Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
История. архивы и факты
Устойчивое развитие
Социальные инвестиции
682
Читать: 8 мин.

Социальная ответственность фармацевтических компаний

В статье предпринята попытка разобраться действительно ли только благодаря основному направлению деятельности (обеспечение здоровья человека) фармацевтические компании априори являются социально ответственными представителями бизнеса.

Были изучены корпоративные отчеты и официальные сайты таких компаний как: Merck&Co., Sanofi S.A., Roche Holding AG, GlaxoSmithKline plc (GSK).

По результатам анализа корпоративной информации, находящейся в свободном доступе, можно охарактеризовать основное направление деятельности фармацевтических компаний (обеспечение здоровья человека) как многоплановую деятельность.

В рамках обеспечения здоровья человека, фармацевтические компании:

– поддерживают и осуществляют исследования и разработки новых революционных лекарственных препаратов и вакцин

В промежутке между 2015 и 2018 годом компания  Sanofi выпустила 7 новых лекарственных средств, в 2019 и 2022 году ожидается появление еще 9. По данным интегрированного отчета 2018 года 17.1% дохода с продаж компании или 5.9 миллиарда евро компания Sanofi инвестировала в исследования и развитие.

Компания Roche инвестирует в развитие инновационного способа лечения, позволяющего иммунной системе человека бороться с раком (по данным годового отчета за 2018 год).

Расходы компании Merck на исследования и разработки лекарств и вакцин с 2010 года составили более 60 миллиардов долларов США.

– ведут борьбу с контрафактными лекарствами

С 2008 года в компании Sanofi (Тур, Франция) функционирует лаборатория The Central Anti-Counterfeit Laboratory (LCAC) миссия которой заключается в следующем: анализ подозрительных препаратов; дизайн новых аналитических методов; создание единой базы данных контрафактной продукции.

Для уменьшения риска фальсификации и быстрой идентификации продукции, компания Sanofi разработала специальную маркировку Sanofi Security Label (SASL), позволяющую дистрибьюторам и пациентам зрительно, а самой компании не визуально отличать оригинальную продукцию от контрафактной.

Компания Roche является членом Института фармацевтической безопасности. По данным последнего отчета в 2018 году компанией было рассмотрено 377 дел. Компания также изучает поступившие контрафактные лекарства на предмет возможного их происхождения от одного источника.

– обеспечивают доступность лекарственных средств и медицинской помощи

Все вышеназванные компании в 2018 году заняли разные позиции в топ-10 индекса (Access to Medicine Index), анализирующего 20 крупнейших научно-исследовательских фармацевтических компаний мира на предмет обеспечения доступности лекарственных средств в странах с низким и среднем уровнем дохода (первое место занимает GlaxoSmithKline plc (GSK).

Говоря о доступности медицинской помощи и лекарственных средств стоит привести пример одного из самых успешных гуманитарных проектов в Южной Африке – поезд здравоохранения Фелофепа компании Roche (проекту 25 года). Проект оказался настолько востребованным, что компания запустила второй поезд Фелофепа II. На борту поездов имеется клиника и аптека, предоставляется первичное медицинское обслуживание и медицинское образование бедным общинам в отдаленных областях. С 1994 года благодаря поезду прошли стажировку 20 000 студентов медиков и медсестер. Ежегодно оказывается помощь более чем 375 000 человек, выписывается более 68 000 рецептов.

Также компания Roche основала программу глобального доступа к качественному диагностированию ВИЧ (Global Access Program), поддержав тем самым достижение цели 90-90-90 Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), согласно которой к 2020 году 90% людей, живущих с ВИЧ должны знать свой статус болезни.

Говоря о доступности лекарственных средств, cтоит отметить инициативу компании Merck, ставшей первой фармацевтической компанией, опубликовавшей многолетний отчет о ценообразовании. В 2018 году компанией было принято решение не увеличивать цену на продукцию свыше уровня годовой инфляции. Есть у компании Merck и программы пожертвований: MECTIZAN Donation Program(существует 31 год) и Medical Outreach Program (пожертвование лекарственных средств и вакцин в качестве гуманитарной помощи, в том числе в случае стихийных бедствий и катастроф).

Компания GSK в 2018 году инвестировала 10.5 миллионов фунтов стерлингов на улучшение инфраструктуры и обучение работников здравоохранения в развивающихся странах.

– забота об удовлетворении потребностей человека в  продуктах  питания

По подсчетам ООН к 2050 году население земли увеличится на 2 миллиарда человек, в два раза вырастет спрос на животные протеины. Это будет происходить при постепенной нехватке водных и земельных ресурсов планеты. В связи с чем требуется наладить высокоэффективную работу фермеров, ведь сегодня, по данным Всемирной организация охраны здоровья животных, заболевания животных – причина сокращения производства продуктов питания как минимум на 20%.

В портфолио продукции компании Merck для обеспечения здоровья животных имеются вакцины, антипаразитарные и противоспалительные препараты. Уже сегодня компания Merck сотрудничает с рыбохозяйствами в целях контроля паразитов и обеспечения здоровья рыбы в рамках проекта SLICE® Sustainability Project.

Но не только обеспечение здоровья человека является частью КСО компаний, анализ обнародованной корпоративной информации  выявил также:

– корпоративное волонтерство и pro bono

Компании GSK, Merck являются участниками инициативы IMPACT 2030, целью которой является мобилизация корпоративного волонтерства для достижения Целей устойчивого развития Тысячелетия (ЦУР) на период 2015-2030 гг.

Компания Merck и Sanofi Espoir Foundation являются членами Глобального совета корпоративных волонтеров (GCVC) Международной ассоциации добровольческих усилий International Association for Volunteer Effort (GCVC).

По данным компании Sanofi за 2017 год корпоративное волонтерство охватило 25 стран мира и 5 184 сотрудника компании, количество благополучателей составило 36 868 человек. К примеру, в 2012 году в Китае основана группа Sanofi China Hope Volunteer Group, участниками которой являются 9 команд волонтеров с 600 постоянными членами.

Компания Merck  поощряет корпоративное волонтерство, предоставляя сотрудникам компании до 40 оплаченных часов в год на оказание поддержки неправительственным организациям. В компании действует программа Pro Bono Legal Program, поддерживающая на протяжении последних 25 лет незащищенные слои населения, предоставляя юридические услуги pro bono в том числе в области семейного права.

– взаимодействие с поставщиками

Компания Merck провела аудит приблизительно 1000 поставщиков, особое внимание уделяя поставщикам из стран с высоким риском нарушения прав человека.

Компания GSK совместно с Rainforest Alliance разработала критерии и стандарты выбора поставщиков бумажной упаковки, пальмого масла и его производных.

По данным отчета за 2017 год к 2018 году компания Merck планировала собрать данные, по крайней мере, у 90% поставщиков о выбросах парниковых газов и водопользовании. К 2025 году предполагается, что стратегические поставщики компании установят собственные цели по сокращению парниковых газов и водопользования.

– сотрудники компаний

33% руководящих должностей в компании GSK занимают женщины. К 2022 году этот показатель должен превысить 37%. Компания поддерживает женщин на ранних этапах карьеры, в том числе предоставляя доступ к программе обучения MBA. Разрыв в оплате труда мужчин и женщин компании в Великобритании составляет 2.15 %.

В 2018 году компания Roche запустила программу “It’s Personal”, показывавшую на примере личных историй сотрудников высокий уровень оказываемой им корпоративной поддержки. Инициатива Roche “Live Well” пропагандирует культуру здоровья и благополучия. Глобальная неделя благополучия в 2018 году была нацелена на цифровое и социальное благополучие, оказывающее значительное влияние на физическое и психическое здоровье человека. В 2018 году 131 сотрудник компании воспользовался Roche Group SpeakUp Line доступной на 53 языках в 103 странах мира. Через систему сообщений о нарушении деловой этики было получено 601 сообщение о нарушении Кодекса поведения, в результате чего были расторгнуты 91 трудовой котракт и 19 соглашений с бизнес партнерами.

По данным интегрированного отчета 2018 года среди сотрудников компании Sanofi 46% женщины и 54% мужчины (в 2016 году 45.8% и 54.2% соответственно), количество сотрудников с инвалидностью в компании Sanofi на территории Франции по данным на 2016 год 1 160 человек (1 182 в 2015 году).

– окружающая среда

Новая цель компании GSK – к 2030 году сократить воздействие на окружающую среду на четверть. По данным на 2018 год около 5% электроэнергии компании поступило из возобновляемых источников. К 2030 году планируется достичь отметки в 60% с промежуточной целью в 30% в 2020 году.

В 2018 году компания сократила потребление воды с 14.7 до 12.9 миллионов кубометров, с 2016 года на 7% сократила количество отходов, 71% производств cтало безотходными, 77% отходов было переработано или сожжено с рекуперацией энергии.

Компания ищет способы, позволяющие сократить использование пластика, заботится о том, чтобы упаковка при минимуме показателей (толщина, объем, вес) выполняла функцию защиты продукции компании. В 2018 году были предприняты шаги провести количественную оценку производимой компанией пластиковой упаковки.

В данном направлении можно говорить об успешном опыте компании Sanofi. Так,  по данным Responsible Packaging Factsheet, опубликованного в апреле 2019 года доказана эффективность существования, появившейся в 2018 году, облегченной пипетки из полипропилена  для приема сиропа Doliprane, после соответствующего одобрения такие пипетки появятся и у других лекарственных средств.

Но, может быть стоит вовсе отказаться от средства дозирования и инструкций-вкладышей, являющихся частью современной упаковки лекарственных средств. Согласно Dr Raynor и Dr Knappis (cтатья “Do patients see, read and retain the new mandatory medicines information leaflets?”) более эффективно предоставлять пациенту индивидуально адресованную именно ему информацию (например, исключая информацию о беременности для мужчин-пациентов) посредством компьютерно-сгенерированной и распечатанной непосредственно в аптеке инструкции. Что же касается средств дозирования, то вполне достаточно при покупке оральных препаратов приобретать для приема лекарства шприц, ведь именно он является наиболее точным средством дозирования (Marcel T Bayor, Samuel L Kipo, Kwabena Ofori-Kwakye. cтатья “The accuracy and quality of household spoons and enclosed dosing devices used in the administration of oral liquid medications in Ghana”).

Возвращаясь к Sanofi, стоит отметить, что по данным интегрированного отчета 2018 года в сравнении с показателями 2015 года на 14% сократилось потребление воды, на 9%  выбросов углекислого газа. В 2018 году утилизировано 45% или 119 000 тонн производственных отходов. Во многих странах мира (Бельгия, Франция, Япония, Португалия, Испания, Тайвань и пр.) Sanofi поддерживает программы сбора неиспользованных лекарственных средств. На одну из таких программ (Cyclamed, Франция) в 2018 году компания пожертвовала 1.8 миллионов евро. В целях управления отходами и бережного потребления бумаги и энергии в компании существует свод правил пользования копировальной техникой.

В 2018 году Roche сократило потребление электроэнергии на 1.3% при росте продаж на 7%. Энергия, потраченная в результате деловых авиа перелетов сократилась приблизительно на 4% (сотрудникам рекомендуется пользоваться поездом и объединять несколько командировок в одну, в компании также широко используются видеоконференции), переход на использование гибридных автомобилей способствовал сокращению потребления электроэнергии на 9% по сравнению с 2016 годом.

В 2018 году во избежание сжигания, приводящего к выбросам углекислого газа, были спрессованы и проданы 3950 кг. картона и 2552 кг. бумаги, тем самым не допустив выброс 13 500 кг. углекислого газа.

В 2017 году по сравнению с 2015 годом Merck на 18% сократил использование водных ресурсов, на 13% уменьшил выбросы парниковых газов. Из возобновляемых источников поступает 4.9% электроэнергии. MSD Animal Health (Merck), являясь партнером WeForest с 2016 года финансировала посадку 34 475 деревьев.

Таким образом, рассмотрев ряд направлений деятельности фармацевтических компаний в области КСО, фармацевтические компании заслуженно можно назвать социально ответственными компаниями.

P.S. По результатам анализа отчетов и сайтов исследованных фармацевтических компаний особое внимание хочу уделить компании Sanofi, а именно удобству работы с информацией в области КСО, благодаря наличию Центра Документов на официальном сайте компании.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: