Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.

В качестве дружеской полемики

Недавно Forbs.ru опубликовал актуальную критическую статью по внедрению и развитию стандартов ESG в Российской Федерации «Детские болезни ESG: как в российском бизнесе реализуют идеи устойчивого развития».

Разберем ее основные идеи и выводы по ходу изложения.

«Пик интереса к внедрению стандартов ESG в России пришелся на 2021 год: компании готовили отчетность, пересматривали производственные процессы, нанимали на работу директоров по устойчивому развитию. Но затем из страны ушли зарубежные бизнесы, которые задавали повестку.

В связи с отсутствием в России национального регулирования ESG основным ориентиром для отчетности служила Глобальная инициатива по отчетности (GRI). Однако с 2022 года компания прекратила принимать документы российских компаний, как и консультировать по их подготовке. Несмотря на это крупный российский бизнес – такой как Норникель, РУСАЛ, Сбер и другие — продолжил формировать отчеты и  перестраивать бизнес по лекалам устойчивого развития в расчете на возвращение: если не на рынки США и ЕС, то на Азиатские – точно».

С основной мыслью автора статьи можно согласиться – несмотря на уход из России западных зарубежных бизнесов и приостановку сотрудничества с GRI, российский крупный бизнес продолжает работу по направлениям ESG/устойчивое развитие. Только вряд ли GRI можно рассматривать в качестве «основного ориентира», это все-таки стандарт отчетности в области устойчивого развития.

А ориентирами по ESG и устойчивому развитию компаний является скорее уже подзабытая теория так называемого триединого итога. Концепция тройного критерия (англ. Triple bottom line, TBL или 3BL) – концепция выстраивания бизнеса, согласно которой предприниматели и менеджеры должны принимать в расчет не только финансовые показатели, но также социальные и экологические результаты деятельности компании. Изначально в ее основе лежали основные составляющие КСО – корпоративной социальной ответственности. На наших глазах в течение 20–25 последних лет ведущие компании мира, включая и российские, прошли эффективный путь от довольно аморфной и нечеткой КСО до ESG/устойчивое развитие с их четкими составляющими и отчетными показателями GRI.

Почему компании прошли именно такой путь от КСО до ESG? На наш взгляд, это связано с практикой внедрения концепции устойчивого развития во всех странах мира. Ведь эта концепция требует одновременного устойчивого движения в экономической, социальной и экологической областях. Добиться этого можно лишь при четкой координации всей этой работы на высшем корпоративном уровне – совете директоров. Поэтому и появилась такая важная новая составляющая G – корпоративное управление. Мало иметь хорошую концепцию и стратегию, надо еще ее умело и эффективно внедрять. Для этого и нужна координация на высшем корпоративном уровне, поскольку устойчивое развитие должно распространяться и касаться всех сторон деятельности любой компании.

Forbes опросил экспертов и составил список «детских болезней» предприятий на пути к устойчивому будущему.

Однако предприятия часто осуществляют проекты, находящиеся далеко за рамками их непосредственной деятельности. Например, нефтедобывающие компании отчитываются об очистке рек от мусора в средней полосе России. Однако наибольшее негативное воздействие на окружающую среду они оказывают в регионах своего присутствия – в арктической зоне или Каспийском море.

Руководитель проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» Светлана Герасимова поясняет, что для горнодобывающих и металлургических компаний к основным рискам относятся экологическая и промышленная безопасность, надежность цепочек поставок и благоприятные условия для работы сотрудников. «В разрезе ESG надо работать прежде всего с этими существенными темами, а не спасать вместо этого амурского тигра. Происходит подмена понятий», – уверена эксперт.

Да, конечно, проблема профильности действий компаний в экономической, экологической и социальной областях имеет место быть. Но вряд ли она критична. Тут четко надо различать два направления: мероприятия по устойчивому развитию самой компании и направленность корпоративной благотворительности. Конечно, действия компании в области компенсации и сокращения своего негативного воздействия на территорию своего присутствия должны быть приоритетными, и у большинства компаний, что российских, что зарубежных, так оно и есть. Во-вторых, «устойчивый» характер отдельных программ и проектов иногда сложно сразу оценить.

Например, возьмем одну из самых, на наш взгляд, продвинутых в области устойчивого развития компаний страны – «Сахалинская  Энергия». Начиная с 2004 года управление одной из ее программ осуществляет Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию – эффективный, прозрачный и удовлетворяющий интересы различных сторон механизм для контроля над реализацией программы. Он состоит из девяти членов, по три от каждой стороны: компании «Сахалинская Энергия», органов власти и общественности Корсаковского городского округа.  Компания на конкурсной основе уже 20 лет осуществляет финансирование по двум конкурсным направлениям: конкурс долгосрочных партнерских проектов и конкурс краткосрочных проектов «Инициативы Корсакова». Тематика проектов: безопасность; охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия; образование, культура и искусство; охрана здоровья.

Такая программа компании профильная или нет? Кто-то скажет: а какое этот совет имеет отношение к последствиям добычи нефти и газа данной компанией? Конечно, прямого никакого. А на самом-то деле имеет, и еще какое! Откуда эта крупная компания набирает свой персонал? В первую очередь – из местного населения, в том числе из Корсакова, расположенного на юге острова недалеко от основной промышленной площадки компании. Поэтому еще один «спорный» пример оттуда же: здание новой поликлиники в Корсакове было принято в эксплуатацию в 2008 году, как сообщали РИА «Сахалин-Курилы» и компания «Сахалинская Энергия». Помещение рассчитано на 200 посещений в день и оснащено современным медицинским оборудованием. На строительство данного объекта, которое велось с 2006 г., компания «Сахалинская Энергия» выделила около 5 млн долларов США. Зачем и почему, спрашивается, ведь это проблема местных органов власти!? Оказывается, есть и другая логика: здоровье сотрудников компании и членов их семей крайне важно для устойчивого развития самой компании. А также для ее социально и экологически ответственного имиджа на острове Сахалин.

«Еще одна специфика российского подхода к ESG: компенсация вместо сокращения выбросов. Одна из самых острых проблем в истории человечества – антропогенные выбросы парниковых газов, которые ускоряют изменение климата. Задача снизить выбросы стоит и перед российским бизнесом. Она должна входить в ESG-цели промышленных предприятий, которые являются крупными эмитентами парниковых газов. Однако часто бизнес пытается не сокращать выбросы, а компенсировать их. Это означает, что выбросы остаются на том же уровне, но компания покупает углеродные единицы от климатических проектов (сохранение лесов, мангровых зарослей, замена дизельных электростанций на солнечные)».  С этим выводом автора статьи трудно не согласиться: компании не снижают своих собственных выбросов, а фактически платят международные штрафы. В таких случаях важно государственное принуждение, если для этого имеется законодательная основа. И общественный прессинг…

«Установка скамеек из переработанных пластиковых бутылок, ежегодное проведение субботников, сбор макулатуры, отправка в детские дома подарков и другие акции, которые компании стараются широко осветить, превращаются в ESG-вошинг (или, как его называют, «гринвошинг»). Количество ресурсов, которые были потрачены на освещение акций, превышают пользу от этих проектов», — утверждают эксперты Forbes.

Да, такая проблема имеется – ESG-вошинг активно используется. Но при этом следует учитывать, что подверженные ему российские компании можно и нужно поправлять и исправлять такие их действия. Да еще и с учетом того, что вокруг них огромное количество компаний и предпринимателей, которым вообще «плевать с высокой колокольни» на это устойчивое развитие и ESG, поэтому не стоит слишком строго относиться к таким случаям. В РФ нет государственной программы и законов по УР и ESG, поэтому и нет основы для критической оценки действий компаний в данных областях.

Эксперты Forbes обращают внимание, что запустить ESG-трансформацию нередко поручают сотрудникам отдела маркетинга или отдела кадров. В первом случае мероприятия превращаются в рекламные акции, которые никак не связаны с устойчивым развитием, во втором – работников компании начинают вовлекать в игры по командообразованию. По мнению партнера консалтинговой компании Living Lab Анастасии Лаукканен, у бизнеса нет понимания, насколько масштабной будет перестройка по стандартам устойчивого развития. «Речь будет идти не об одном специалисте, а в идеале о трех отделах по каждому направлению: E – экология, S – социальное и общество, G – управление».

Да, безусловно, эта проблема имеется. И в каждом случае она решается по-разному. Подготовленных специалистов в РФ в области устойчивого развития явно не хватает. Это и понятно: нет такого государственного приоритета, значит, нет и соответствующих предметов для обучения в вузах, университетах и колледжах. Поэтому в каждой компании на эту работу подбираются наиболее опытные работники из маркетинга, кадров, экологии. И здесь как раз не минус, а плюс игры по командообразованию, когда профессионально разные специалисты вовлекаются в совместную работу, интегрируя свои знания и способности в разработку межфункциональной стратегии УР и мероприятий по ее осуществлению.

В итоге невозможно не согласиться со все же оптимистичным итоговым выводом автора статьи «Форбс» Натальи Парамоновой:

«Между тем превращение бизнеса из закрытых корпораций в открытые компании, лояльные к природе и человеку, происходит, несмотря на не всегда идеальные ESG-кейсы. Меняются базовые принципы ведения бизнеса, которые в конце концов сделают его успешнее и устойчивее. Избежать ошибок вряд ли удастся, но избавиться от детских болезней точно можно. Основную роль в этом будет играть открытость, готовность обсуждать кейсы на уровне компаний, экспертов, НКО и государства».

Фото Марии Аксеновой

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: