Социальное предпринимательство – новый тренд в гражданском обществе
Надежда Курепина, студентка МГУП им. Ивана Фёдорова
За последние несколько лет все более популярным в России становится новый вид бизнеса – социальное предпринимательство. Как следует из самого названия, явление это стоит на стыке экономического и социального аспектов. С одной стороны, это окупаемый бизнес, который, как любой другой вид предпринимательства, направлен на извлечение прибыли. С другой же стороны, в приоритете у таких бизнесменов вовсе не выручка, а решение или смягчение острой социальной проблемы.
ЧТО это такое?
Социальное предпринимательство совмещает в себе, казалось бы, сложно совместимое. Цель любого коммерческого предприятия – извлечение максимальной прибыли, и эта задача, как мы привыкли считать, далеко не всегда совпадает с потребностями общества. Социальный предприниматель же находит золотую середину в целеполагании своего бизнеса, вместе с получением прибыли во главу угла он ставит решение сложного социального вопроса как основную миссию своей деятельности. При этом в отличие от благотворительности та или иная социальная проблема решается через бизнес-механизмы.
Важными признаками социального бизнеса являются самоокупаемость и рентабельность, которые обеспечивают твердую землю под ногами, и дают возможность для развития и тиражирования идеи, находящейся в основе социального предприятия. Кроме социальной миссии и финансовой устойчивости проекты социального предпринимательства отличаются инновационностью, то есть новаторством в решении проблемы, как новая услуга для региона, комбинация ресурсов, и прочее.
КАКИЕ социальные проблемы решает социальный предприниматель?
По данным Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», социальные предприниматели чаще всего вовлечены в сферы дошкольного образования и детского досуга. При этом спектр социальных проблем, за решение которых берутся бизнесмены по всей стране, очень велик: это может быть трудоустройство людей с ограниченными возможностями, производство экологически чистой продукции, предоставление медицинских услуг пожилым людям или строительство уличных спортивных тренажеров.
При определении проблематики важную роль играют характеристики региона: так, открытие аптеки в большом городе, где они находятся в избытке, не может называться социальным предпринимательством, а открытие такой же аптеки в сельской местности, где существуют сложности с наличием лекарственных средств по доступным ценам, – яркий пример инициативы по решению актуальной социальной проблемы. В этом случае предприниматель понимает потребности потенциального потребителя и делает отвечающее запросам общества предложение.
Между социальным бизнесом за рубежом и в России также есть существенные различия, которые были выявлены на практике. На Западе социальные проекты часто нацелены на решение проблем за пределами страны, например, на борьбу с бедностью и нехваткой медицинской помощи в третьих странах. В России чаще всего наблюдается обратная картина: социальное предпринимательство направлено на смягчение внутренних социальных проблем, которых у нас, к сожалению, немало.
История
Термин «социальное предпринимательство» впервые упоминался в англоязычной литературе в 1960-х годах. Но как профессиональная область, социальное предпринимательство было представлено Грегори Дизом, директором Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка, в конце 1990-х. Большую роль в развитии этого вида бизнеса сыграл Майкл Янг, который создал более 60 организаций по всему миру, включая несколько Школ социального предпринимательства в Великобритании.
Хотя термин «социальное предпринимательство» сравнительно новый, само явление имеет давнюю историю. К числу людей, чья деятельность может служить образцом социального предпринимательства, можно отнести, например, Флоренс Найтингейл, основательницу первого училища для медсестер в Великобритании, разработавшую прогрессивные стандарты работы медсестер и способствовавшую их широкому распространению.
Одним из широко известных современных социальных предпринимателей является лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус, основатель и менеджер банка Grameen и связанной с ним группы социальных венчурных предприятий в республике Бангладеш. Он разработал концепцию микрокредитования, которая заключается в выдаче на льготных условиях небольших кредитов гражданам, которые слишком бедны, чтобы претендовать на обычные банковские кредиты. В некоторых странах, в том числе в Бангладеш и в меньшей степени в США, социальные предприниматели занимаются теми задачами, которые государство на себя не берет. В других странах, в частности, в Европе и Южной Америке они довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне.
В России социальное предпринимательство появилось ещё на рубеже XIX—XX вв. Примером социального предпринимательства можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Здесь каждый нуждающийся мог найти себе работу и получить приют. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.
Сегодня
Еще семь лет назад термина «социальное предпринимательство» в российском деловом лексиконе вовсе не существовало, поначалу речь шла о венчурной филантропии, однако такое определение было малопонятно. Первопроходцем в этой области стал основанный Вагитом Алекперовым Фонд «Наше будущее», который занялся развитием социального бизнеса в России, начав с отработки общей методологии, не ограничиваясь какой-либо одной сферой.
Понятие «социальное предпринимательство», правда, до сих пор не закреплено в российском законодательстве, под ним часто подразумевается все: от бизнеса в социальной сфере до благотворительных проектов. В свою очередь отсутствие законодательной базы на сегодняшний день не позволяет бизнесу свободно развиваться. Поэтому важной задачей сегодня является официальное закрепление института социального предпринимательства и четких критериев отнесения проекта к числу субъектов социального предпринимательства.
Эксперты называют социальное предпринимательство новым трендом в гражданском обществе, ведь социальные предприниматели не ждут решения социальных проблем руками государства, а решают их при помощи рентабельного бизнеса. Явление уже получает активную поддержку со стороны бизнес-сообщества, становясь альтернативой традиционной благотворительности: с 2013 года крупные банки и корпорации создают специальные программы содействия социальным предпринимателям, тема поднимается на крупных конференциях и форумах. Более того, проблема обсуждается на самом высоком уровне, разрабатываются государственные и региональные программы поддержки социального предпринимательства. Не так давно в рейтинге для губернаторов появился такой критерий оценки их деятельности, как поддержка социального предпринимательства, что также говорит о тенденции активного развития института социального бизнеса в нашей стране.
Тем не менее, многие социальные предприниматели сегодня просто не осознают себя таковыми и не знают, у кого и как просить поддержки. Подобными вопросами занимается Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который предоставляет всестороннюю поддержку людям, решившим внести свой вклад в решение острых социальных проблем с помощью бизнеса. Основное отличие Фонда «Наше будущее» заключается в том, что финансирование проектов осуществляется на заемной возвратной основе. Такой инструмент позволяет оказывать помощь в решении социальных проблем не разово, а на постоянной системной основе. К 1 июля 2014 года Фондом были поддержаны 108 проектов в сфере социального предпринимательства из 44 регионов России на общую сумму более 230 млн рублей.
Помимо беспроцентных целевых займов на развитие своего бизнеса, социальные предприниматели также получают квалифицированный консалтинг, информационное сопровождение, и могут принять участие в тематических образовательных программах. Большинство проектов социального предпринимательства в России сегодня – это субъекты малого или среднего бизнеса, которые в конкурентной борьбе с крупным бизнесом зачастую оказываются в проигрыше. Для того чтобы обеспечить каналы сбыта запускаются такие проекты, как конкурс «Больше, чем покупка», в рамках которого на АЗС ЛУКОЙЛ реализуются товары социальных предпринимателей.
КТО эти люди?
По данным исследования, проведенного Фондом «Наше будущее», социальный предприниматель – чаще всего женщина 35-45 лет, как правило, с высшим образованием (85 процентов женщин-предпринимателей закончили вузы). Ежедневно общаясь с социальными предпринимателями, сотрудники Фонда утверждают, что эти люди чего-то добиваются не благодаря, а вопреки. Они преодолевают большое количество барьеров, но не останавливаются и продолжают свою работу, движимые осознанной идеей. Самые успешные предприниматели не устают повторять: нельзя начинать проект, держа в голове только желание заработать. Даже работа, приносящая очень большие деньги, рано или поздно приведет к опустошению, если не будет наполнена дополнительным смыслом, большой идеей. И люди, занимающиеся социальным предпринимательством, это понимают.
В большинстве случаев социальные предприниматели начинают заниматься теми проблемами, с которыми им пришлось столкнуться им самим. Так у Марины Шилкиной из Самары появилась идея открытия частных детских садов: она никак не могла отдать собственного ребенка в детский сад, и взяла ситуацию в свои руки. Марина создала небольшой детский сад в жилом доме, после чего стала тиражировать проект. Сегодня в разных городах России созданы около 140 таких детских садиков. Причем этот проект является примером государственно-частного партнерства: администрация города выделяет средства на поддержку частных детских садов, вошедших в программу «Билдинг-сад», что позволяет значительно снизить для родителей оплату за пребывание малыша. Кроме того, Марина Шилкина убедила застройщиков закладывать в каждый проект многоквартирного жилого дома помещение площадью не менее 200 квадратных метров на первом этаже здания для детского учреждения.
Другие инициативные предприниматели – создатель проекта «Фитнес городских улиц» Антон Кучумов и автор «Кенгуру.про» Максим Попов из Москвы развивают воркаут – уличные тренировки на спортивных площадках, в городских парках, популяризируя таким образом здоровый образ жизни и выманивая подростков из-за компьютеров на свежий воздух.
Социальное предприятие может иметь творческие цели, как возрождение традиций и охрана культурного наследия. Так, благодаря усилиям Натальи Никитиной и Фонда «Наше будущее» была возрождена коломенская пастила. Поток туристов в Коломну увеличился втрое, после того как там появился музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», а потом и целая музейная фабрика. В Коломенском посаде, где жили купцы и меценаты, за последние годы вырос целый город-музей, появились новые рабочие места. Недавно коломенская пастила была официально представлена Палате общин Британского парламента как русский национальный сувенир Года культуры России в Великобритании. В планах предпринимателя из Коломны открытие представительства музея пастилы в Лондоне.
С каждым днем в России появляется все больше бизнес-проектов, которые стремятся к решению тех или иных социальных проблем. Проект «Либерти» предлагает по доступным ценам заграничные туры людям с ограниченными возможностями передвижения и людям, нуждающимся в гемодиализе. Салон-парикмахерская NADIN, где работают слабослышащие мастера, позволяет смягчить социальные проблемы трудоустройства и социального обслуживания инвалидов. Подобные проекты стали возможными и успешными благодаря смелости и талантам начинающих когда-то предпринимателей, которые не испугались вызовов российского рынка и нашли возможности не только открыть рентабельный бизнес, но и помочь другим людям.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: