Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
621
Читать: 4 мин.

Зеленые финансы и нулевое воздействие в Арктике

Иван Петров, д.э.н., профессор департамента отраслевых рынков факультета экономики и бизнеса Финансового университета при правительстве РФ

Исследования позволили выявить наиболее значимые проблемы, связанные с развитием промышленной деятельности на Арктических территориях, обусловленные негативным воздействием на окружающую среду. Для их минимизации предложен комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической ориентированности намеченных к реализации горнопромышленных и энергетических объектов, включающий:

  • запрет ввоза в Арктическую зону Российской Федерации сырья, материалов и изделий, а также тары, содержащих токсичные или не подлежащие повторному использованию отходы;
  • создание замкнутого производственного цикла по технологии нулевого сброса;
  • стимулирование затрат на охрану окружающей среды через создание специализированных финансовых экологических фондов и «зеленых» финансовых инструментов;
  • создание системы комплексного мониторинга производственной деятельности, воздействия на окружающую среду (ОС) и управления отходами с переводом всех видов неопасных отходов во вторичные ресурсы;
  • требование в новых проектах предусматривать использование только наиболее доступных технологий (НДТ), в т.ч. из перечня перспективных технологий.

Для социально-экологического ранжирования намеченных к реализации проектов предложен научно обоснованный алгоритм оценки горнопромышленных и энергетических проектов по степени негативного воздействия на окружающую среду, реализующийся поэтапно с формированием соответствующей многоуровневой системы показателей на четырех иерархических уровнях: проект или предприятие, территория реализации проекта, российская часть Арктической зоны или Российская Федерация в целом, верхний уровень – это соответствие требованиям международных соглашений.

Проекты ранжируются с учетом:

– уровня соответствия международным экологическим стандартам и целям устойчивого развития;

– степени соответствия предпочтительному направлению развития территории и государственным приоритетам;

– уровня согласованности проекта;

– социально-экологического имиджа компании, реализующей проект;

– уровня вовлеченности территориальных ресурсов в проект;

– технологических решений, оказывающих влияние на окружающую среду;

– уровня рисков технологических и экологических нарушений;

– эколого-экономической и социальной эффективности;

– уровня открытости информации в мониторинговых системах;

– степень зависимости проектов от изменений на мировых рынках энергоресурсов и минерального сырья.

Систематизация горнопромышленных и энергетических проектов позволила выявить объекты, характеризующиеся значительной отходоемкостью и требующие первоочередной необходимости создания системы регулирования – это объекты угольной генерации и добычи угля в Арктической зоне РФ.

При систематизация энергетических проектов выявлена проблема значительного объема образования отходов по проектам угольной генерации, в которых заложено применение технологий мокрого удаления золы и иных отходов, образующихся при сжигании углей. Даны рекомендации по производству электроэнергии из накопленных при добыче и переработке твердых углеотходов с использованием мобильных модульных энергетических установок.

С учетом рекомендуемой системы управления отходами предложено перевести золоошлаковые отходы в категорию вторичные ресурсы с  внедрением системы сопряженного мониторинга, позволяющей совместить наличие вторичных ресурсов с технологиями переработки и потребностями проектов, реализуемых в регионе. Направлений такого использования, как мы видим, достаточно.

Для организационно-финансового обеспечения управления золошлаковыми отходами предложена принципиальная схема взаимоотношений по регулированию обращения золоотвалов, предусматривающая использование отходов, накопленные в золоотвалах при реализации инфраструктурных проектов.

Это позволит не только улучшить экологическую ситуацию, но и за счет средств Росавтодора, Росатома и РЖД, заложенных в инфраструктурных проектах по статье сырье (строительные материалы), а также средств действующих угольных ТЭЦ, предусмотренных для расширения золоотвалов, сформировать Фонд экологизации и управления отходами – регионального оператора. Также возможно привлечение международных квот за счет снижения выбросов СО (1 т золошлаков равна 1 т СО).

В новых проектах рекомендуется использовать только сухой способ улавливания золы, включить эту технологию в соответствующий информационно технический справочник НДТ, если не для всех угольных электростанций, то для расположенных в Арктической зоне Российской Федерации обязательно, сформировав соответствующий раздел в справочнике.

Также необходима диверсификация направлений использования арктических углей, запасы и условия залегания которых уникальны,  посредством их газификации, что позволит снизить завоз топлива и реагентов для химического производства в регион и повысить добавленную стоимость продукции. А в случае перехода на подземную газификацию, что возможно исходя из горно-геологических условий на отдельных месторождениях, например на Чукотке, значительно снизить объемы вскрышных работ и соответствующего формирования отвалов.

К основным рекомендациям, полученным при выполнении исследований можно отнести:

  • предложения по формированию системы регулирования обращения отходов на объектах, относящимся к I и II категориям с рекомендацией определения регионального регулятора;
  • разработка системы мониторинга и контроля образования отходов производства с их переводов во вторичные ресурсы для использования;
  • формирование экологических фондов, для формирования экологоориентированной финансово-экономической модели реализации горнопромышленных и энергетических проектов;
  • принятие концепций экономики замкнутого цикла с обязательством принципа нулевого негативного воздействия для резидентов Арктической зоне Российской Федерации;
  • инициирование на Арктическом совете разработки новых жестких экологических требований к реализации горнопромышленных и энергетических проектов в Арктике.

Прикладная научная работа «Рекомендации по созданию и развитию эффективной системы обращения с отходами производства при реализации энергетических и горнопромышленных проектов в Арктической зоне Российской Федерации» выполнялась Финансовым университетом по государственному заданию в 2020 году.

В научном исследовании приняли участие известные ученые, в т.ч. член – корр. РАН профессор Сорокин Дмитрий Евгеньевич. Значительный вклад в работу внесли студенты и аспиранты, которые решили посвятить свою деятельность решению социально-экономических проблем развития Арктики.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: