Подписка на новости
* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Социальное предпринимательство
892
Читать: 8 мин.

Социальное предпринимательство – новый тренд в гражданском обществе

Бизнес и общество

Надежда Курепина, студентка МГУП им. Ивана Фёдорова

За последние несколько лет все более популярным в России становится новый вид бизнеса – социальное предпринимательство. Как следует из самого названия, явление это стоит на стыке экономического и социального аспектов. С одной стороны, это окупаемый бизнес, который, как любой другой вид предпринимательства, направлен на извлечение прибыли. С другой же стороны, в приоритете у таких бизнесменов вовсе не выручка, а решение или смягчение острой социальной проблемы.

ЧТО это такое?  

Социальное предпринимательство совмещает в себе, казалось бы, сложно совместимое. Цель любого коммерческого предприятия – извлечение максимальной прибыли, и эта задача, как мы привыкли считать, далеко не всегда совпадает с потребностями общества. Социальный предприниматель же находит золотую середину в целеполагании своего бизнеса, вместе с получением прибыли во главу угла он ставит решение сложного социального вопроса как основную миссию своей деятельности. При этом в отличие от благотворительности та или иная социальная проблема решается через бизнес-механизмы.

Важными признаками социального бизнеса являются самоокупаемость и рентабельность, которые обеспечивают твердую землю под ногами, и дают возможность для развития и тиражирования идеи, находящейся в основе социального предприятия. Кроме социальной миссии и финансовой устойчивости проекты социального предпринимательства отличаются инновационностью, то есть новаторством в решении проблемы, как новая услуга для региона, комбинация ресурсов, и прочее.

КАКИЕ социальные проблемы решает социальный предприниматель?

По данным Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», социальные предприниматели чаще всего вовлечены в сферы дошкольного образования и детского досуга. При этом спектр социальных проблем, за решение которых берутся бизнесмены по всей стране, очень велик: это может быть трудоустройство людей с ограниченными возможностями, производство экологически чистой продукции, предоставление медицинских услуг пожилым людям или строительство уличных спортивных  тренажеров.

При определении проблематики важную роль играют характеристики региона: так, открытие аптеки в большом городе, где они находятся в избытке, не может называться социальным предпринимательством, а открытие такой же аптеки в сельской местности, где существуют сложности с наличием лекарственных средств по доступным ценам, – яркий пример инициативы по решению актуальной социальной проблемы. В этом случае предприниматель понимает потребности потенциального потребителя и делает отвечающее запросам общества предложение.

Между социальным бизнесом за рубежом и в России также есть существенные различия, которые были выявлены на практике. На Западе социальные проекты часто нацелены на решение проблем за пределами страны, например, на борьбу с бедностью и нехваткой медицинской помощи в третьих странах. В России чаще всего наблюдается обратная картина: социальное предпринимательство направлено на  смягчение внутренних социальных проблем, которых у нас, к сожалению, немало.

История

Термин «социальное предпринимательство» впервые упоминался в англоязычной литературе в 1960-х годах. Но как профессиональная область, социальное предпринимательство было представлено Грегори Дизом, директором Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка, в конце 1990-х. Большую роль в развитии этого вида бизнеса сыграл Майкл Янг, который создал более 60 организаций по всему миру, включая несколько Школ социального предпринимательства в Великобритании.

Хотя термин «социальное предпринимательство» сравнительно новый, само явление имеет давнюю историю. К числу людей, чья деятельность может служить образцом социального предпринимательства, можно отнести, например, Флоренс Найтингейл, основательницу первого училища для медсестер в Великобритании, разработавшую прогрессивные стандарты работы медсестер и способствовавшую их широкому распространению.

Одним из широко известных современных социальных предпринимателей является лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус, основатель и менеджер банка Grameen и связанной с ним группы социальных венчурных предприятий в республике Бангладеш. Он разработал концепцию микрокредитования, которая заключается в выдаче на льготных условиях небольших кредитов гражданам, которые слишком бедны, чтобы претендовать на обычные банковские кредиты. В некоторых странах, в том числе в Бангладеш и в меньшей степени в США, социальные предприниматели занимаются теми задачами, которые государство на себя не берет. В других странах, в частности, в Европе и Южной Америке они довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне.

В России социальное предпринимательство появилось ещё на рубеже XIX—XX вв. Примером социального предпринимательства можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Здесь каждый нуждающийся мог найти себе работу и получить приют. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.

Сегодня

Еще семь лет назад термина «социальное предпринимательство» в российском деловом лексиконе вовсе не существовало, поначалу речь шла о венчурной филантропии, однако такое определение было малопонятно. Первопроходцем в этой области стал основанный Вагитом Алекперовым Фонд «Наше будущее», который занялся развитием социального бизнеса в России, начав с отработки общей методологии, не ограничиваясь какой-либо одной сферой.

Понятие «социальное предпринимательство», правда, до сих пор не закреплено в российском законодательстве, под ним часто подразумевается все: от бизнеса в социальной сфере до благотворительных проектов. В свою очередь отсутствие законодательной базы на сегодняшний день не позволяет бизнесу свободно развиваться. Поэтому важной задачей сегодня является официальное закрепление института социального предпринимательства и четких критериев отнесения проекта к числу субъектов социального предпринимательства.

Эксперты называют социальное предпринимательство новым трендом в гражданском обществе, ведь социальные предприниматели не ждут решения социальных проблем руками государства, а решают их при помощи рентабельного бизнеса. Явление уже получает активную поддержку со стороны бизнес-сообщества, становясь альтернативой традиционной благотворительности: с 2013 года крупные банки и корпорации создают специальные программы содействия социальным предпринимателям, тема поднимается на крупных конференциях и форумах. Более того, проблема обсуждается на самом высоком уровне, разрабатываются государственные и региональные программы поддержки социального предпринимательства. Не так давно в рейтинге для губернаторов появился такой критерий оценки их деятельности, как поддержка социального предпринимательства, что также говорит о тенденции активного развития института социального  бизнеса в нашей стране.

Тем не менее, многие социальные предприниматели сегодня просто не осознают себя таковыми и не знают, у кого и как просить поддержки. Подобными вопросами занимается Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который предоставляет всестороннюю поддержку людям, решившим внести свой вклад в решение острых социальных проблем с помощью бизнеса. Основное отличие Фонда «Наше будущее» заключается в том, что финансирование проектов осуществляется на заемной возвратной основе. Такой инструмент позволяет оказывать помощь в решении социальных проблем не разово, а на постоянной системной основе. К 1 июля 2014 года Фондом были поддержаны 108 проектов в сфере социального предпринимательства из 44 регионов России на общую сумму более 230 млн рублей.

Помимо беспроцентных целевых займов на развитие своего бизнеса, социальные предприниматели также получают квалифицированный консалтинг, информационное сопровождение, и могут принять участие в тематических образовательных программах. Большинство проектов социального предпринимательства в России сегодня – это субъекты малого или среднего бизнеса, которые в конкурентной борьбе с крупным бизнесом зачастую оказываются в проигрыше. Для того чтобы обеспечить каналы сбыта запускаются такие проекты,  как конкурс «Больше, чем покупка», в рамках которого на АЗС ЛУКОЙЛ реализуются товары социальных предпринимателей.

КТО эти люди?

По данным исследования, проведенного Фондом «Наше будущее», социальный предприниматель – чаще всего женщина 35-45 лет, как правило, с высшим образованием (85 процентов женщин-предпринимателей закончили вузы). Ежедневно общаясь с социальными предпринимателями, сотрудники Фонда утверждают, что эти люди чего-то добиваются не благодаря, а вопреки. Они преодолевают большое количество барьеров, но не останавливаются и продолжают свою работу, движимые осознанной идеей. Самые успешные предприниматели не устают повторять: нельзя начинать проект, держа в голове только желание заработать. Даже работа, приносящая очень большие деньги, рано или поздно приведет к опустошению, если не будет наполнена дополнительным смыслом, большой идеей. И люди, занимающиеся социальным предпринимательством, это понимают.

В большинстве случаев социальные предприниматели начинают заниматься теми проблемами, с которыми им пришлось столкнуться им самим. Так у Марины Шилкиной из Самары появилась идея открытия частных детских садов: она никак не могла отдать собственного ребенка в детский сад, и взяла ситуацию в свои руки. Марина создала небольшой детский сад в жилом доме, после чего стала тиражировать проект. Сегодня в разных городах России созданы около 140 таких детских садиков. Причем этот проект является примером государственно-частного партнерства: администрация города  выделяет средства на поддержку частных детских садов, вошедших в программу «Билдинг-сад», что позволяет значительно снизить для родителей оплату за пребывание малыша. Кроме того, Марина Шилкина убедила застройщиков закладывать в каждый проект многоквартирного жилого дома помещение площадью не менее 200 квадратных метров на первом этаже здания для детского учреждения.

Другие инициативные предприниматели – создатель проекта «Фитнес городских улиц» Антон Кучумов  и автор «Кенгуру.про» Максим Попов из Москвы развивают воркаут – уличные  тренировки на спортивных площадках, в городских парках, популяризируя таким образом здоровый образ жизни и выманивая подростков из-за компьютеров на свежий воздух.

Социальное предприятие может иметь творческие цели, как возрождение традиций и охрана культурного наследия. Так, благодаря усилиям  Натальи Никитиной и Фонда «Наше будущее» была возрождена коломенская пастила. Поток туристов в Коломну увеличился втрое, после того как там появился музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», а потом и целая музейная фабрика. В Коломенском посаде, где жили купцы и меценаты, за последние годы вырос целый город-музей, появились новые рабочие места. Недавно коломенская пастила была официально представлена Палате общин Британского парламента как русский национальный сувенир Года культуры России в Великобритании. В планах предпринимателя из Коломны открытие представительства музея пастилы в Лондоне.

С каждым днем в России появляется все больше бизнес-проектов, которые стремятся к решению тех или иных социальных проблем. Проект «Либерти» предлагает по доступным ценам заграничные туры людям с ограниченными возможностями передвижения и людям, нуждающимся в гемодиализе. Салон-парикмахерская NADIN, где работают слабослышащие мастера, позволяет смягчить социальные проблемы трудоустройства и социального обслуживания инвалидов. Подобные проекты стали возможными и успешными благодаря смелости и талантам начинающих когда-то предпринимателей, которые не испугались вызовов российского рынка и нашли возможности не только открыть рентабельный бизнес, но и помочь другим людям.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: