Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальные инвестиции
1024
Читать: 17 мин.

«Статус: Онлайн»: почему людям серебряного возраста важны современные знания

Бизнес и общество

Не выпасть из современной жизни, быть ближе к своим родным, общаться с ровесниками, овладевать новыми знаниями – все это становится возможным для пожилого человека, если он умеет работать на компьютере. Руководитель благотворительной программы «Статус: Онлайн» фонд «КАФ» Татьяна Яковлева рассказывает, какие эффекты дает многолетняя работа программы.

–  Татьяна, расскажите, как давно работает программа вашего фонда «Статус: Онлайн»?

– Сейчас запустился пятый этап программы.  Начинали мы в 2013 году, и начинали с исследования того, что происходит в регионах с возможностью людям старшего поколения освоить компьютерную грамотность бесплатно. Проводили опросы целевой аудитории, разговаривали с НКО – партнерами Фонда «КАФ». И несмотря на то, что так или иначе в крупных городах России у пенсионеров есть возможность поучиться компьютерной грамотности, этого явно недостаточно. В первый год, запустив программу в 7 крупных городах, для привлечения пенсионеров, мы разместили объявления об открытии курсов компьютерной грамотности в местных газетах, в отделениях пенсионного фонда и соцзащиты, в поликлиниках … И за месяц у нас образовались огромные очереди из желающих пройти обучение, и поток желающих постоянно растет, так что сейчас мы уже практически не даем никаких объявлений: о программе хорошо знают, да и «сарафанное радио» прекрасно работает.

Сейчас в программе 14 городов и регионов, скоро их будет 16. А начинали с таких, как Нижний Новгород, Самара, Томск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, затем включили Владивосток, Омск, Волгоград, Кемерово, Южно-Сахалинск, Саранск, Калининград. В начале следующего года начнем работать в Барнауле и Челябинске. Прежде чем включить город в программу, мы стараемся оценить, насколько остро в городе или регионе стоит проблема компьютерной грамотности для пожилых.  Например, в Республике Татарстан есть прекрасный Университет третьего возраста, с большим набором образовательных программ для пожилых людей. В Ярославле программа обучения компьютерной грамотности пенсионеров осуществляется при поддержке Правительства Ярославской области. А есть города, где ничего подобного нет. Но что для нас стало особенно важным, так это то, что наша программа идет не только в региональных центрах, но и малых городах и сельских поселения. Там ведь практически нет возможности учиться для людей старшего поколения, а потребность очень большая.

Мы стараемся, чтобы деятельность нашей программы была максимально эффективной, и для этого проводим регулярные опросы и анкетирования ее участников. В самом начале программы, взяв в качестве целевой группы людей пенсионного возраста, мы понимали, что, закончив профессиональную деятельность, обладая богатым опытом, знаниями, с современными технологиями они не дружат, в результате чего оказались в информационной и социальной изоляции в современном мире.  На пенсии падает доход, телефонные разговоры с близкими, если те живут в дальних городах, бьют по карману, выйти в театр или музей, записаться к врачу, передать показания счетчиков ЖКХ, оплатить услуги – все это тоже стало проблемой, но ведь есть интернет, где все это есть.

За первый год мы обучили примерно 300 человек в каждом городе. Это было каплей в море, но важно было «капнуть» там, где это было крайне необходимо.  К тому же наша целевая группа – не только пенсионеры, но и совершеннолетние граждане с ограниченными возможностями. Уже в первый год программы к нам стали обращаться работающие пенсионеры, ведь началась активная компьютеризация поликлиник и других медучреждений, учебных заведений, заработали порталы государственных и муниципальных услуг и так далее, практически все перешло в интернет-режим. И мы стали организовывать группы для работающих пенсионеров, для того что бы помочь им, овладев компьютером, продолжить свою рабочую деятельность. Вообще, наша целевая группа все время ширится: включив работающих пенсионеров, мы обратили внимание на людей предпенсионного возраста  – это два года до наступления пенсии.  Большинство из них хотели бы продолжить трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста, у них еще есть силы работать, но они находятся в зоне риска. Пробелы в знаниях компьютерной техники могут помешать им остаться на рабочем месте.

– Программа проходит при поддержке компании ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». Почему это важно для компании?

– Компания сотрудничает с общественными организациями в вопросах социальных инвестиций и считает своим долгом вносить вклад в реальное улучшение жизни. Для компании очень важно, что программа носит долгосрочный характер, способствует решению актуальных проблем социализации и адаптации пожилых и инвалидов к современным условиям жизни, а также их более эффективной интеграции в рынок труда.

Люди старшего поколения и совершеннолетние люди с ограниченными возможностями – одна из их целевых групп в благотворительной деятельности компании.  Но обычно благотворительные программы как работают с пенсионерами? Развлекают их. Петь, плясать, вязать – такие варианты. Мы же вместе с компанией хотели найти практическую составляющую, и поэтому придумали программу с обучающей компонентой, чтобы поддержать пожилых людей, дать им в руки инструмент, помочь им удержаться в современности и как можно дольше оставаться в активном возрасте.  А уж дальше, с помощью компьютера и интернета, они сами найдут и решат, как им развиваться и быть активными – петь, танцевать, или учить языки, осваивать новые программы или искать работу.

– Есть ли у сейчас у бизнеса заинтересованность брать на работу пожилых специалистов?

– Мне кажется, сейчас довольно мал процент организаций и компаний, которые отказались бы принять на работу высококвалифицированного специалиста только потому, что он пенсионного возраста.  Ведь это люди, обладающие не только профессиональными навыками, они активны, ответственны, имеют большой опыт работы.

В рамках нашей программы мы проводим довольно много различных мероприятий, направленных на помощь нашим участникам найти работу или частичную занятость. Мы проводим семинары и тренинги по возможностям интернета для поиска работы, учим наших слушателей, как писать резюме, как проходить собеседование. Программа активно сотрудничает с центрами занятости, кадровыми агентствами, с ярмарками вакансий.

Конечно, наша программа не кадровое агентство для пожилых людей и взрослых инвалидов. Статистики по трудоустройству участников программы у нас нет, ее собрать сложно – ведь нет точных подтверждений, что устроились люди на работу именно благодаря нашей программе. Тут работает сразу много факторов. Хотя у нас есть примеры, когда наши участники, используя полученные в программе знания и навыки, нашли работу или смогли продолжить профессиональную деятельность.

– Благодаря новым знаниям меняется ли жизнь ваших слушателей? 

– Да, конечно. На сегодняшний день в программе обучились более 22 тысяч человек, и жизнь изменилась у всех. Мы всегда просим наших выпускников оставить отзывы об организации обучения, о программе, поделится своими история успеха.

И таких историй успеха у нас очень много. Скажем, одна из наших слушательниц, 70-летняя преподаватель вуза, в какой-то момент поняла, что ей надо уходить, – просто неприлично уже готовить студентов, что называется, «на бумажках». Но она приняла другое решение – обучилась компьютерной грамотности, и теперь ей стало более комфортно работать. Уже не нужно просить учеников или коллег что-то напечатать, оправдываясь, что «я сама с компьютером не дружу». Есть истории, когда мы показали, как разместить свое резюме в интернете, найти вакансию, и наши слушатели воспользовались этими практическими навыками. Например, в Екатеринбурге женщина в возрасте за 60 лет разместила в интернете свое резюме, и буквально на следующий же день ей позвонили, и она устроилась гардеробщицей в местный театр, который она очень любит.

Другой пожилой мужчина всю жизнь проработал в театре, вышел на пенсию и очень скучал по любимому делу.  Мы посоветовали ему поискать в своем городе – может быть, есть какие-то самодеятельные театры, или театральные коллективы для людей старшего возраста. И он действительно нашел театр пожилого человека – студию «Новый старт». Написал туда, прошел кастинг – и теперь работает там актером.

Успехов очень много. И мы гордимся тем, что к нам приходят люди в солидном возрасте: самой возрастной нашей слушательнице на момент обучения было 93 года! Кстати, она стала активным пользователем социальных сетей, общается с многочисленными родственниками и знакомыми, в том числе и с теми, с кем познакомилась в нашей программе.

– И это прекрасная терапия общения, социализация людей серебряного возраста.

– Наверное, это присуще всем благотворительным программам для людей старшего поколения. Человек выходит на пенсию, ему не нужно каждый день собираться и ехать на работу, и потихоньку у него сокращается круг общения и возможностей и занятий.  И вдруг он приходит заниматься к нам, садится за парту, учится в группе с другими слушателями, общается с тренерами и волонтерами (а они у нас в программе не только молодые, но есть и возрастные).  И человек узнает, где и как он может приложить свои усилия в жизни, как сделать свою жизнь активнее и насыщеннее.  А еще приход на занятия становится «выходом в свет». Например, одна из участниц программы из Владивостока рассказала, что перед первым приходом на наши курсы она сделала прическу и купила духи и помаду, и перед каждым занятием тщательно подбирала наряд и украшения.

Помимо самого обучения, мы организуем и проводим для наших слушателей много различных мероприятий: компьютерные олимпиады, викторины, семинары, у нас созданы клубы для общения и многое другое. Названия таких мероприятий говорят сами за себя: «Огурец, цветок и интернет», «Нас нет – ушли в интернет», «Я спросил у Яндекса», «Бабушка и сэлфи», «Квест по компьютерному многоборью ветеранов» …

А еще мы очень гордимся своими волонтерами серебряного возраста. Это выпускники нашей программы, которые не захотели с нами расставаться, они закончили курсы, поучаствовали в мероприятиях и решили стать активными помощниками программы. Они помогают вновь пришедшим ученикам осваивать компьютерную грамотность, оказалось, для наших слушателей это важно: они ощущают себя  увереннее, когда твой ровесник объясняет что-то непонятное, ему больше доверия. «Я тоже это когда-то не умел и не понимал, но справился, попробуйте!» – такие ободряющие фразы помогают.

Истории успеха

Рыбина Алла Николаевна, 68 лет, Нижний Новгород: «Я чувствую себя счастливым человеком после того, как меня пригласили на курсы ПК. Ноутбук я купила еще в 2013 году. Но каждый раз, когда я брала его в руки, дело доходило до слез и нервного срыва. Даже в “Самоучителе” я ничего не могла понять. Теперь я чувствую себя уверенно и в своем компьютере, и в интернете. Я поняла, как работать с компьютером, научилась заходить в интернет, скачивать информацию на съемные носители, пользоваться электронной почтой и т.д. Надеюсь, что знания, полученные на курсах, не будут напрасными. Интернет – это кладезь информации».

Леонид Петрович Ивочкин, 70 лет, Саранск: «Для меня большое значение имеют социальные сети, общение с сослуживцами. А также я научился пользоваться Госпорталом услуг и электронной почтой. Я могу подать объявление на «Авито» и общаться на форуме. Большое спасибо за ликвидацию моей компьютерной безграмотности! На занятия мы не просто шли, а бежали, как девчонки и мальчишки, когда-то в далеких 60-х. Мы стояли у доски, учились, даже писали тесты. На переменах пили чай с печением и конфетами, общались, делились новостями. Эти дни я был не один, я не был изолирован от социализации. После курсов я обязательно буду общаться со своей группой, а со своим соседом по парте, Юрием Ивановичем, мы посмотрим в интернет-магазине рыболовные снасти и пойдем на рыбалку. Замечательно, что есть у нас в Мордовии люди, которым небезразличны пенсионеры».

Таисия Александровна Ашаева, 59 лет, Нижний Новгород: «В настоящее время появилось огромное количество новых финансовых услуг, в которых мы, пожилые люди, никак не можем разобраться самостоятельно. Повсеместное введение электронных карт оплаты, кредиты, вклады, – теперь все это не пугает меня, как было раньше. Благодаря пройденному курсу повышения финансовой грамотности я узнала, чем банкомат отличается от терминала, как не ошибиться при выборе вклада и как грамотно выбрать кредит, не опасаясь скрытых платежей и прочих неприятных неожиданностей со стороны недобросовестных банков. Курсы финансовой грамотности добавили мне уверенности в себе, теперь я чувствую себя современным, идущим в ногу со временем человеком. Спасибо организаторам программы «Статус: Онлайн», что вы помогаете нам не «утонуть» в сложном, неспокойном финансовом море».

Галина Георгиевна Рябова, 72 года, Владивосток: «Спасибо всем, кто помог организовать и провести курсы для пенсионеров. Теперь я знаю, как можно заказать и получить лекарства на дом, при этом ещё и сэкономив 20% от заказа; как и куда написать жалобу, заявку и получить ответ через сайт госуслуги. Давно уже бьюсь с этим вопросом, т.к. всё так быстро меняется, и никто не может дать правильный ответ или отсылают из кабинета в кабинет. А главное, я теперь могу оплачивать коммунальные платежи через Сбербанк дома и не ходить по скользким улицам, не стоять в очередях на почте».

– Легко ли обучать пожилых людей?  И, наверное, вы специально готовите преподавателей к работе с ними?

– По прошествии четырех лет деятельности программы, имея выверенную и отлаженную программу обучения, зная какие материалы нужно раздавать, кто должен быть тренером, как лучше организовать процесс обучения, уже, кажется, ничего сложного нет. Хотя поначалу были трудности, и некоторое количество ошибок мы наделали.  Например, мы не сразу ввели входное тестирование для наших учеников, полагались просто на их самооценку. Иногда наши слушатели говорили, что «немного умеют работать на компьютере», но на деле оказывалось, что ключевое слово «немного», а точнее – практически «никак». Скажем, был случай, когда мужчина твердо заявил, что даже умеет работать в скайпе, а оказалось, что его сын-айтишник настроил ему компьютер, который было достаточно открыть: программа включалась сама, сама набирала номер сына, и его пожилой папа мог с ним общаться по скайпу.  Получалось, что те, кто вообще ничего не знает, даже как включить компьютер, и те, кто знает хотя бы легкий вариант работы на компьютере, попадают в одну группу, и это создает большие проблемы для тренеров и снижает эффективность обучения.  Поэтому мы стали формировать группы по уровню начальных знаний. Кому-то надо рассказывать, как включать компьютер в розетку, с другими можно начинать преподавать на более продвинутом уровне. Но берем мы на обучение любого желающего, вне зависимости от подготовки.

Проблема правильно сформировать группы – это только одна «шишка», которую мы набили, начиная программу.  Были трудности с выстраиванием программы обучения, с организацией мест занятий, с подбором тренеров. Но теперь мы много знаем и многому сами научились, и если какая-то организация или компания захотят провести обучение людей старшего возраста, пожалуйста, обращайтесь, мы все расскажем и все объясним. А еще лучше – обратитесь к региональным координаторам программы – НКО, которые непосредственно в городах и регионах программы организуют и проводят эту работу. Эти организации были выбраны на основе конкурса, получили от программы средства на оборудование компьютерных классов и организацию обучения, в том числе оплату тренеров.

Что же касается самих слушателей, то учатся они с азартом и радостью, и у них отлично получается!  Могу точно сказать, что нет никаких возрастных ограничений для овладевания новыми знаниями. Бывает, конечно, психологический барьер: а вдруг я тут все сломаю? Еще есть некоторая скованность рук, проблема с мелкой моторикой –  при работе с мышкой, курсором, например, но это быстро проходит.

Кстати, наши преподаватели умеют находить свои фишки в работе с возрастной аудиторией. Например, они придумали ввести в программу, как ни странно, игры на компьютере, карты, рисование.  И оказалось, что преодолеть психологический барьер, боязнь техники это очень помогает. Человек отвлекается на игру. Скажем, он раскладывает пасьянс или рисует цветок, – и он ничего не может сломать в компьютере, если только пасьянс не сложится или цветок получится кривой. Зато уже нарабатывается навык работы с мышкой, с меню и так далее.

Что интересно: многие специально приходят учиться к нам, потому что родственники научить не могут. У нас даже были случаи – преподаватели пытались научить компьютерной грамотности своих мам и пап, но не справлялись, отправляли их в другие группы. Видимо, это сложно, «ученик» – родитель не слушается, а «учитель» – сын раздражается.

– Какие мотивы овладевания навыками работы на компьютере самые частые у людей серебряного возраста, для чего им это нужно?  

– Самый главный мотив для них – возможность общения с близкими.  Вообще, когда мы спрашиваем, что для вас самое удивительное или важное в компьютере, они хором говорят: скайп. Услышать голос и увидеть родного человека, детей, внуков, сестер или братьев, которые живут далеко, для человека в возрасте крайне важно.

Кроме того, они понимают, что интернет – прекрасный способ найти информацию, начиная от социальных льгот и пенсионного законодательства и заканчивая прогнозом погоды и расписанием движения транспорта.  Допустим, у них есть какое-то хобби, скажем, вязание кружев, или огород, или любимый сад – а где получить новую информацию об этом? Книжки сегодня дороги, а в интернете можно найти любые сведения.

Все более нужным становится умение работать на компьютере в повседневной жизни: запись к врачу, оплата услуг, банки – онлайн, возможность пользоваться порталами госуслуг и много другое. Все это – мотивы для наших слушателей освоить компьютерную грамотность.

Кому-то это нужно для работы. Скажем, в 2015 году у нас буквально был бум медиков: даже сами медицинские учреждения обращались к нам в программу и были готовы предоставить помещения и оказать любую помощь, лишь бы мы обучили их медперсонал. Возможно, это было связано с тем, что сейчас поликлиники и больницы перешли на работу с компьютерами.

– Какие еще знания хотят получать ваши слушатели?

– Мы еще ввели такой курс, как мобильная грамотность. У всех наших пожилых слушателей есть мобильные телефоны, но выяснилось, что практически никто не знает, как использовать все функции аппарата, а некоторые просто их используют как «звонилку».  Но хотели бы научиться использовать гаджет более активно. С планшетами или смартфоном они тоже не знают, что делать. Родственники им дарят такой гаджет, и им тоже надо уметь управлять. И мы организовали факультативные занятия, стали учить мобильной грамотности, так что современные гаджеты становится привычными устройствами на наших участников.

Многие наши ученики, освоив азы компьютерной грамотности, высказывают желания получить более глубокие знания по различным программам, например, фотошоп, веб-дизайн, создание видео, музыки и так далее. Для этого мы организуем дополнительные занятия, факультативы, тренинги, кружки, клубы.

В 2015 году мы провели большой опрос выпускников нашей программы, в том числе попросив их ответить, что еще они хотят освоить, какие еще знания хотят получить. По результатам опроса ввели в программу новое направление: финансово-юридическая грамотность. Мы рассказываем, где и как узнать, какими социальными льготами можно пользоваться, где написать жалобу, где и как в интернете оплатить ЖКХ, как работать с банками онлайн. Кстати, программа банк-онлайн у пенсионеров крайне востребована. Ведь у многих сейчас банковские карточки, а как ими пользоваться, они просто не знают, да и побаиваются. А страшных историй про мошенничества с кредитками масса. Поэтому им очень важно быть подкованными в этих вопросах.

А вот учиться бизнесу пожилые люди не очень готовы. Мы столкнулись с психологической проблемой: не могут пожилые люди пересилить себя и чем-то торговать. Мешает воспитание или внутренние ценности. Они могут своими руками сделать что-то ценное, но продавать не получается, не могут себя преодолеть. Мы задумывались о том, чтобы проводить курсы по созданию личного бизнеса, но поняли, что для этой аудитории это не очень актуально.

– Какие итоги работы программы «Статус: Онлайн» уже есть, что это дает возрастной аудитории?

– Мы всегда стараемся оценить правильность и эффективность, того что делаем в программе. Проводим встречи, круглые слоты, опросы, семинары, конференции. В 2016 году провели масштабное исследование Программы «Статус: Онлайн» по методу изучения влияния социальных проектов и программ SROI – социальный возврат на инвестиции, который позволяет оценить результаты деятельности в количественном и качественном выражении, сопоставить их с инвестициями и сделать заключение об их эффективности.

Как показывают результаты исследования, программа «Статус: Онлайн» эффективна как с экономической, так и с социальной точки зрения. Наша задача в рамках SROI была оценить работу программы и посмотреть: что сработало, а что нет, что было более успешным, каковы запросы людей, для которых мы работаем. При оценке воздействия программы в том числе ставились задачи: предоставить данные для стратегического планирования и принятия решений в рамках программы «Статус: Онлайн» с точки зрения ее финансирования и распространения в новые регионы; определить составляющие программы, которые могут быть улучшены, а также ключевые факторы ее успешной реализации.

Исследование показало, что наиболее существенное воздействие она оказала на слушателей компьютерных курсов, тренеров, родственников слепых или слабовидящих слушателей курсов и некоммерческие организации (НКО) – региональных координаторов программы, на базе которых проводились курсы компьютерной грамотности.

Важно отметить, что кроме новых знаний, которые приобретают наши участники программы, они получают и другие, скажем так, бонусы.  У наших слушателей повышается самооценка. Ведь они освоили такую сложную вещь, как компьютер! Кроме того, они обнаружили в себе способность и желание учиться. И у них появляется огромная жажда новых знаний. Программирование, бухгалтерия, языки, создание видео и мультфильмов и так далее! И они готовы этому учиться. У них появилась уверенность, даже на бытовом уровне. Посмотреть расписание автобусов или электричек, найти в интернете нужное лекарство по выгодной цене, записаться куда-то на прием. Эти возможности придают уверенность. Это дополнительные эффекты нашей программы.

Еще один результат – профессиональный рост и повышение самооценки тренеров. У преподавателей появился новый опыт – опыт работы с такой аудиторией, не говоря уже о том, что они горды тем, что занимаются таким важным и нужным делом.

Наконец, для тех некоммерческих организаций, которые работают в нашей программе, создаются прекрасные возможности для повышения организационной устойчивости и расширения спектра их деятельности, направленной на поддержку наиболее уязвимых групп в сообществе. Программа узнаваема в регионах, и она вызывает доверие и уважение. У НКО развиваются и расширяются связи, в том числе с местными властями, организациями и компаниями, которые помогают людям старшего поколения. Ведь совместными усилиями можно сделать очень многое, даже, как сказала одна из наших выпускниц, помочь пенсионерам полететь в космос.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: