Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Юлия Мохова,
исполнительный директор конкурса Лучник Future, социальный предприниматель, преподаватель

Мне всегда казалось, что быть только пиарщиком или только предпринимателем – скучно. В любой деятельности важны глубина и смыслы. Я нашла для себя то самое важное, что бы мне хотелось развивать, и о чем говорить – социальное предпринимательство (СП), тем более, что с этого года я и сама – социальный предприниматель, мой проект направлен на поддержку пожилого населения России. С помощью рассуждений вслух и этих публикаций мне бы хотелось популяризировать важную для современного мира тему СП и официально начать позиционировать его как важную и неотъемлемую часть развития гражданского общества и естественное формирование здоровой бизнес-среды.

Первый и популярный вопрос, который задает себе человек, который начинает изучать СП: а в чем, собственно, разница между благотворительными и социально-предпринимательскими проектами?

По мнению американского профессора и ученого, основателя и директора Центра развития социального предпринимательства (CASE) Университета Дьюка Грегори Диза, социальное предпринимательство — это применение практик традиционного предпринимательства для достижения социальных целей или выполнения социальной миссии.

Проще говоря, социальных предпринимателей от предпринимателей классических отличает то, что их деятельность направлена не столько на извлечение прибыли, сколько на решение разного рода социальных проблем граждан и общества. Разумеется, такой бизнес может быть успешным и приносить прибыль, но на первом месте для социального предпринимателя всегда стоит социальная миссия проекта.

Также важно понимать, что СП — это не благотворительность. Социальный бизнес подразумевает получение прибыли от продажи товаров или оказания услуг. Благотворительность в свою очередь должна быть занятием бескорыстным и безвозмездным.

Как развивается СП в России?

По данным «Российской газеты», за последние полтора года социальных предпринимателей стало больше в 2,5 раза. Так, если в августе 2020 года свое дело в этой сфере организовали 2,9 тысячи человек, то в январе 2022 их уже было почти 6,3 тысячи. Сегодня на социальное предпринимательство приходится около 30 тысяч вновь созданных рабочих мест ежемесячно. Всего в этой сфере заняты 5,5 млн граждан, а к 2030 году численность таких работников может увеличиться до 6,5 млн.

Кстати, в марте прошлого года Impact Hub Moscow представил любопытное исследование «Социальное предпринимательство в эпоху пандемии». Его проводили с июня 2020 года по январь 2021 года совместно с экспертами Высшей школы менеджмента СПбГУ и University Massachusetts Boston при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта в России. В исследовании участвовали социальные предприниматели и эксперты сферы из 35 регионов России. Только 28% опрошенных социальных предпринимателей назвали пандемию самым сложным периодом карьеры. Большинство же (63% опрошенных) отметили более эффективную работу в кризис.

Законодательное регулирование СП в России

В 2019 году вступил в силу Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Также оно закрепляется в нормативных актах, регулирующих деятельность отдельных институтов. Например, в 2021 году «социальное предпринимательство» включено в закон «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», где для главного института развития зафиксирована приоритетность достижения общественно полезных экономических и социальных целей развития, создания условий для решения социальных проблем граждан и общества над задачей по получению дохода.

Долгожданное официальное признание статуса социального предпринимателя в законе облегчает обмен информацией, осуществление переговоров с государственными ведомствами, создание консультационных органов. Закон упорядочивает коммуникацию между социальными предпринимателями и государством и предусматривает меры финансовой и имущественной господдержки.

Развитие

СП – явление для нашей страны относительно новое, и полноценное признание его как самостоятельного и важного направления предпринимательской деятельности у нас еще впереди. Какие шаги, на мой взгляд, должны быть первыми?

  1. Понятийное определение. Нужно определиться и развести как минимум четыре направления: социальное предпринимательство, благотворительность, корпоративная социальная ответственность и импакт-ориентированный бизнес. До сих пор у многих эти определения вызывают путаницу. В следующих статьях мы попробуем с вами разобраться в этом вместе.
  2. Информирование бизнеса и потенциальных предпринимателей. О возможности стать социальными предпринимателями знают далеко не все действующие и уж тем более потенциальные предприниматели и НКО. Давайте говорить об СП чаще и громче?
  3. Обучение, участие в акселераторах. В России уже сложились школы и создались площадки для обсуждения и обучения социальных предпринимателей. Очень большую работу проводят Агентство стратегических инициатив и Фонд «Наше будущее». Появились и другие фонды – например, «Навстречу переменам». Есть преподавательский состав, есть зарубежный опыт и уже есть референсы в России.
  4. Поиск инвесторов, создание венчурных фондов и краудфандинговых платформ. Этот пункт сложный и пока совсем неупорядоченный. Мы находимся на стартовых позициях по умению привлекать инвестиции в проекты социального толка. Хотя краудфандинговые платформы для социального бизнеса уже начинают появляться. Необходимо развитие digital-инструментов для развития СП.
  5. Поддержка государством — создание социальной экономики страны. Эксперты отмечают, что в России сформированы успешные бизнес-модели, которые позволяют оценивать коммерческую деятельность с точки зрения социального эффекта, в конечном счете повышения уровня жизни граждан. «Оценка социального эффекта показывает, что каждый рубль, вложенный в социальных предпринимателей, дает 3 рубля этого эффекта. Сейчас мы выступаем за развитие законодательной базы и присвоение социально ориентированным НКО статуса социального предприятия. Это позволит создать основу нового явления – социальной экономики страны», – отметила исполнительный директор Фонда «Наше будущее» Юлия Жигулина.

Для справки — понятие социально ориентированных некоммерческих организаций закреплено в законе № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». Это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Реестры социально ориентированных НКО формируют органы исполнительной власти.

  1. Участие корпораций. Давайте еще больше вкладываться в развитие СП как в необходимую часть социальной ответственности предприятий. Важно коллективно осознать, что СП – неотъемлемая часть развитой экономики страны. И без участия корпораций ничего не получится.

Социальные псевдопроекты

Как узнать, что мы имеем дело с социальным псевдопроектом?

Любой настоящий социальный проект несет в себе социальную миссию, решает социальную задачу и имеет социальный эффект, не прикрываясь формой, занимается содержанием.

Какие виды социальных псевдопроектов выделает Википедия?

  • Фикции. Инициаторы нацелены на получение финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
  • Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
  • Политическая социальная инженерия. Необходимы для управления общественным мнением
  • Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды для управления массами
  • Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.

Благодаря популяризации темы, хочется, чтобы пассионариев, увлеченных социальным предпринимательством в нашей стране становилось как можно больше, а государство, в свою очередь, обеспечивало надежный фундамент и оказывало ощутимую поддержку социальному бизнесу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: