Подписка на новости

* Поля, обязательные к заполнению
Нажимая на кнопку «Подписка на новости» Вы даёте свое согласие автономной некоммерческой организации «Центр развития филантропии ‘’Сопричастность’’» (127055, Москва, ул. Новослободская, 62, корпус 19) на обработку (сбор, хранение), в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.b-soc.ru и осуществления деятельности в соответствии с Уставом Центра развития филантропии «Сопричастность», а также в целях информирования о мероприятиях, программах и проектах, разрабатываемых и реализуемых некоммерческим негосударственным объединением «Бизнес и Общество» и Центром развития филантропии «Сопричастность». Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента ликвидации АНО Центра развития филантропии «Сопричастность» либо до получения от Пользователя заявления об отзыве Согласия на обработку персональных данных. Заявление пользователя об отзыве согласия на обработку персональных данных направляется в письменном виде по адресу: info@b-soc.ru. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
Партнёрство
Социальное предпринимательство

Реальная социальная ответственность: кейс Перми

Кристина Покрытан
основатель Бюро по развитию социальной ответственности «Установка»

Что мы знаем о Перми? Что это где-то на Урале, что там живут реальные пацаны и есть фантастически красивая опера (билеты в которую тоже стоят фантастически даже по меркам Москвы).

Мы вас удивим. Пермь еще и крайне сознательный город с высокой бизнес-активностью. И с вполне вменяемым управленческим составом в лице губернатора и мэра. Малый бизнес здесь не редкость, скорее закономерность. Крупные градообразующие предприятия развивают свою социальную ответственность, а горожане поддерживают социальные стартапы.

Варвара Кальпиди, например, несколько лет назад открыла в Перми кофейню «Грибушин», названную так в честь известного отечественного филантропа ХIХ веке, и сквер его имени. Неофициальный слоган компании — «Честь дороже прибыли» — можно увидеть написанным  глазурью на пряниках в кафе и крупным шрифтом на стенде при входе в сквер.

Местные медиа интересуются социальной жизнью городского бизнеса и готовы рассказывать как о корпорациях, так и микро-предприятиях. Как только в городе появилась частная овощная лавка, владелица которой по вечерам бесплатно развозила наборы с фруктами и овощами малоимущим семьям, о ней сразу написали пермские СМИ. Они же поддержали жителей, возмущенных новостью, что недолго просуществовавшую лавку решили закрыть местные власти, чтобы она не мешала парковке.

В пермской Торгово-промышленной палате, куда мы приехали поговорить с бизнесом, НКО и СМИ о социальных проектах, участников было неожиданно много. Больше, чем я привыкла видеть на аналогичных встречах в Москве. Запрос встречаться, общаться и искать совместные решения у местных игроков силен, а площадок для этого мало.

Но это не единственная проблема, с которой сталкивается пермское социально ответственное сообщество. Некоммерческий сектор и бизнес ждут, что СМИ будут уделять больше внимания их проектам. Медиа совсем не против писать про социальные программы компании, но часто из-за бюрократии не могут добиться своевременного комментария от ее представителей. Система многоступенчатых согласований по любому вопросу стоит корпорации упущенного инфоповода. Разочарованы остаются и СМИ, и менеджеры КСО, перед которыми стоят вполне измеримые цели по повышению медийности социальной повестки.

НКО забрасывают журналистов приглашениями на благотворительные события и релизами о своих проектах. Представители местных СМИ отмечают, что на почту приходит до 80 подобных писем ежедневно. Это, конечно, очередное свидетельство высокой социально-экономической активности города. Но разобраться в потоке похожих сообщений очень сложно. Тем более для людей, далеких от темы благотворительности. Кроме того, представления о том, что может быть инфоповодом, а что нет, у НКО и СМИ разнятся.

Что обо всем этом говорит заместитель главного редактора пермской газеты «Деловой интерес» Анастасия Петрова?

— Основная проблема взаимоотношений СМИ, НКО и бизнеса сегодня в категорическом непонимании тех, с кем мы сотрудничаем, что СМИ — тоже бизнес. Причем бизнес с довольно жесткими ограничениями, наложенными законом о СМИ и законом о рекламе, и – так вышло – с высокой социальной ответственностью. На нас постоянно накладывают образовательные и воспитательные функции, от нас ждут решения общественных задач, нам вменяют роль посредника между государством и обществом – хотим мы того или нет. При этом наравне с бизнесом нам нужно выплачивать налоги, зарплаты сотрудникам, платить за хостинг сайта и печать газеты, за время в эфире или цифровое вещание – список расходов у нас ничуть не меньше, чем у любого производства. И чем успешнее СМИ, чем ярче и интереснее его материалы, чем выше у него посещаемость – тем выше у него расходы.

Учитывая все это, довольно странно слышать от НКО и от бизнеса: СМИ нам должны. СМИ должны освещать нашу деятельность, ведь мы делаем благое дело. СМИ должны говорить о нас в той тональности, в которой мы, бизнес и НКО, считаем нужным – и молчать о возникающих проблемах – потому что мы решаем социальную проблему. СМИ должны уметь рассказать нашу историю интересно, потому что она интересна нам самим – и не важно, что она не интересна вашим читателям. И вот когда к тебе обращается очередной из сотни благотворительных фондов или приходит тридцатый пресс-релиз в день о проведенном субботнике, ремонте детской площадки или новом проекте с сотрудниками-инвалидами – хочется ответить: хватит. Мы никому и ничего не должны. Вообще.

Анастасия убеждена, что тем не менее сотрудничество между СМИ, НКО и бизнесом вполне возможно. «Нет, не за деньги – потому что помимо рекламодателей у СМИ есть еще один «покупатель». Это наша аудитория. И вот когда ваша история интересна нашей аудитории – только тогда мы ее опубликуем. Да, у наших читателей сегодня есть запрос на «добрые истории». Есть запрос на рассказы о том, «как помочь», «как сделать», «куда пойти». На экологическую повестку и ЗОЖ. И вот тут и кроется секрет успешного взаимодействия СМИ и бизнеса, НКО и СМИ. Расскажите то, что нам интересно».

Чему стоить сегодня учить и НКО, и бизнес, по мнению Анастасии, так это рассказывать свои истории так, чтобы они зазвучали и были поняты внешней аудиторией. «Учить, возможно, вместе с журналистами. Вы открыли новое швейное производство, куда берете бывших сотрудниц исправительно-трудовой колонии? Прекрасно. Но история про «Мы потратили 100 миллионов и создали 49 рабочих мест» никому не нужна. Нужна история про швею Зину, которая по малолетке попалась на краже, отсидела четыре года и сейчас говорит, что у нее нет будущего, только новая кража. Потому что ее никуда не берут. А в детстве наша условная Зина любила шить платьишки для кукол… Надо учиться рассказывать не про цифры, а про людей. Уделять внимание деталям».

И, наконец, советует Анастасия, не нужно стремиться попасть во все СМИ сразу. Так не бывает, да это и бессмысленно. «Ищите те, которые нужны именно вам – а вы нужны им. Журнал, посвященный сплетням об Ольге Бузовой, никогда не будет писать про разработку новых технологий очистки воды – но про них расскажет образовательный проект. Бизнес-газета вряд ли заинтересуется «Днем двора» в маленьком городке – это история городского портала».

Очевидно, что смысл в партнерских отношениях видят все. И наверняка каждый игрок на этом рынке готов сделать шаг навстречу остальным. Важно понять, с чего начать. На наш взгляд, минимально затратный и максимально полезный подход — чаще собираться и проговаривать позиции. Вся эта ситуация недопонимания между бизнесом, НКО и СМИ похожа на неудачный ménage-à-trois, где стороны не учитывают разности интересов и потребностей друг друга. Для того чтобы начать настоящее партнерство, каждому игроку предстоит многому научиться у других.

Бизнесу важно упростить процедуру согласования: без оперативного комментария статья потеряет актуальность или не вызовет доверия аудитории. Ценно также иметь в компании тематических экспертов, которые будут общаться с журналистами и помогать им своевременно выпустить качественный материал. Постоянно взаимодействуя со СМИ, корпоративные эксперты смогут в какой-то момент стать незаменимыми источниками информации и повысят уровень цитируемости для компании в разы.

НКО нужно стратегически взглянуть на свою деятельность и разделить весь поток событий на действительные инфоповоды и рутинную работу. Лучше сделать меньше материалов за год, зато соблюсти высокое качество и сохранить деловые отношения с медиапартнером.

Журналистам не стоит ждать очередного вала писем и копить раздражение. Лучше договориться с удобной всем площадкой, например, Торгово-промышленной палатой, и проводить регулярные тренинги на понимание работы СМИ для коллег из бизнеса и НКО. Тогда удастся и воспитать своих верных «кракенов», которые всегда дадут грамотный своевременный комментарий, и создать базу для настоящих партнерских отношений, где каждый понимает свою ценность.

Лилия Ширяева, представитель Торгово-промышленной палаты Перми убеждает, что партнерство между НКО, бизнесом и СМИ существует априори.

— Вопрос только в том, чем наполнено это партнёрство. Наша общая задача – сделать так, чтобы быть партнерами стало интересно каждой стороне. Ключевое слово — интересно. Вот, к примеру, СМИ – это та же бизнес-структура. Поэтому разместить материал про деятельность НКО бесплатно СМИ может себе позволить, только если информация действительно содержательная и тема проекта соответствует специфике издания. Но этого мало. Информация от НКО должна быть ещё и интересной! Она должна «цеплять» как само издание, так и его аудиторию.

Лилия видит значительную роль Торгово-промышленной палаты в этом процессе становления и укрепления партнерства. «ТПП объединяет очень разных предпринимателей. Сюда входит крупный, средний и мелкий бизнес. Строительство, производство, торговля, услуги и т.п. Миссия ТПП –помогать предпринимательскому сообществу в множестве направлений. Начиная с услуг по оценке имущества и проведению экспертиз и заканчивая взаимодействием со всеми уровнями власти. А в данном случае – бизнес нуждается в помощи при взаимодействии с НКО. Соответственно, надо подобрать подходящие методики для выстраивания такого общения. Это может быть обучение, это могут быть тематические встречи, а также создание работающей системы. Ещё для бизнеса, как оказалось, важно видеть на одном ресурсе все реализующиеся на данный момент проекты проверенных НКО. И это пожелание тоже возможно реализовать с нашей помощью».

Когда каждый участник процесса понимает и разделяет общие цели, когда все стороны готовы к диалогу, пусть непростому и небыстрому, остается самая малость. Подобрать правильные инструменты и начать систематически ими пользоваться. Одна встреча в год  не решит проблемы, это как спортзал: не будет регулярности, не будет эффекта. Но очевидно, что в спортзал всем давно нужно, его уже для нас даже построили и абонементы выдали. Поэтому оправдаться за свое отсутствие на беговой дорожке и бизнесу, и НКО, и СМИ будет тяжело.

Есть еще один важный стимул к продуктивной и осмысленной работе над социальным партнерством. Городу повезло иметь не только заинтересованный в социальных изменениях бизнес, активно развивающийся НКО-сектор и ответственные СМИ. Четвертый значительный игрок — молодые пермские ребята, студенты и носители своей особенной культуры свободы. Они не боятся задаваться правильными вопросами о смысле собственной жизни и собственного дела. Их не привлекают яркие бренды крупного бизнеса, за которым не стоит человечности и отношений доверия. Они хотят делать свой бизнес, осознанно решая проблемы переработки мусора, создавая рабочие места для самых уязвимых, укрепляя диалог между властью, НКО и частными компаниями. Именно с этих ребят должна начинаться любая работа в развитии устойчивости региона, и тогда устойчивым будем не только «сегодня», но и «завтра».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: