“Чтобы сохранить устойчивость, компании должны в корне перестроить систему управления”
“Бизнес и Общество” попросил директора АНО «Зеленая цивилизация», руководителя по региональному развитию МЭОО «ЭКА» Дмитрия Федорова проанализировать текущее состояние экологической повестки в России.
– Вы являетесь руководителем по региональному развитию МЭОО «ЭКА». Что это за НКО и каковы Ваши функции и задачи в ее деятельности?
Зелёное движение «ЭКА» – это межрегиональная экологическая общественная организация, действующая с 2010 года. Основная цель и миссия ЭКА – вовлечь как можно больше россиян в деятельную заботу о сохранении природы и в снижение своего экологического следа. Для достижения этой цели команда ЭКА работает с людьми самых разных возрастов и занятий – от школьников и студентов до взрослых, от педагогов и родителей до сотрудников и владельцев бизнеса, от представителей органов власти до волонтеров и экоактивистов. ЭКА реализует долгосрочные и масштабные общероссийские программы и проекты, направленные на экологическое просвещение школьников и студентов, устойчивое лесовосстановление; вовлечение широких масс в «зелёный» образ жизни, волонтерство и экоактивизм; повышение экологической ответственности бизнеса.
Наряду с общероссийскими экологическими проектами и программами региональные лидеры и активисты ЭКА реализуют местные проекты и работают над решением локальных экологических проблем. В мои функции входит развитие и поддержка региональных эколидеров и активистов, а также помощь профильным региональным ведомствам в формировании и корректировке региональных экополитик и программ устойчивого развития, внедрения циклической экономики и переработки отходов. Когда не хватает, что называется «полномочий», то предлагаем регионам изменить «зелёное» законодательство через нормотворческие инициативы на субъектовом уровне, а если это федеральный уровень полномочий, то предлагаем соответствующие изменения депутатам Государственной Думы. В плотной связке с Движением ЭКА по этому направлению работает и АНО «Ресурсно-экологический центр «Зелёная цивилизация», руководителем которой я являюсь. В команду центра входят неправительственные независимые эксперты из разных областей естественных наук и права, которые оказывают представителям бизнеса и органов власти профессиональные услуги экологической экспертизы и консалтинга.
– Ваш путь из экологического госрегулирования к НКО-воздействию на власть и охрану окружающей среды случаен или закономерен?
В моем случае скорее закономерен. Я изнутри знаю все проблемы в природоохранном и природоресурсном госрегулировании. Если не видишь дальнейшую возможность влиять на изменения изнутри, то надо пробовать это сделать снаружи. За два года работы в некоммерческом природоохранном секторе удалось познакомиться с экопроблематикой более чем 30 субъектов РФ, конечно, где-то поглубже, где-то на уровне одной или двух локальных экопроблем. Тем не менее, мой предыдущий опыт госслужбы и сегодняшнее увеличение территориального охвата позволяет готовить более обоснованные и квалифицированные предложения по региональному и федеральному природоохранному госрегулированию.
– У Вас более чем 20-летний опыт работы в экологической административной сфере Ульяновской области. Какие наиболее острые экологические проблемы присутствуют на региональном уровне в России и какие из них хронически не решаются и почему?
Из огромного количества экологических проблем, существующих в каждом регионе, я бы выделил две главные – это загрязнение атмосферного воздуха и загрязнение водоёмов.
Сегодня в России очень остро обстоит дело с вопросами охраны атмосферного воздуха. В регионах, где сосредоточено 38% городского населения не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, а на территориях, где проживает 55% населения наблюдается очень высокий показатель выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом достаточно слабо развита процедура мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и практически отсутствует законодательно обусловленная интерпретация полученных данных относительно канцерогенности и токсичности для здоровья населения и окружающей среды. Действующая система экологического мониторинга предусматривает только контроль за состояния окружающей среды, без учета состояния здоровья населения и возможности активного воздействия на ситуацию. Необходимо изменить методологию интерпретации полученных данных мониторинга атмосферного воздуха относительно канцерогенности и токсичности для здоровья населения и окружающей среды. Это позволит объяснить людям, как минимизировать ущерб своему здоровью в условиях сильно загрязненного воздуха.
Что касается чистоты водоёмов, то для полноценного оздоровления экологической ситуации в России необходимо ликвидировать повсеместную муниципальную проблему сброса неочищенных канализационных сточных и ливневых вод в малые реки.
На территории большинства сельских, да и в основном за редким исключением городских поселений отсутствуют функционирующие очистные сооружения, которые обеспечивают очистку сточных вод до рыбохозяйственных нормативов. Сточные воды на этих территориях самотёком, минуя очистные сооружения, построенные в период Советского Союза (которые к тому же в основном не функционируют и не эксплуатируются) сбрасываются на рельеф местности и по мелиоративным канавам поступают в ручьи и малые реки, которые в свою очередь являются притоками крупнейших российских рек. Сброс на рельеф не очищенных и не обеззараженных хозяйственно-бытовых стоков нарушает российское законодательство в области охраны окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Каждая такая малая река сегодня похожа на «сточную канаву», которая представляет собой постоянную угрозу загрязнения дна, берегов и поймы, а также ухудшает условия проживания населения вблизи таких водных объектов. Кроме того, существует постоянный риск возникновения масштабных экологических и санитарно-эпидемиологических катастроф для более чем 50 млн россиян, проживающих в бассейнах малых рек. Требуется разработка отдельной долгосрочной федеральной программы, по аналогии с федеральным проектом «Оздоровление Волги», которая будет включать финансирование мероприятий по ликвидации неорганизованных и неочищенных сбросов сточных вод за счет модернизации и строительства сотен новых муниципальных очистных сооружений, а также по строительству ливневой канализации в муниципальных населенных пунктах. Региональные попытки в субъектах Российской Федерации в предыдущие годы везде провалились, за исключением Республики Татарстан. Проблема везде одна: отсутствие муниципальных средств и недостаток региональных, при этом в регионах годами идет своеобразный письменный «пинг-понг», при котором попытки найти решение вопроса перебрасываются от муниципального уровня к региональному и наоборот.
– Экологическая и по устойчивому развитию отчётность российских компаний, насколько она полезна/совершенна и убедительна/заслуживает доверия?
Банк России в 2021 году рекомендовал эмитентам раскрывать ESG-информацию в стандартном годовом отчёте. Если компания выпускает дополнительно отдельный отчёт по устойчивому развитию, то, чтобы обеспечить равную доступность традиционной и нефинансовой отчётности, ЦБ рекомендовал раскрывать его и на странице в Интернете, предоставляемой информагентством, аккредитованным ЦБ. По итогам 2021 года в России уже около 300 компаний выпустили или готовятся выпустить нефинансовую отчётность (информацию) согласно рекомендациям Банка России. В данной отчётности содержится информация о воздействии компаний на окружающую среду, о социальной ответственности, корпоративном управлении. Такие компании, как АФК «Система, «Интер РАО», Mail.ru Group, «НОВАТЭК», «Ростелеком», «СИБУР» и многие другие уже не один год публикуют полноценную нефинансовую отчётность, раскрывающую информацию о ESG (экологические, социальные и управленческие факторы). Это своего рода оценка ESG-рисков, которая необходима, чтобы они не трансформировались в финансовые риски.
– Какие организации могут выступать в качестве верификаторов такой отчётности?
В России формируется несколько центров верификации такой отчётности, из которых следует выделить главный в лице ВЭБ.РФ. При нем сформирован пул верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития, в задачи которых входит независимая оценка (верификация) облигаций и кредитов на предмет соответствия зелёному статусу в соответствии с требованиями российской национальной методологии по зелёному финансированию. В первоначальный перечень ВЭБа вошли пять организаций: Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА), ООО «Национальное Рейтинговое Агентство», ООО «Национальные Кредитные Рейтинги», Рейтинговое агентство «Эксперт РА», ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты». В настоящее время в ВЭБ.РФ рассматриваются еще несколько заявок от потенциальных верификаторов.
Кроме того, с 2019 года ведется соответствующая работа в совете РСПП. В 2021 году по линии комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ также проведены первые общественные экспертизы ряда компаний.
– Оцените уровень развития E в модной триаде ESG. Ваше идеальное видение и насколько оно отличается от реальности?
Уровень развития Е невозможно оценить в отрыве от S и G. Весь прошедший год в актуальной повестке стоял вопрос ESG-трансформации крупного и среднего бизнеса. Мне по линии ТПП РФ довелось принимать участие в экспертизе Волжского трубного завода, а также в подготовке экспертизы предприятий Сегежа групп. С третьей декады февраля т.г. ситуация резко изменилась, и она уже никогда не вернется к прошлогодней и даже январской, когда крупные бизнес искал возможности понравиться международной финансовой инфраструктуре – инвесторам, фондам, рейтинговым агентствам, экспертам. Руководство многих крупных компаний, прежде всего экспортеров при внедрении принципов и механизмов ESG-трансформации руководствовалось народным принципом «главное накрасить губы» для забугорных экспертов, а только потом обсуждались положительные эффекты для окружающей среды и общества.
По моему мнению, ESG, несомненно, остается в повестке российского бизнеса и власти, но подходы значительно изменятся. В современных условиях компании должны в корне перестроить свои системы управления, чтобы сохранить свою устойчивость, обновить и усилить свой кадровый состав, чтобы обеспечить внедрение антикризисных практик. Главный запрос устойчивого развития сегодняшнего дня ориентирован на Россию, в фокусе внимания совершенно конкретные задачи по улучшению качества жизни граждан и сохранению окружающей среды конкретной территории присутствия бизнеса.
Это сложный период, который осложнился нарушением цепочек поставок и кооперации, с ограничением доступа к ресурсам на трансформационные проекты бизнеса и технологии для экологической модернизации. Например, мы в ЭКА проводим оценку российских технологий по обработке ТКО, провели встречи с рядом производителей оборудования, и они нам рассказали, что нет немецких оптических датчиков на мусоросортировочные линии, нет определенных итальянских запчастей для технологии сепарации отходов. Вот этим необходимо заниматься в первую очередь, чтобы внедрение РСО не опередили на годы технологии фактической обработки отдельных фракций ТКО. Но однозначно, что все дорожные карты в регионах придется пересматривать с учетом новых вводных. Уже в этом году ожидается российский ESG-стандарт, который будет гармонизирован с уже существующими отечественными стандартами. Особенно важно обеспечить образовательную работу по ликвидации ESG безграмотности. Нужны развернутые учебные программы, длительные полноценные курсы для бизнеса и учебных заведений. Очевидно, что компании заинтересованы в ESG переподготовке своих кадров, и потребность в такого рода специалистах будет расти. Отдельное внимание должно быть уделено ESG образованию региональных команд в конкретных субъектах РФ.
– Что мешает компаниям повышать уровень прозрачности и отчётности?
Повысить уровень прозрачности и отчётности по-прежнему мешает отсутствие единой методологии раскрытия нефинансовых данных. Существует проблема по сбору и консолидации нефинансовых данных по дочерним и зависимым организациям общества, а также работа с подрядчиками и поставщиками по сценариям устойчивого развития. Определенную сложность также вызывает разработка и расчет прогнозов влияния изменения климата на деятельность компании. Кроме того, анализ выбросов по Scope 1, 2, 3 и по учету климатических рисков требуют от компаний владения профессиональными компетенциями. Также заметно выросла стоимость услуг внешних экспертов, консультантов, а также верификаторов и некоторые компании вынуждены в текущем моменте отказываться от подготовки нефинансовой отчётности в связи с отсутствием необходимых бюджетов на ее подготовку.
– В последние годы среди самых острых проблем России чуть ли не на первый план по остроте и актуальности вышла проблема лесных пожаров. Почему каждый год в последнее десятилетие выгорают все новые огромные территории? И почему с такими же проблемами успешно справляются многие другие страны, например, Финляндия, в которой лесами покрыта бОльшая часть страны и где климат схожий с нашим? Эта острая проблема в России связаны с недостаточно выделяемыми государством финансами или с проблемой неправильного управления лесным хозяйством?
Тушением лесных пожаров на территории государственного лесного фонда занимается ФБУ «Авиалесоохрана» и лесопожарные подразделения субъектов РФ. Помогает им в этом система наблюдения и раннего обнаружения лесных пожаров с помощью спутниковой группировки из космоса ИСДМ-Рослесхоз. Горящие леса на границе населенных пунктов тушат совместными силами МЧС и лесопожарные подразделения субъектов РФ. Основная часть лесных пожаров происходит на удаленных территориях, а их причиной являются молнии во время так называемых «сухих» гроз. Существуют определенные метеорологические факторы, влияющие на распространение огня и возникновения крупных лесных пожаров в периоды засухи, когда есть прямая связь между антициклональной деятельностью и лесными пожарами в поле антициклона. Пожары поддерживают стационарность антициклона на территории, который в свою очередь обеспечивает аномальную жару. Я много беседовал со специалистами-климатологами и в целом их мнение, что частота крупных лесных пожаров в регионах Сибири будет высокой, а виновато в этом то самое глобальное потепление климата, поскольку его изменение проявляется не только в увеличении среднегодовых температур, но и в увеличении частоты экстремальных явлений, например месячная засуха в Якутии.
Сравнивать нашу Россию с Финляндией некорректно ни по размерам и доступности территории, ни по климату. В России большая часть лесного фонда, особенно его северные территории, недоступна для лесопожарных формирований. Плотность аэродромной сети в северных регионах чрезвычайно мала, примерно один аэродром на тысячу километров. А лесопожарному самолету или вертолету, который занимается тушением, нужно не только прилететь и сбросить воду на огонь, но еще и вернуться на аэродром текущего базирования. То же самое касается и парашютно-десантной пожарной службы, которых нужно и выбросить из воздушного средства над очагом чрезвычайного лесного пожара, но и потом их необходимо забрать из горящей тайги. При этом за ними придется высылать вертолет, который пролетит значительно меньше, чем самолет.
Поэтому, в конкретном регионе одна из важнейших задач, которая позволит сократить количество лесных пожаров – это поднимать культуру местного населения. Необходимо научить людей базовым основам по обращению с огнем в лесу, чтобы они в полной мере понимали запреты при высоком классе пожарной опасности на разведение костров, приготовление шашлыков или просто перестать выбрасывать окурки в окно машины, каждый из которых может стать причиной природного пожара.
– Бурное развитие зелёной энергетики и «энергетический переход» от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) – один из важнейших глобальных трендов. Насколько он актуален для России, на Ваш взгляд?
В нашей стране также развивается направление возобновляемых источников энергии. Среди регионов лидеров я бы отметил Ростовскую область, Астраханскую область, Республику Калмыкия, Оренбургскую область, Забайкальский край, Ульяновскую область и Камчатский край. Мне довелось принимать активное участие в реализации ВИЭ-проектов в Ульяновской области, где всего за несколько лет удалось сформировать не только первый в стране промышленный ветропарк, но и локализовать производство многих компонентов для строительства и техобслуживания ветропарков.
В сентябре 2021 года работа Правительства России по адаптации российской экономики к «зелёному» энергопереходу значительно активизировалась. Созданная комиссия подготовила проект сценарного прогноза долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов. Кроме того, разработаны планы адаптации и стратегии сокращения выбросов парниковых газов в отраслевом и региональном разрезе. Ведется мониторинг оперативных и стратегических показателей перехода к низкоуглеродной экономике, включая показатели по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.
Буквально месяц назад председатель Правительства России подписал распоряжение о стимулировании дальнейшего развития возобновляемой энергетики на период до 2035 года, которым утверждаются финансовые параметры (предельные величины капитальных и эксплуатационных затрат) на период после 2024 года для проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству объектов ВИЭ-генерации на розничных рынках электрической энергии. В постановлении идет речь о конкурсных отборах объектов ВИЭ-генерации для последующей продажи выработанной на них электроэнергии сетевым организациям. Все это делается для компенсации потерь сетевых организаций в объектах электросетевого хозяйства (в регламентированном размере 5%). Конкурсы будут проводиться субъектами Российской Федерации ежегодно на пятилетний период в отношении объектов солнечной, ветровой и гидрогенерации, а также других видов «зелёной» генерации. Указанным распоряжением дано поручение Минэнерго России осуществлять ежегодный мониторинг динамики развития отечественных ВИЭ как на оптовом рынке электрической энергии и мощности, так и на розничных рынках электрической энергии, включая все типы микрогенерации. Мое мнение, что планирование горизонта поддержки возобновляемой энергетики в России на период до 2035 года поспособствует привлечению капиталов в отрасль ВИЭ и обеспечит увеличение доли низкоуглеродной генерации в общем энергобалансе конкретного субъекта РФ, так и страны в целом.
– Каковы приоритетные экологические задачи в России сегодня?
Приоритетные задачи в области экологического развития России были определены в 2018 году в паспорте национального проекта «Экология», включающем 11 федеральных программ, которые нацелены на развитие страны до 2024 года.
По плану федпрограммы «Чистый воздух» к 2024 году сократить объем выбросов на 22%, а в стране не должно было остаться ни одного города с чрезвычайно высоким и высоким уровнями загрязнения воздуха. Запланированы мероприятия по сохранению озер и рек. Отдельные федеральные программы есть для Волги и Байкала – «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал».
Идет активная реализация федеральной программы «Сохранение лесов», направленной на увеличение площади лесовосстановления и сокращение финансовых потерь от лесных пожаров. За прошедшие 4 года субъекты РФ получили значительное количество денежных средств федерального бюджета на приобретение лесопожарной техники и в целом на укрепление материальной базы лесного хозяйства. Уже есть первые положительные результаты в ряде субъектов ЦФО, ПФО, УФО. Однако динамика лесных пожаров во многих регионах Сибири говорит о необходимости перенаправления всех усилий на данную лесную зону России, которая в настоящее время вследствие климатических процессов «разогревается» намного быстрее остальных регионов.
Оценивая климатические НПА, которые были представлены в феврале-марте Правительством на обсуждение мы видим, что Россия не отказывается от планов по декарбонизации, нацпроект «Экология» не похудел в части финансового сопровождения. До конца текущего года ожидается корректировка нацпроекта «Экология». Весь блок экологических задач будет распределен по трем направлениям (воздух, вода, мусор), что в целом отражает общественный запрос на природоохранные изменения. Очевидно, что качество воздуха и все грани мусорной темы остаются основными эконаправлениями работы государства. Появление двух новых федеральных программ, посвященных мониторингу окружающей среды и изменению климата, а также научным исследованиям вместе с экологическим просвещением должны усилить целеполагание и круг важных задач нацпроекта «Экология». На мой взгляд незаслуженно задвинута на второй план важнейшая задача по сохранению и развитию заповедного комплекса России, а также по созданию и поддержанию зелёного (лесопаркового) каркаса городов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: