Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
666
Читать: 4 мин.

Готовы ли студенты заниматься благотворительностью?

Ко Дню молодёжи IQ.HSE изучил результаты всероссийского опроса от Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ.

Социологов интересовала тема молодых в благотворительности и волонтёрстве. Чем жертвуют ради ближнего и готовы ли на это в принципе? Для тех, у кого молодость ассоциируется лишь с ветром в голове, ответы будут неожиданными.

Способны объединяться

Опрос в рамках регулярного Мониторинга состояния гражданского общества проходил в декабре 2021 года. Данные собирали методом личного интервью (face-to-face) в беседах с более чем 2 тыс. жителями России в возрасте от 18 лет.

Молодая аудитория исследования — это две возрастные группы: 18–24 и 25–35. Их сравнивали между собой и всех вместе — с более старшими.

Получилось нестереотипно. Например, без фокуса на личном и невнимания к окружающим.

80% опрошенных в возрасте 18–24 лет отнесли себя к людям, готовым объединяться с другими для совместных действий.

Приблизительно столько же — во второй группе. И это больше, чем среди ушедших в зрелость (по закону границы молодости в РФ — от 14 до 35 лет включительно).

Не в своих интересах

У молодёжи сильнее (и в принципе достаточно много) желания заниматься добровольчеством. Тон задают те же 18–24-летние: почти две трети из них не прочь жертвовать личные финансы и время.

Наиболее популярны благотворительные организации. Молодые россияне хотят стать их волонтёрами в два раза чаще, а каждый четвёртый — согласен помогать деньгами. При этом стремящихся работать по сути на себя, то есть в объединениях, отстаивающих интересы и права молодежи, кратно меньше.

Потенциал участия молодежи в волонтёрстве и благотворительности

Возможность стать волонтёром в неформальном молодёжном объединении интересна прежде всего наиболее молодым опрошенным. Среди тех, кому от 18 до 24 лет, такие НКО на седьмом месте по популярности (из 26), тогда как на шестом — различные органы студенческого или школьного самоуправления. А вот после 24 лет интересы несколько меняются: неполитические молодёжные объединения перемещаются на двадцатое место, уступая многим другим НКО — профсоюзам, женским организациям, садовым и дачным товариществам, родительским инициативам, политическим молодёжным объединениям. То есть стремление к защите своих прав и интересов у молодежи, безусловно, присутствует, но со временем трансформируется: совсем молодые россияне чаще готовы объединяться просто по возрастному признаку, а вот более старшим опрошенным важнее конкретные задачи, которые решает организация.

Волонтёрская идентичность

Молодые лучше информированы об НКО и общественных инициативах и доверчивее к ним. Уровень доверия сравнительно невысок — около 50%, но у «взрослых» и того ниже.

По доле занимающихся добровольчеством (27%) молодежь тоже в лидерах. 18–35-летние увереннее считают себя волонтёрами и чаще остальных думают, что волонтёров в них видят и окружающие (родственники, знакомые).

Волонтёрская самоидентификация молодёжи

Ответ на вопрос «Вы лично считаете или не считаете себя волонтёром, добровольцем?» (% от опрошенных)

В нашей стране разрыв между теми, кто считает себя волонтёром, и теми, кого фактически можно к волонтёрам отнести, довольно велик, и это существенная проблема: такая ситуация говорит о недостаточной развитости культуры добровольчества, о том, что люди не до конца осознают, что это вообще такое — быть волонтёром. Тем не менее, на этих данных мы видим положительную тенденцию: среди молодёжи разрыв минимален, практически нивелирован. Кроме того, у молодых россиян волонтёрская самоидентификация более выражена, выше процент тех, кто в последнее время даже если и не занимался добровольческим трудом, но всё равно готов сказать: да, я считаю себя волонтёром. То есть для них это не ситуативное явление, а часть собственного «я» и, скорее всего, впоследствии такие опрошенные к волонтёрской работе вернутся.

Организованы для решений

Почти 70% молодых россиян полагают, что добровольчество — реальная сила, способная решать социальные проблемы. Пока, по мнению большинства опрошенных, её вклад не очень велик. Критичнее остальных настроены самые молодые — 18–24 лет. Из них 64% оценили ситуацию на «удовлетворительно» и «плохо».

Исправлять её, вероятно, хотят и могут они сами. Опрос показал их готовность к организованному волонтёрству: каждый четвёртый безвозмездно трудился в составе инициативных групп.

Участие молодежи в организованном волонтёрстве

Ответ на вопрос «Когда вы занимались волонтёрством, кто был инициатором и организатором данной помощи?» (% от волонтеров)

Период 2020–2021 годов был сложным и для страны в целом, и для самих добровольцев. Интересно, что число молодых волонтёров — как и волонтёров вообще — за это время значительно не изменилось, а вот в общественном сознании определённые сдвиги произошли. Коснулись они, прежде всего, самых молодых россиян, наиболее гибких и чутких к переменам. За год доля опрошенных в возрасте 18–24 лет, испытывающих желание стать волонтёром в некоммерческой организации, выросла с 47% до 61%, а также увеличился процент тех, кто считает себя добровольцами: с 22% до 30%. Вероятно, общественная консолидация во время пандемии и более активное освещение различных добровольческих акций и инициатив в медиа сыграли свою роль. Поэтому важно сейчас поддерживать молодежь в желании помогать другим, чтобы этот временный подъём добровольческого потенциала, во-первых, превратился в устойчивую тенденцию, а во-вторых, перешел в реальный рост волонтёрской активности.

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора

Источник: Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: