Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
8141
Читать: 5 мин.

Рейтинги и рэнкинги ESG: в чем отличия и как они работают

Любая компания с фокусом на устойчивое развитие в России приходит к необходимости оценить и замерить, насколько учтены принципы экологической, социальной и управленческой устойчивости при реализации ее бизнес-стратегии.

Инструменты для этого – ESG-рейтинги и рэнкинги, и сегодня они стали неотъемлемой частью деловой среды.

На фоне внешнеэкономических событий роль традиционных зарубежных ESG-рейтингов изменилась: с одной стороны, для многих российских компаний снизился приоритет подобной оценки, а с другой — некоторые европейские и американские агентства сами отказываются от сотрудничества.

Наряду с этим растет интерес к российским и азиатским ESG-рейтингам.

Для чего вообще нужна оценка?

Проводить независимую оценку полезно и важно как для самоаудита компании, чтобы получить конкурентное преимущество при привлечении инвесторов, клиентов, сотрудников, улучшить репутацию, выявить зоны роста для улучшения своей деятельности.

Второе – наличие ESG-рейтинга может повысить заинтересованность со стороны инвесторов, это позволяет им принимать более информированные инвестиционные решения или решения о сотрудничестве благодаря учету нефинансовых рисков и оценки устойчивости и доходности компаний в долгосрочной перспективе.

И, конечно, третье: ESG-рейтинги могут влиять на клиентов – высоко оценённые устойчивые практики компании позволяют потребителям принимать осознанные решения в пользу более ответственных организаций и брендов.

«ESG-рейтинг – это не только способ оценки компаний и выявления среди них лидеров, но и полезный инструмент для понимания текущей повестки ESG как на национальном, так и на глобальном уровне, который позволяет компании выстраивать свои внутренние процессы в соответствии с лучшими практиками компаний-лидеров и актуальными трендами. Внешняя оценка позволяет компании посмотреть на себя со стороны, увидеть свои слабые стороны и выстроить алгоритм действий по инкорпорированию требований рейтинговых агентств в свою деятельность, особенно, если мы говорим о комплексных рейтингах, которые дают наиболее полную оценку ESG-профиля компании. В большинстве случаев рейтинговые агентства предоставляют возможность ознакомиться с перечнем всех показателей, которые учитывались при оценке компаний. Рейтинговые агентства публикуют методологии ESG-рейтингов в открытом доступе, тем более сейчас, когда Центробанк России опубликовал модельную методологию ESG-рейтингов и подчеркнул значимость прозрачности инструментов ESG-оценки и их сопоставимости между собой», – прокомментировала консультант в области устойчивого развития и ESG You Social Альмира Байгускарова.

Рейтинги и рэнкинги – в чем разница?

Это два разных оценочных продукта, которые ранжируют компании по ESG-профилю, анализируя экологические, социальные и управленческие критерии. Наиболее распространены ESG-рейтинги. По подсчетам You Social, они составляют более 70% от общего числа.

Их главное отличие – в методологии, однако понятия часто смешиваются даже в экспертной среде.

Разобраться в отличиях этих систем оценки помогут четыре критерия, которые наверняка идентифицируют, что перед вами: рейтинг или рэнкинг.

  • Критерий 1: назначение

В рейтингах предполагается оценка каждой компании независимыми экспертами, в рэнкингах – ведется сравнение компаний между собой и ранжирование их в списке.

  • Критерий 2: источник информации

В рейтингах используются публичные данные и непубличная информация, предоставленная компания в ходе анкетирования. В рэнкингах – только публичные данные.

  • Критерий 3: формат оценки

В рейтингах компания присваивается фиксированная оценка независимо от результатов других компаний, а в рэнкингах – компании ранжируются в списке по местам (1,2,3…), при этом положение в нем зависит от внешних факторов (например, количественный или качественный состав участников)

  • Критерий 4: результат оценки

В случае рейтингов результатом будет числовая или буквенная рейтинговая шкала, например, АА. А в рэнкингах компаниям присваивается место в списке (например, 2 из 22).

Вне зависимости от результата компаниям следует анализировать итоги независимой оценки и вот, что стоит сделать, в первую очередь, при получении невысоких оценок, по мнению консультанта в области устойчивого развития и ESG You Social Альмиры Байгускаровой:

«Если компания получила невысокие оценки, ей необходимо обратиться к методологии рейтинга, чтобы проанализировать, какие именно критерии больше всего повлияли на итоговую оценку и на какие аспекты стоит обратить особое внимание. Наилучшая практика для улучшения позиций в рейтингах – включение показателей (критериев) ESG-рейтингов, по которым у компании невысокие оценки, в ESG-стратегию, а также регулярная отчетность о прогрессе. При этом важно отметить, что работа по инкорпорированию требований ESG-рейтингов должна вестись на всех уровнях компании – от постановки целей на уровне Совета директоров до реализации этих целей на местах. Требования ESG-рейтингов должны учитываться при постановке стратегических целей на высшем уровне руководства компании и восприниматься как часть долгосрочной работы над улучшением как внутренних процессов, так и имиджа компании».

Какую ESG-оценку выбрать?

По подсчету экспертов консалтинг-интегратора ESG You Social, по состоянию на июль 2023 года в России действует около 30 ESG-рейтингов и рэнкингов.

Они делятся на комплексные и тематические.

Первые дают оценку компаний по всем аспектам: E, S и G. Эксперты выделили 16 таких, 3 из которых являются отраслевыми. Например, «ESG-рейтинг экологической и социальной ответственности» от Эксперт РА и ESG-рэнкинг компаний финансового сектора от HPA соответственно.

Вторые –  фокусируются на отдельных направлениях: экологическом (4 штуки), социальном (5 штук), оценке уровня развития корпоративного управления (5 штук). Например, Рейтинг углеродного следа от АК&М.

Комплексные рейтинги учитывают полный спектр ESG-факторов, а тематические сосредотачиваются на конкретном аспекте, что, с одной стороны, ограничивает масштабы оценки, а с другой — дает более углубленное понимание и анализ рисков и возможностей, связанных с этими аспектами.

Подробный разбор с описанием методологии и лидеров всех рейтингов и рэнкингов России доступен по ссылке.

Как мы писали выше, сегодня российские компании, которые рассматривают активный выход на азиатские рынки, обращаются к их ESG-рейтингам. Наиболее известные из них:

– Китай: Sino-Securities Index Information Service, Wind ESG, SynTao Green Finance ESG, GSG Intelex Quotient.

– Индия: ESGRisk.ai, Climate Leadership Rankings и SES ESG Scores.

Что касается традиционных и самых известных ESG-рейтингов в США и Европе, то для их поставщиков опубликованы специальные требования к работе, а в ЕС в начале 2024 года должен вступить в силу специальный законопроект, который будет регулировать их деятельность.

В частности, использование объективных и проверенных методологий, раскрывать информацию о методологиях.

В целом также прослеживается тренд к унификации оценки для обеспечения прозрачности и справедливой конкуренции как за рубежом, так и в России. Ранее Центробанк опубликовал модельную методологию ESG-рейтингов, которая является рекомендательной.

Ксения Лопаткина, руководитель направления Консалтинг и стратегия,

Альмира Байгускарова, консультант You Social

Иллюстрация предоставлена You Social

Материал предоставлен на медиаконкурс “Бизнес и Общество”

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: