
Ответственность — это билет в будущее
Компании рассказали, почему выгодно следовать устойчивому развитию
Что нужно сделать, чтобы устойчивое развитие стало нормой, разбирали участники Форума ответственного бизнеса «Устойчивое развитие. Выгодно вместе», организованного ForbesCongress.
Важная роль у потребителей, особенно зарубежных, которые диктуют правила российским экспортерам. «У меня 90% продукции уходит на экспорт, у меня 36% акций в свободном обращении и это, конечно, кредитные учреждения в основном западные», — рассказал старший вице-президент по устойчивому развитию «Норникеля» Андрей Бугров. Изменились условия ведения бизнеса в мире и резко увеличились требования по ESG. «Если я ничего не предпринимаю, я эффективно себя вытесняю — я буду ненужным на рынке», — объяснил он.
Устойчивое развитие — это развитие совместное со всеми заинтересованными сторонами и с учетом интересов не только сегодняшнего дня, но и будущих поколений, отметила заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест» Юлия Мазанова. Его популярность — определенный этап развития общества. И именно его интерес влияет на бизнес, считает она. Принципы устойчивого развития внедрены в бизнес-процессы «Металлоинвеста», рассказала Юлия Мазанова, при правлении создан комитет по устойчивому развитию, который возглавляет генеральный директор, вопросы выносятся на обсуждение совета директоров.
«Мы все больше видим, что устойчивое развитие — наш билет в будущее. И тот, кто этот билет не купит, в будущее не уедет», — констатировал президент «Марс» в России Валерий Щапов (лидер рейтинга ESG-компаний 2020 Forbes). Потому что молодое поколение хочет жить как минимум в таком же мире, что и наше, а значит, оно будет покупать «зеленую» продукцию, объяснил он.
«Для фэшн-индустрии ESG повестка катастрофически важна», — заявила управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda Юлия Никитина.
Осознанность общества растет: в 2020 году 50% покупателей обращали внимание на экологичность товаров, в 2021 году — уже больше половины, рассказала она.
Сегодня устойчивое развитие может помочь компании выгодно отличаться, заключила исполнительный директор по культуре и опыту сотрудников, Landor&Fitch Сара Томас. Например, рекламная компания «Don’t buy this jaket» у бренда одежды Patagonia увеличила продажи на 30%, рассказала она.
Впрочем, у компании «Северсталь» пока запроса со стороны клиентов нет. Если рынку предложить тонну обычной стали и тонну «зеленой» стали, но попросить за последнюю больше, то они покупать ее будут не готовы, поделился начальник отдела внутренних коммуникаций и корпоративных СМИ управления коммуникаций «Северсталь» Дмитрий Поярков.
Аренда одежды и растительное молоко
Осознанное потребление, которое исходит из снижения покупок одежды, долгосрочного ее использования, обмена и пр., не противоречит интересам ритейла, считает Юлия Никитина. «Да, мы работаем на объемы продаж, как любой другой бизнес, но мы не гонимся за over потреблением», — сказала она.
Понятно, что детская одежда, коляски — это вещи, которые можно использовать повторно, и это мы учитываем в своей бизнес-модели. «Для нас это главная тема ближайших 3-5 лет, когда от просто продажи товаров, переходишь к управлению циклом жизни одежды. Это большая тема для самих брендов»,— сказала Юлия Никитина. Так, у Lamoda есть точки сбора использованной одежды, чтобы отправить вещи, которые покупателям больше не нужны, малоимущим, а остальное — в переработку.
В продажах продуктов питания и товаров повседневного спроса также есть тренд на ответственное потребление — люди следят за тем, что они едят, какими средствами по уходу за собой и за питомцами он пользуется, во что упакована продукция, рассказала директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса, член правления, «Магнит» Анна Мелешина. В 2020 году на 30% выросли продажи бытовой химии в экологической упаковке, привела она пример. В продаже появилось растительное молоко как ответ на запрос потребителей.
Что делают компании для устойчивого развития
«Металлинвест» вложит 160 млрд руб. в производство в Белгородской области и еще 40 млрд руб. в строительство завода в Курской области, рассказала Юлия Мазанова. Все это металлургия будущего, «зеленая» металлургия — технология прямого восстановления железа, которая позволяет снижать выбросы и минует коксодоменный цикл.
7 млрд руб. в 2020 г. «Металлинвест» направил на социальные инвестиции в регионы, отдельно 2 млрд руб. — на борьбу с ковидом. Но это вопрос не столько денег, сколько совместной работы, считает Юлия Мазанова, потому что крупный бизнес может помочь оперативно решить вопросы — быстро провести закупки оборудования, провести кислород и пр.
У «Норникеля» есть большая программа модернизации и капитальных вложений — $27 млрд до 2030 года, отметил Андрей Бугров. Но в арктических районах трудно привлечь качественных подрядчиков и мобилизовать большое количество рабочей силы на эти проекты, поэтому переварить такие вложения сложно даже при хорошем аппетите. Для борьбы с ковидом «Норникель» построит 4 медицинских центра, поскольку вопрос здоровья граждан приоритетный.
Компания «Марс» обязалась вложить на $1 млрд до 2025 года в три области: «Здоровая планета» (борьба с климатическими изменениями и эффективное использование ресурсов), «Благополучие людей» (в цепочке создания продукции задействовано более миллиона человек и «Марс» работает над тем, чтобы эти люди жили лучше, чтобы исключить какую-то дискриминацию, создать дополнительные возможности для женщин) и «Всеобщее благополучие» (научные изыскания направленные на открытия, которые позволят повысить благосостояние и людей, и домашних питомцев), рассказал Валерий Щапов.
У Lamoda уже несколько лет есть стратегия устойчивого развития. Компания использует перерабатываемые контейнеры и даже экономит на этом, рассказала Юлия Никитина. Мы также в 2018 году снизили на 40% употребление картона. В 2019-2020 году Lamoda сконцентрировалась на нейтрализации углеродного следа.
«Магнит» поддерживает здоровый образ жизни и запускает ЗОЖ-клуб, объявила Мелешина. Это будет частью программы лояльности, где клиенты смогут использовать сервисы по формированию здорового рациона и здорового образа жизни. 15 апреля «Магнит» и 8 крупнейших производителей товаров повседневного спроса создали платформу для продвижения здорового будущего.
Коронавирус двигатель ответственности
Коронавирус стал катализатором, который регулирует заставил компании более активно переходить к социальной политике, поделилась советник по ресурсам и партнерствам, фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) Луиз Данн. Внутренние процессы оптимизируются, сотрудников больше поддерживают, обеспечивают большую гибкость — удаленная работа, гибкий график. Таким образом компании дают возможность распределять свое рабочее время не ущемляя семью — это серьезная социальная задача, отметила она.
Корпоративная культура создается долго и мучительно, но всегда приносит плоды, убежден Дмитрий Поярков. «Когда мы только запускали программу «Дорога к дому», вопрос социального сиротства был делом только «Северстали». Сейчас уже обладая серьезными успехами и практиками в этой сфере мы чувствуем, что к нам готовы присоединяться, делиться, работать вместе с нами», — рассказал Дмитрий Поярков.
Компании с ответственным социальным поведением будут уважаемые обществом и правительствами, а также есть и бизнес-преимущества — новые партнерства, новые продукты, новые рынки, подчеркнула Луиз Данн.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: