Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
833
Читать: 4 мин.

Роль бизнеса в сохранении водных ресурсов

Опубликован аналитический отчет по результатам комплексного социологического исследования о роли бизнеса в сохранении водных ресурсов. Исследование инициировали и провели Аналитический центр НАФИ и Фонд «Озеро Байкал»[1].

Россия входит в тройку стран с самыми большими запасами водных ресурсов в мире. Нагрузка на водные источники растет, они не успевают восстанавливаться и самоочищаться. Российские компании играют ключевую роль в сохранении водных ресурсов на национальном уровне. Целью исследования было изучение представлений российского бизнеса о своей роли в сохранении водных ресурсов России. В частности, исследовалась осведомленность предпринимателей о концепции корпоративного водного следа[2].

Анастасия Цветкова, генеральный директор Фонда «Озеро Байкал»:

«Сотрудничество с российскими компаниям по вопросам устойчивого управления водными ресурсами невозможно без измерения текущего внимания к «водному» вопросу в бизнес-процессах из проекции национального регулирования, международных тенденций и стратегий компаний в области данной существенной темы. Получение качественной аналитики – шаг на пути развития диалога с ключевыми водопользователями и попытка объединить усилия в сфере сохранения водных ресурсов. Проведенное исследование мы рассматриваем как необходимую основу для запуска системных партнерств бизнеса, некоммерческого сектора и государства, которые внесут вклад в решение актуальных водоохранных задач на территории России». 

Представители российского сектора МСП в целом хорошо осведомлены о трендах устойчивого развития. Почти половина компаний (47%) уже включают различные аспекты, связанные с устойчивым развитием, в свои годовые отчеты. Однако тема водопользования в стратегических документах учитывается редко (лишь 5% компаний МСП включают вопрос ответственного водопользования в корпоративную стратегию). 30% респондентов МСП все же считают, что соответствие международным или российским стандартам в области водопользования играет большую роль для компании.

Предприниматели не видят прямой связи между внедрением практик устойчивого экологического управления и выгодой для своего бизнеса.  Более половины (52%) малых и средних компаний разделяют позицию, что только практическая выгода (сокращение операционных затрат, получение сертификации и т.п.) от факта учета водного следа компании может стать стимулом для внедрения в корпоративную практику расчета и контроля водного следа организации.

По результатам исследования, учет материальных затрат на воду ведется в половине (50%) организаций МСП, в первую очередь отслеживаются коммунальные платежи. Учет объемов потраченной воды ведется в 39% компаний – чаще всего это учет трат воды на техническое водоснабжение и использование воды для питья.

Вопрос сокращения объемов изъятой воды крупные компании считают ключевой мерой, которой они могут внести вклад в сохранение водных ресурсов. Такой вывод следует из экспертных интервью с представителями компаний.

ESG-повестка (в частности, ее экологическая составляющая) только начинает набирать популярность среди российских предпринимателей. Осведомленность о принципах устойчивого управления водными ресурсами часто носит поверхностный характер на уровне знания трендов, а не конкретных действий.

Тем не менее, согласно данным отчетов об устойчивом развитии, открытость и степень подробности раскрытия информации о водопользовании крупных компаний растет, особенно среди ресурсодобывающих отраслей. Однако данные зачастую представлены в формате описания отдельных технологических решений и далеко не всегда очевидно, как эти инициативы вписываются в корпоративную долгосрочную стратегию крупнейших игроков российского рынка.

Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Несмотря на развитие и популяризацию ESG-повестки среди российского бизнеса, внедрение соответствующих практик пока что находится на начальной стадии. «Корпоративный водный след» является важным элементом экологического аспекта устойчивого корпоративного управления, но 71% опрошенных руководителей предприятий МСП впервые услышали это понятие лишь во время нашего опроса. Очевидно, что на данном этапе вопросы ответственного водопользования более актуальны для крупного бизнеса, а также ряда отдельных отраслей экономики (металлургия и горнодобыча, нефте- и газодобыча, торговля, машиностроение), связанных с использованием значительных объемов водных ресурсов. Большинство компаний из других сфер данный вопрос почти не регулируют, и, к сожалению, не видят связи внедрения практики расчета и контроля водного следа организации с конкретными выгодами для своих предприятий.

Мы уверены, что проведение систематических исследований мнения и взгляда игроков рынка на данную проблему может стать драйвером активации комплексных водоохранных мер на уровне государства и бизнеса, а также для мониторинга эффективности принимаемых решений».

Полная версия результатов аналитической работы доступна на сайте Фонда «Озеро Байкал».

Для справки:

 Фонд поддержки прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал» — российская некоммерческая организация, которая занимается системным решением проблем в области охраны воды и связанных с этим направлений устойчивого развития. Миссия Фонда – сохранить Байкал, создавая условия для устойчивого управления водными ресурсами на национальном и международном уровнях. 

Фонд имеет статус наблюдателя Ассамблеи ООН по окружающей среде ЮНЕП и первого и единственного члена от России в составе Всемирного Водного Совета. Финансируется за счет пожертвований грантовых фондов, корпоративных партнеров и частных доноров.

[1] Исследование было проведено в декабре 2021 года в 85 регионах России. Было опрошено 200 представителей малого и среднего бизнеса, проведены экспертные интервью с руководителями департаментов устойчивого развития крупных компаний, а также проанализирована публичная нефинансовая отчетность и другие открытые данные 28 компаний-лидеров рынка из 7 отраслей.

[2] Корпоративный водный след — это объем воды, необходимый для обеспечения работы бизнеса. Включает в себя прямые (производственные) и косвенные затраты (логистика, снабжение) водных ресурсов и воздействие на них.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: