно забота об экологии, природе и о нашем будущем.

Для многих компаний важно уложиться в законодательные нормы, чтобы не оштрафовали. Думаю, России это ближе. В Европе и Америке законодательство соблюдается неукоснительно, к тому же и уровень осознанной ответственности там гораздо выше по сравнению с нашей страной. Не скрою, что многие небольшие компании, с которыми я общаюсь, относятся к добровольному опережению тех же экологических норм как-то вроде «надо же, как интересно, но это не про нас». С другой стороны, эти беседы дают людям возможность задуматься о том, что такая проблема вообще есть, что нельзя жить одним днем, надо думать о возобновляемой энергии и экологии. Поэтому важно выносить эту тему на обсуждение?

– Ваша компания внедряет это в России?

 Да, наша – однозначно. То, что мы с вами говорим об окружающей среде, ни для кого «не рано» и «не поздно». Об этом просто надо думать, а огромное количество людей у нас просто не задумывается. Даже если людям в переговорах не близка эта тема, они все равно задумываются об этом после разговора. Я говорю даже не об огромных компаниях, а о тех, что поменьше: 100-300 сотрудников. Они делают бизнес, несут социальную ответственность перед своими сотрудниками, но пока не думают, например, о возобновляемых источниках энергии, об экономии существующих: можно было бы печатать меньше, или с двух сторон, и вот акцент на этом действительно наводит человека на мысль, он пишет какие-то тезисы, передает своим сотрудникам, руководителям и т.д.

Так постепенно развивается корпоративная экологическая ответственность.

– А как концепцию социальной ответственности чувствуют на себе ваши сотрудники?

– Сейчас у нас комбинированная команда и здесь есть простор для социальной ответственности, например, в DELL огромное внимание уделяется work–life balance (баланс работы и личной жизни –прим. редакции), дистанционной работе сотрудников и всему c этим связанному. Например, политика компании. Что нас действительно довольно серьезно отличает от многих других игроков по рынку – это то, что DELL принципиально не следит за рабочим временем: нам важно, чтобы работа делалась. Будет ли это из дома, из машины, из кафе, с пляжа – неважно, важен результат.

Таким образом, давая сотрудникам свободу и минимум контроля, мы не занимаемся микроменеджментом, попытками понять, надо ли сидеть с 9 до 17 часов в офисе и смотреть в окно, даже если ничего не делать. Такого в DELL нет. В принципе, это глобальная политика компании, и с каждым годом больше и больше различных ролей переводится в категорию, в которой допустима работа откуда угодно. Как я уже сказал, моя работа с Россией – условно 10 процентов. Например, я с семьей поехал в Сочи, у меня не было отпуска, я продолжал и там работать, ведь нет никакой разницы, откуда, главное – что я выполнял свои обязанности. Этот элемент весьма ценится сотрудниками. Это огромная лояльность и прекрасная возможность для них делать свою жизнь гибче и удобнее во всех отношениях – для семьи, для детей. Мы очень ценим эту возможность, поэтому Майкл Делл (основатель и руководитель компании – прим. редакции) будучи визионером, несколько лет назад усилил эту стратегию, а началась она много лет назад. Мы понимаем, что удаленно, на гибком графике, человек, выполняющий одно и то же, работает эффективно, а может, более эффективно, потому что почитать почту в 11 вечера и ответить – обычное дело для меня, например. А кто-то, может, в 18.00 закрывает на работе ноутбук, уходит, и до 9 утра следующего дня его нет.

– Вы чувствуете, как меняется отношение сотрудников к компании?

 Конечно. Сотрудник может в 10 утра поехать к врачу с ребенком, ни у кого не отпрашиваясь, сам для себя решая и держа в голове, что вся работа должна быть сделана вовремя. Насколько я знаю, наши конкуренты по рынку, коллеги, назовем их так, не в такой степени позволяют свободу, а мы убедились, что это позитивно влияет. В DELL, например, ни один менеджер не имеет права посмотреть статистику по его работнику, когда он приходил и уходил. Это закреплено правилами компании, это не дело менеджера. И это круто, поскольку понимание этого доставляет человеку определенное удовольствие и гармонию.

– Развиваете ли вы волонтерство?

– Наши сотрудники посещают детские дома, помогают убирать территории больниц и так далее. Мы можем чем-то позаниматься с детьми, проводим обучение, просвещение, различные образовательные программы. Было несколько поездок, сотрудники рисовали с детьми.

У нас нет внешних координаторов, есть девушки-волонтеры, которые организуют процесс, находят подопечных, собирают команду. Обычно едут 10-20 человек в выходной. Компания считает это важным для себя, выделяет ресурсы, иногда какие-то вещи могут делаться в рабочее время, то есть компания готова таким образом выплачивать зарплату сотрудникам, которые в рабочее время трудятся волонтерами.

В России мы не дарим, например, компьютеры, но я знаю, в Индии малоимущим семьям дарили компьютеры, чтобы улучшить образовательный процесс в бедных районах. Видимо, юридически там более гибкое законодательство, чем у нас. В России есть какие-то ограничения, нельзя так просто взять что-то и подарить, плюс модель работы компании – мы не продаем ничего напрямую, работаем через партнеров и так далее. Тем не менее, то, что мы можем делать, мы делаем.

– Есть ли какие-то документы, регламентирующие эту работу?

– У нас есть кодекс этики, он достаточно гибкий, несмотря на то, что в нем прописано огромное количество вещей. Даже на случай, если у нас, например, девушки-координаторы найдут что-то новое, что было бы хорошо с точки зрения социальной ответственности, наша компания это приветствует, уважает, принимает. И если кто-то придет и скажет: «Ты знаешь, я увидел объявление: в детском доме в 10 километрах от Москвы в среду очень надо, ну вот почему-то именно в среду, покрасить забор», – вполне возможно, что компания сможет найти десять желающих, у которых не будет выходного дня, и они поедут красить забор. То есть компания настолько гибка, что она готова рассматривать разные потребности и желания работников. В том числе, если желания и инициативу работников компания поддерживает сама, то она, прежде всего, мотивирует работников.

Нужно отметить, что в России вовлечение в корпоративное волонтерство проходит в несколько ином формате, чем в других странах. На Западе, например, во Франции, есть ряд программ, когда компании готовы финансово спонсировать различные благотворительные инициативы (charity) в обмен на вклад работников в заботу о своем здоровье. Сотрудники, например, дружно занимаются спортивной ходьбой и в зависимости от количества участников и пройденных километров компания определяет размер спонсорской помощи. В это вовлекаются целые офисы по три тысячи человек. Потому что это, во-первых, полезно для здоровья, во-вторых, есть организации, готовые это поддерживать, и, наконец, это целевое определенное финансирование конкретных проблем. Это здорово. В России пока такого нет, но посмотрим, как все пойдет. Мы к этому стремимся.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: