
Рейтинги и рэнкинги ESG: в чем отличия и как они работают
Любая компания с фокусом на устойчивое развитие в России приходит к необходимости оценить и замерить, насколько учтены принципы экологической, социальной и управленческой устойчивости при реализации ее бизнес-стратегии.
Инструменты для этого – ESG-рейтинги и рэнкинги, и сегодня они стали неотъемлемой частью деловой среды.
На фоне внешнеэкономических событий роль традиционных зарубежных ESG-рейтингов изменилась: с одной стороны, для многих российских компаний снизился приоритет подобной оценки, а с другой — некоторые европейские и американские агентства сами отказываются от сотрудничества.
Наряду с этим растет интерес к российским и азиатским ESG-рейтингам.
Для чего вообще нужна оценка?
Проводить независимую оценку полезно и важно как для самоаудита компании, чтобы получить конкурентное преимущество при привлечении инвесторов, клиентов, сотрудников, улучшить репутацию, выявить зоны роста для улучшения своей деятельности.
Второе – наличие ESG-рейтинга может повысить заинтересованность со стороны инвесторов, это позволяет им принимать более информированные инвестиционные решения или решения о сотрудничестве благодаря учету нефинансовых рисков и оценки устойчивости и доходности компаний в долгосрочной перспективе.
И, конечно, третье: ESG-рейтинги могут влиять на клиентов – высоко оценённые устойчивые практики компании позволяют потребителям принимать осознанные решения в пользу более ответственных организаций и брендов.
«ESG-рейтинг – это не только способ оценки компаний и выявления среди них лидеров, но и полезный инструмент для понимания текущей повестки ESG как на национальном, так и на глобальном уровне, который позволяет компании выстраивать свои внутренние процессы в соответствии с лучшими практиками компаний-лидеров и актуальными трендами. Внешняя оценка позволяет компании посмотреть на себя со стороны, увидеть свои слабые стороны и выстроить алгоритм действий по инкорпорированию требований рейтинговых агентств в свою деятельность, особенно, если мы говорим о комплексных рейтингах, которые дают наиболее полную оценку ESG-профиля компании. В большинстве случаев рейтинговые агентства предоставляют возможность ознакомиться с перечнем всех показателей, которые учитывались при оценке компаний. Рейтинговые агентства публикуют методологии ESG-рейтингов в открытом доступе, тем более сейчас, когда Центробанк России опубликовал модельную методологию ESG-рейтингов и подчеркнул значимость прозрачности инструментов ESG-оценки и их сопоставимости между собой», – прокомментировала консультант в области устойчивого развития и ESG You Social Альмира Байгускарова.
Рейтинги и рэнкинги – в чем разница?
Это два разных оценочных продукта, которые ранжируют компании по ESG-профилю, анализируя экологические, социальные и управленческие критерии. Наиболее распространены ESG-рейтинги. По подсчетам You Social, они составляют более 70% от общего числа.
Их главное отличие – в методологии, однако понятия часто смешиваются даже в экспертной среде.
Разобраться в отличиях этих систем оценки помогут четыре критерия, которые наверняка идентифицируют, что перед вами: рейтинг или рэнкинг.
- Критерий 1: назначение
В рейтингах предполагается оценка каждой компании независимыми экспертами, в рэнкингах – ведется сравнение компаний между собой и ранжирование их в списке.
- Критерий 2: источник информации
В рейтингах используются публичные данные и непубличная информация, предоставленная компания в ходе анкетирования. В рэнкингах – только публичные данные.
- Критерий 3: формат оценки
В рейтингах компания присваивается фиксированная оценка независимо от результатов других компаний, а в рэнкингах – компании ранжируются в списке по местам (1,2,3…), при этом положение в нем зависит от внешних факторов (например, количественный или качественный состав участников)
- Критерий 4: результат оценки
В случае рейтингов результатом будет числовая или буквенная рейтинговая шкала, например, АА. А в рэнкингах компаниям присваивается место в списке (например, 2 из 22).
Вне зависимости от результата компаниям следует анализировать итоги независимой оценки и вот, что стоит сделать, в первую очередь, при получении невысоких оценок, по мнению консультанта в области устойчивого развития и ESG You Social Альмиры Байгускаровой:
«Если компания получила невысокие оценки, ей необходимо обратиться к методологии рейтинга, чтобы проанализировать, какие именно критерии больше всего повлияли на итоговую оценку и на какие аспекты стоит обратить особое внимание. Наилучшая практика для улучшения позиций в рейтингах – включение показателей (критериев) ESG-рейтингов, по которым у компании невысокие оценки, в ESG-стратегию, а также регулярная отчетность о прогрессе. При этом важно отметить, что работа по инкорпорированию требований ESG-рейтингов должна вестись на всех уровнях компании – от постановки целей на уровне Совета директоров до реализации этих целей на местах. Требования ESG-рейтингов должны учитываться при постановке стратегических целей на высшем уровне руководства компании и восприниматься как часть долгосрочной работы над улучшением как внутренних процессов, так и имиджа компании».
Какую ESG-оценку выбрать?
По подсчету экспертов консалтинг-интегратора ESG You Social, по состоянию на июль 2023 года в России действует около 30 ESG-рейтингов и рэнкингов.
Они делятся на комплексные и тематические.
Первые дают оценку компаний по всем аспектам: E, S и G. Эксперты выделили 16 таких, 3 из которых являются отраслевыми. Например, «ESG-рейтинг экологической и социальной ответственности» от Эксперт РА и ESG-рэнкинг компаний финансового сектора от HPA соответственно.
Вторые – фокусируются на отдельных направлениях: экологическом (4 штуки), социальном (5 штук), оценке уровня развития корпоративного управления (5 штук). Например, Рейтинг углеродного следа от АК&М.
Комплексные рейтинги учитывают полный спектр ESG-факторов, а тематические сосредотачиваются на конкретном аспекте, что, с одной стороны, ограничивает масштабы оценки, а с другой — дает более углубленное понимание и анализ рисков и возможностей, связанных с этими аспектами.
Подробный разбор с описанием методологии и лидеров всех рейтингов и рэнкингов России доступен по ссылке.
Как мы писали выше, сегодня российские компании, которые рассматривают активный выход на азиатские рынки, обращаются к их ESG-рейтингам. Наиболее известные из них:
– Китай: Sino-Securities Index Information Service, Wind ESG, SynTao Green Finance ESG, GSG Intelex Quotient.
– Индия: ESGRisk.ai, Climate Leadership Rankings и SES ESG Scores.
Что касается традиционных и самых известных ESG-рейтингов в США и Европе, то для их поставщиков опубликованы специальные требования к работе, а в ЕС в начале 2024 года должен вступить в силу специальный законопроект, который будет регулировать их деятельность.
В частности, использование объективных и проверенных методологий, раскрывать информацию о методологиях.
В целом также прослеживается тренд к унификации оценки для обеспечения прозрачности и справедливой конкуренции как за рубежом, так и в России. Ранее Центробанк опубликовал модельную методологию ESG-рейтингов, которая является рекомендательной.
Ксения Лопаткина, руководитель направления Консалтинг и стратегия,
Альмира Байгускарова, консультант You Social
Иллюстрация предоставлена You Social
Материал предоставлен на медиаконкурс “Бизнес и Общество”
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: