Все больше компаний готовят отчеты о корпоративной ответственности, но по качеству они уступают финансовой отчетности
Сейчас почти каждая компания, входящая в число 250 крупнейших мировых компаний по рейтингу журнала Fortune (G250), готовит отчеты об устойчивом развитии (корпоративной социальной ответственности), а количество фармацевтических, потребительских и строительных компаний, готовящих такие отчеты, с момента проведения последнего международного исследования KPMG International увеличилось более чем в два раза.
В международном исследовании КПМГ по вопросам отчетности в области корпоративной ответственности за 2011 год анализируются тенденции в сфере подготовки отчетов о корпоративной ответственности на примере компаний из рейтинга G250, а также 3 400 компаний из 15 отраслей, занимающих лидирующие позиции в 34 странах мира.
Результаты исследования показали, что отчеты о корпоративной ответственности в настоящее время готовят 95 процентов компаний из рейтинга G250, а доля готовящих такие отчеты компаний из числа 100 крупнейших предприятий (N100) в каждой стране, включенной в исследование, с 2008 года увеличилась на 11 процентов до общего показателя в 64 процента, при этом в развивающихся странах отмечается быстрый рост.
Почти половина компаний из рейтинга G250 отмечают, что их инициативы в области корпоративной ответственности приносят им финансовую выгоду. Участники исследования также обратили внимание на необходимость обеспечения согласованности данных и доступности качественной информации. 80% компаний из рейтинга G250 и 69% компаний из группы N100 используют Руководство по отчетности в области устойчивого развития, подготовленное организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI). Это руководство становится все более популярным, де-факто приобретая статус стандарта отчетности.
Страны, занимавшие лидирующие позиции в исследовании 2008 года, продолжают доминировать и по результатам текущего исследования. Так, в Великобритании и Японии отчетность в области корпоративной ответственности готовят 100 и 99 процентов компаний соответственно.
- Введение в действие кодекса Комиссии Кинга по корпоративному управлению в ЮАР привело к резкому увеличению доли компаний, готовящих отчетность в области корпоративной ответственности (с 45% в 2008 году до 97%), в результате чего эта страна заняла третье место.
- Быстро укрепляют свои позиции Северная и Южная Америка, где в целом соответствующую отчетность готовят 69% компаний (для США этот показатель составляет 83%, а для Канады — 79%), а также страны Ближнего Востока и Африки (61%).
- В Китае, который был впервые включен в исследование в этом году, компании активно начинают готовить отчетность о корпоративной ответственности: в настоящее время такую отчетность составляют 60% крупнейших компаний страны.
- В затылок Китаю дышит Россия, где информацию о деятельности области устойчивого развития в том или ином виде раскрывают 58% из 100 крупнейших компаний.
- Последние места по результатам исследования заняли Новая Зеландия и Чили (27%), Индия (20%) и Израиль (18%).
- В Австралии количество компаний, готовящих отчетность в области корпоративной ответственности, преодолело отметку в 50%, увеличившись с 45 до 57%.
- В скандинавских странах количество компаний, представляющих отчетность в области корпоративной ответственности, резко увеличилось, что объясняется возросшим интересом общественности к вопросам корпоративной ответственности, а также ужесточением нормативно-правового регулирования со стороны государства.
Руководитель международной группы КПМГ по заверению отчетности в области устойчивого развития Вим Бартелс отметил, что наблюдающееся в мире усиление внимания к вопросам корпоративной ответственности сопровождается предъявлением более высоких требований к качеству информации о корпоративной ответственности и более активным использованием услуг по заверению отчетности. Это объясняется тем, что заверение отчетности обеспечивает соблюдение стандартов и повышает доверие со стороны заинтересованных лиц.
«Процесс информирования рынка о вопросах устойчивого развития, в отличие от раскрытия финансовой отчетности, является в значительной мере неурегулированным. Повторная публикация отчетности с изменениями и корректировками наблюдается в четыре раза чаще по сравнению с финансовой отчетностью. Это свидетельствует о том, что отчетность в области корпоративной ответственности еще нуждается в повышении качества», – отмечает он.
Компании, привлекавшие специалистов по заверению отчетности, в два раза чаще повторно публиковали измененную отчетность по сравнению с теми компаниями, которые к таким специалистам не обращались. Это говорит о том, что поставщики услуг по заверению отчетности предъявляют более высокие требования к данным, а также указывает на необходимость усиления внимания к внутренним процессам.
«Результаты исследования показали, что почти половина компаний из рейтинга G250 отмечают, что их инициативы в области корпоративной ответственности приносят им финансовую выгоду. Раньше компании занимались вопросами корпоративной ответственности из чувства морального долга, а теперь они осознали большое значение этих вопросов для бизнеса. Сейчас пришло время для улучшения информационных систем подготовки отчетности в области корпоративной ответственности и доведения их до уровня систем подготовки финансовой отчетности, в том числе с точки зрения качества механизмов управления, контроля и организации», — добавил Бартелс.
Результаты исследования также показывают:
- заверение отчетности используют 51% горнодобывающих компаний и 46% компаний из сектора электроэнергетики, но в других секторах процент использующих заверение отчетности компаний является невысоким;
- 46% компаний из рейтинга G250 и 38% компаний из группы N100 используют для проверки данных отчетности в области корпоративной ответственности заверение, причем для группы G250 этот показатель увеличился по сравнению с 2008 годом, но все еще составляет меньше половины опрошенных;
- наиболее активно услугами по заверению отчетности пользуются компании в Индии (80%) и Южной Корее (75%).
Также отмечено, что на принятие решения о необходимости подготовки отчетности в области корпоративной ответственности влияет размер компании. Согласно результатам исследования, более крупные компании в два раза чаще готовят такую отчетность, чем компании с выручкой менее 1 млрд долл. США. Это дает возможность небольшим компаниям использовать финансовые и репутационные преимущества, которые дает подготовка отчетности в области корпоративной ответственности.
«На первый взгляд результаты исследования для России выглядят удручающими. В то же время необходимо обратить внимание на скорость, с которой российский бизнес принимает правила игры, принятые на глобальных рынках. В исследовании не зря отмечается, что с такими темпами российская практика в ближайшее время вплотную приблизится к практике таких стран как Великобритания, Япония и ЮАР», – отмечает Игорь Коротецкий, руководитель группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ.
«В то же время, важно на этом пути учесть зарубежный опыт проб и ошибок. Пока же, по нашей оценке, мы частично повторяем траекторию развития нефинансовой отчетности за рубежом – только в более ускоренном режиме. Многие компании начинают выпускать отчетность по данным вопросам без должных изменений в качестве и надежности систем учета информации по вопросам устойчивого развития, без проверки достоверности раскрываемых показателей третьей стороной. Все это в будущем, скорее всего, приведет к тем последствиям, о которых говорится в исследовании – значительному числу корректировок ранее выпущенной отчетности», – добавляет Игорь Коротецкий. Также он отмечает: «Такая ситуация объяснима, так как даже за рубежом регулирование данной сферы ограничено. В то же время, учитывая тенденции по интеграции (комбинированию) финансовой и нефинансовой отчетности, недостаточное внимание к данным вопросам сейчас может привести к нежелательным последствиям в будущем – от подрыва репутации до исков со стороны инвесторов».
Игорь Коротецкий продолжает: «Помимо вопросов соответствия требованиям, я бы хотел обратить внимание на следующий момент. Как отмечает исследование, начав подготовку отчетности по вопросам устойчивого развития, компания начинает обращать внимание на управление этими аспектами. Именно к этому необходимо стремиться в рамках процесса развития системы учета и отчетности по вопросам устойчивого развития».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: